Форма международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:52, реферат

Описание

Цель работы – выявить преимущества и недостатки франчайзинга , как одной из форм международного бизнеса. Определить на сколько выгоднен договор коммерческой концессии для франчайзора и фрайчайни. Подетально разобрать договор франшизы.
Для достижения цели , мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю зарождения и развития франчайзинга
2. Более детально ознакомиться с основами франчайзинга
3.Исследовать формы франчайзинга и виды соглашений о коммерческой концессии

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. История развития франчайзинга…………………………………………………………………..4
2. Основы франчайзинга…………………………………………………………………………………..7
3. Виды франчайзинга……………………………………………………………………………………..10
3.1 Виды франчайзинговых систем……………………………………………………………….14
4. Преимущества франчайзинга……………………………………………………………...………15
4.1 Преимущества для франчайзора…………………………………………………………….16
4.2 Преимущества для франчайзи………………………………………………………………..17
5. Недостатки франчайзинга………………………………………………………………..………...19
5.1 Недостатки для франчайзора……………………………………………………..………….19
5.2 Недостатки для франчайзи………………………………………………………..…………..21
6. Заключение договора франшизы…………………………………………………………………22
6.1 Основные элементы……………………………………………………………………………….23
6.1.1 Три предваряющие фазы……………….. ................................................24
6.1.2 Роль адвоката франчайзи ………………………………………………………….…..25
6.1.3 Франшиза как лицензия………………………………………………………………….25
6.1.4 Финансовые обязательства..……………………………………………..……………26
6.1.5 Срок договора………………………………………………………………..………………26
6.1.6 Эксклюзивность……………………………………………………………..………………27
6.1.7 Обязанности сторон……………………………………………………..………………..27
6.1.8 Другие важные положения…………………………………………..………………..27
6.2 Виды франчайзинговых соглашений…………………………………..…………………28
7. Франчайзинг в России…………………………………………………………..…………………..29
7.1 Проблемы франчайзинга в России…………………………………..……………………30
7.2 Законодательство Российской Федерации по франчайзингу……..…………..31
Заключение……………………………………………………………………………………..…………..32
Библиография………………………………………………………………………………..…………….34
Приложение 1 : “Глоссарий по франчайзингу”……..………………………..…………….36
Приложение 2 : “Таблицы и графики ”…………………………………………..…………….40

Работа состоит из  1 файл

Форма международного бизнеса франчайзинг.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Франчайзинг часто описывается  как "семейная" концепция. Все  члены семьи следуют определенным правилам для всеобщего блага.  Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций.

Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором.  Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью  и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.

6.1.1 Три предваряющие фазы

Франчайзинговый договор, по сути, говоря, имеет дело с тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.

  • Первая фаза. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
  • Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие.  Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
  • Третья фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.  Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.20

 

 

6.1.2 Роль адвоката франчайзи

Каждая из фаз взаимоотношений  между франчайзором и франчайзи  должна быть оговорена в договоре.  Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений.   Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия.   Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге.

6.1.3 Франшиза как лицензия

Большая часть франчайзинговых  договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора.   Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.21

Франчайзинговый договор  содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия.  Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес.  Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства.  В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено.  Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему.  Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.

 

 

 

 

6.1.4 Финансовые обязательства

Большая часть франчайзинговых  договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы.   Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.

Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку.  Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.

Многие франчайзинговые  договоры предусматривают выплату  определенных сумм в общий рекламный  фонд.   Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.

6.1.5 Срок договора

Франчайзинговый договор  предусматривает срок, в течение  которого он действует.  Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.22

Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в  неприятной ситуации, когда договор  с франчайзором прекращен, а он все  еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.

 

 

6.1.6 Эксклюзивность

Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи  требует тщательной проработки.   Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь.  Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.

Франчайзинговый договор  может содержать положение, по которому он может отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории.  Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе.

 

6.1.7 Обязанности сторон

Франчайзинговый договор  включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи.  Эти положения излагаются очень детально и   занимают большую часть договора.

6.1.8 Другие важные положения

Существуют несколько  положений, которые также могут  быть включены в договор. Вот некоторые  из них.

  • Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки.  Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков.  Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала.  Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
  • Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи.  Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.
  • Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен.  Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора.  Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора.  Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени.  Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.

6.3 Виды франчазинговых соглашений

 

Комбинированные франшизы. Два или более франшизированных предприятия, которые совместно используют рабочие площади для более полного предоставления клиентам товара или услуги.

Конвертируемые франшизы. Независимые предприятия, которые  становятся франшизированными подразделениями  существующих франшизированных предприятий.

Дистрибьюторы. Франчайзи, которые распространяют товары, произведенные франшизером или полученные из другого источника.

Территориальные франшизы. Франчайзи, которые обладают правом использовать франшизы на территориальной  основе; это позволяет франчайзи  обслуживать весь город, область или район.

Единичные франшизы. Франчайзи, которые обладают правом использовать франшизу только в одном  месте.

Множественные франшизы. Франчайзи, которые обладают правом открыть одновременно несколько  франшизированных точек.

Франшизы на фирменное имя. Франшизированные предприятия, которые устанавливают с поставщиком связи, аналогичные дистрибьюторским соглашениям. Франшизеры поставляют товар, который франчайзи продает под франшизированным товарным знаком или логотипом.

Субфраншизы. Франшизированные точки, продаваемые территориальными франчайзи другим предпринимателям в их районах.

7. Франчайзинг в России

 

Покупка франшизы - простой и проверенный временем способ начать предпринимательскую  деятельность. Испытанная схема ведения  бизнеса, раскрученный брэнд, проверенный продукт значительно повышают шансы начинающего бизнесмена выжить на рынке.

Для состоявшихся компаний франчайзинг - хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает  зону распространения брэнда и рынок  сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг - особая статья заботы властей. В России франчайзинг появился только в 1992 году. Пионером выступила компания "Дока-пицца", возглавляемая Владимиром Довганем.23 Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи "Дока-Пиццы" с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули. В 1993 г. известная всем Baskin Robbins продала первую в России франшизу. Позже к иностранным добавились еще российские примеры. Обувные магазины "Эконика", предприятия быстрого питания "РостикХс", "Теремок - Русские блины", "Ням-ням", бензозаправки "ЛУКОЙЛ", ТНК. Главная особенность развития франчайзинга в России в том, что у нас его очень мало. В России франчайзинг не стал «инкубатором» предпринимательства, и тому есть причины: правовая, административная и финансовая.

7.1 Проблемы франчайзинга в России

 Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать следующим образом:

Экономические проблемы. Франчайзинг — экономический  инструмент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно  отнести:

• Франчайзинговые схемы требуют стабильности, прогнозируемости и предсказуемости экономического развития страны в целом;

• отсутствие у большинства  предпринимателей — потенциальных  франчайзи необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую  систему;

• сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала из-за нежелания кредитных учреждений финансировать начальный бизнес, а отсутствие законодательства по франчайзингу делает невозможным выступить франчайзеру гарантом прибыльности планируемого предприятия.

Социально-психологические  проблемы.

• отсутствие отечественного опыта;

• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

• боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное  «лицо» предпринимателя и менеджера.

Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг — это  экономический инструмент и его  проблемы в первую очередь следует  искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга — прежде всего в правовой сфере.

Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

7.2  Законодательство  Российской Федерации по франчайзингу 

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи, т.к. при кредитовании франчайзинговой сделки франчайзер выступает гарантом франчайзи и должен показать банку прибыльность проекта.

При заключении международных  договоров франчайзинга, стороны  должны руководствоваться законодательством  принимающей стороны. По этой причине  зарубежные франчайзеры не торопятся  предоставить права использования  своих технологий под своей торговой маркой и товарным знаком на территории Российской Федерации. Отсутствие российской нормативно-правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения, сдерживает становление малого предпринимательства и развитие его по технологиям опытных зарубежных франчайзеров, а так же приток возможных инвестиций в нашу экономику (состоявшиеся франчайзеры частично финансируют деятельность франчайзи на начальном этапе – этапе становления бизнеса).

Исходя из вышесказанного, при заключении международных договоров  франчайзинга необходимо учитывать множество аспектов, из которых наиболее важными являются следующие: отношение Правительства к франчайзингу; правовой статус партнеров; законы, регулирующие конкурентную борьбу; законы, защищающие индустриальную и интеллектуальную собственность; правила налогообложения зарубежных предпринимателей; условия регистрации зарубежных компаний; законы о занятости; правила регулирования экспортно-импотрных потоков и виды контроля за обменом валют.

Разумеется, до тех пор, пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более болезненно. Но одно не вызовет никаких сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И чем быстрее законодательные структуры обратят внимание на этот процесс, тем лучше и проще будут развиваться и укрепляться франчайзинговые системы в нашей стране.

Заключение

Франчайзинг - явление  во многом специфическое. Особенность  этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.

Неоспоримым преимуществом  для начинающего предпринимателя  является то, что принадлежность к  единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.

Однако, их предпринимательская  инициатива ограничена: помимо того, что  франчайзер вмешивается во все сферы  деятельности предприятия, он может  принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франчайзи.

Тем не менее, франчайзи  имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые полностью обеспечивают потребности предприятия, несомненно положительный факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить конкуренцию товарам франчайзера. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.

Информация о работе Форма международного бизнеса