Форма оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:43, реферат

Описание

Основной задачей тарифного нормирования оплаты труда является установление оптимальных пропорций между мерой труда и мерой потребления. Тарифное нормирование обслуживает тарифную систему, представляющую собой совокупность правил и нормативов, обеспечивающих планирования фонда оплаты труда в сметах и дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных организациях, в зависимости от качества и условий труда.

Содержание

. Тарифное нормирование оплаты труда в строительстве
2. Тарифные сетки оплаты труда рабочих-строителей
3. Тарифные ставки заработной платы рабочих
4. Порядок разработки фирменных тарифных условий оплаты труда рабочих

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИОННО.docx

— 100.18 Кб (Скачать документ)

Градация заработной платы по рабочим специальностям, профессиям и должностям, в сегодняшних  условиях, является основным параметром тарифной системы оплаты труда наиболее всего поверженным рыночному  влиянию. Оценить труд работников разных специальностей возможно только на основе сравнения необходимости и полезности их труда на рынке рабочей силы. Это обстоятельство предопределяет обязательное проведение полноценного рыночного мониторинга заработной платы по профессиям работников.

Наименьшее влияние  на уровень заработной платы в  тарифной системе оказывает дифференцирование  оплаты труда по квалификационным разрядам. Возможности разрядной сетки  в изменении уровня оплаты труда  незначительны, находится в пределах стоимости труда по одной специальности  и практически не влияют на сумму  заработной платы по объекту строительства  в целом.

Однако в настоящее  время разрядные тарифные ставки являются основной категорией при определении  как размера оплаты труда в  сметных расчетах стоимости строительства, так и в организации заработной платы в подрядной деятельности.

Традиционная  модель тарифной системы, действующая  до настоящего времени, устанавливает  единую для всех профессий рабочих  в строительстве разрядную сетку  оплаты труда с диапазоном равным 1,8 (отношение максимальной и минимальной  ставок).

Такой диапазон в оплате труда определяет эгалитарную  модель дифференциации доходов населения, которая применятся в административно-командной  системе государственного управления, и приводит к «уравниловке» в  заработной плате, не стимулируя развитие экономики страны. Умеренная (рыночная) модель предполагает диапазон доходов  населения в размере (6-8): 1, что  можно рассматривать в качестве ориентира при определении диапазона  современной тарифной системы оплаты труда в строительстве.

В плановой экономике  были установлены единые для всех отраслей народного хозяйства тарифные сетки оплаты труда. Тарифная система  оплаты труда, указанная в постановлении  ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115, действует и в настоящее время  без изменения. В сметных расценках  Госстроя РФ ФЕР-2001 и ТЕР-2001 тарифы оплаты труда рабочих-строителей приняты  по данным этого постановления, в  котором диапазон коэффициентов  дифференцирования заработной платы  равняется - 1,8.

Сегодня в стране применяются тарифные сетки с  большим количеством разрядов, например, 18-и разрядная Единая тарифно-квалификационная сетка для бюджетных организаций. Такие тарифные сетки объединяют в общую систему заработную плату  рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Такая система пригодна для централизованного  распределения и управления заработной платой, но не допустима и не возможна в рыночных отношениях гражданско-правового  характера, для подрядной деятельности в строительстве, хотя Госстрой РФ в  МДС 83-1.99 настойчиво рекомендовал 18-и  разрядную сетку для строительства.

Идея унификации тарифов оплаты труда для бюджетной  сферы и для гражданско-правовых отношений на предприятиях свободного предпринимательства по стране в  целом не нова и возвращает строительный комплекс к системе административно-командного управления, не соответствует рыночной экономики и прямо противоречит Конституции, Гражданскому и Трудовому  законодательству.

Оптимальное количество разрядов в тарифной сетке, проверенное  на практике в сегодняшних условиях и обеспеченное нормативной инфраструктурой, составляет 6-8 разрядов, традиционно  принятых в строительстве.

При разработке фирменных условий оплаты труда  предприятия вправе сохранять ранее  разработанные и действующие  межразрядные соотношения тарифных ставок в 6-и разрядной тарифной сетке (таблица 1) или принимать любые  другие тарифные условия оплаты труда.

Таблица 1

Тарифные  разрядные сетки  сметно-нормативных  баз в строительстве

Показатели нормативных  баз Квалификационные  разряды
I II III IV V VI
1984г.

(ЕРЕР-84)

Тарифные ставки (руб./ч.-час) 0,438 0,493 0,555 0,625 0,702 0,79
Тарифные  коэффициенты 1,000 1,126 1,267 1,427 1,603 1,804
1991г.

(СНиР-91)

Тарифные ставки (руб./ч.-час) 0,59 0,64 0,7 0,79 0,91 1,06
Тарифные  коэффициенты 1,000 1,085 1,186 1,339 1,542 1,796
2000г.

(ФЕР-2001)

Тарифные ставки (руб./ч.-час) 7,19 7,8 8,53 9,63 11,09 12,91
Тарифные  коэффициенты 1,000 1,085 1,186 1,339 1,542 1,796

Предприятия вправе самостоятельно устанавливать любые  виды и системы оплаты труда, их дифференцирование  по категориям работников и назначение поощрительных выплат в зависимости  от целей производства, мотивации  персонала и финансовых возможностей предприятия.

Проблема дифференцирования  заработной платы на предприятии  в значительной мере зависит от обоснованности применяемой тарифной системы и  в первую очередь от тарифных коэффициентов.

Качество тарифных коэффициентов определяется задачами фирменной системы оплаты труда, мотивацией персонала и объективными условиями труда. Количество и абсолютные значения коэффициентов в тарифных сетках оплаты труда зависит от следующих  параметров: диапазона коэффициентов  тарифной сетки; количества тарифных разрядов в сетке; формы изменения коэффициентов  в диапазоне.

Диапазон коэффициентов  определяется как отношение между  максимальной и минимальной ставкой  оплаты труда в принятой на предприятии  тарифной системе. Как правило, минимальная  ставка в виде коэффициента принимается  за единицу, отсюда значение диапазона  равно максимальному коэффициенту в тарифной сетке.

Диапазон коэффициентов  тарифной сетки в основном устанавливает  степень дифференциации заработной платы между работниками одной  специальности (или группы профессий) на предприятии. Возможно и установление для всех рабочих специальностей единой тарифной сетки с общим  диапазоном тарифных коэффициентов.

Величины абсолютного  и относительного возрастания тарифных коэффициентов приводятся в тарифной сетке в целях анализа ее внутренней структуры. При этом относительное возрастание каждого последующего тарифного коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих) предшествующего разряда. Величина абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов имеет значение для обеспечения правильной дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от тарифно-квалификационного разряда выполняемых ими работ. Степень возрастания тарифных коэффициентов должна соответствовать степени повышения квалификационного уровня рабочих, отнесенных к вышестоящему разряду.

Количество разрядов в тарифной сетке определяет количество категорий (уровней) по оплате труда  между максимальной и минимальной  заработной платой на предприятии. Большое  количество разрядов в производственной сетке (более 10) затрудняет продвижение  специалиста по иерархии оплаты труда, причем ее рост по разрядам незначителен. Это снижает мотивацию работников в повышении квалификации и мастерства. Небольшое число разрядов (менее 4) также не стимулирует работника  и затрудняет повышение квалификационного  уровня.

Формы изменения  коэффициентов в диапазоне зависит  от задач, которые предприятие решает с помощью дифференцирования  тарифных ставок и определяет типы тарифных сеток, различающиеся характером изменения тарифных коэффициентов  от разряда к разряду.

Наиболее характерными и представительными являются следующие  типы тарифных сеток:

с прогрессивным  абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов;

с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов;

с регрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов;

с прогрессивным  абсолютным и постоянным относительным  возрастанием тарифных коэффициентов;

Графическое представление  изменения тарифных коэффициентов  по вариантам тарифных сеток показано на диаграмме 2.

Анализ типовых  форм тарифных сеток показывает на невозможность практического применения сеток типа [3]. Высокий прирост  тарифных коэффициентов и, соответственно, тарифных ставок низших разрядов при  снижении прироста заработной платы  с достижением высшей квалификации не соответствует требованию постоянного  повышения профессиональной подготовки персонала.

В практической деятельности фирменные тарифные сетки  принимаются с характеристиками эпюры между кривыми [1] и [2]. Параметры  тарифных коэффициентов [4] соответствует  показателям тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1984г (постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 26.12.68 № 1045), а параметры  изменения коэффициентов [1] соответствуют  тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной  базе строительства 1991-2001г. (постановление  от 17.09.86 № 1115).

Диаграмма 2

Типы  тарифных сеток с  коэффициентами в  зависимости от основных параметров системы

Наиболее просты и понятны в разработке и применении тарифные сетки типа [2] и [4], для которых  приводим полную схему и формулы  расчета параметров.

Тип 2 - линейная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный и постоянный рост абсолютных значений тарифных коэффициентов. Значение тарифных коэффициентов по разрядам (К ρ ) рассчитывается по формулам:

К ρ = 1 + А × (Р-1), А = Рмаксмин-1,

где: К ρ - тарифный коэффициент для разряда (р) в тарифной сетке;

Р - номер текущего разряда в тарифной сетке;

Рмин - номер минимального разряда (1);

Рмакс - номер максимального разряда в проектируемой тарифной сетке.

Тип 4 - экспоненциальная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный относительный  прирост значений коэффициентов. Затраты  на прирост квалификации на каждый последующий тарифный разряд исчисляются  по принципу сложных процентов (показательная  функция). Тарифный коэффициент для  каждого разряда (р) в тарифной сетке  исчисляется по формулам:

Рассчитанные  таким образом тарифные коэффициенты, для принятого диапазона - 1,8 в 6-и  разрядной сетке, соответствуют  коэффициентам, принятым в сметно-нормативной  базе 1984г.:

  К6 = 1,1255 = 1,8; К5 = 1,6; К4 = 1,424; К3 = 1,266; К2 = 1,125; К1 = 1,00

Для практического  применения тарифных сеток дифференцирования  заработной платы на предприятиях важным показателем является понятие среднего разряда и средней тарифной ставки. На диаграмме 2 для середины диапазона  в варианте [3] уровень квалификации соответствует третьему тарифному  разряду, в варианте тарифной сетки [1] - четвертому разряду, а в тарифной сетке варианта [2] середина диапазона  коэффициентов соответствует середине тарифной сетки (разряд = 3,5).

Таким образом, при сравнении различных тарифных систем и при формировании тарифных сеток для целей планирования заработной платы (сметные тарифные сетки), необходимо ориентироваться  на середину диапазона, а не на среднюю  тарифную ставку, как это ошибочно делается. Середина диапазона и средняя  тарифная ставка (средний разряд) совпадают  только в сетках с линейной зависимостью.

В производственных тарифных сетках не может быть разрядов с дробными показателями. Это противоречит понятию деления на категории  и дискретному изменению и  измерению уровня квалификации персонала.

В практической работе часто используются средние  тарифные ставки оплаты труда, которые  можно получить из тарифных коэффициентов  проектируемых тарифных сеток с  коэффициентами приведения. Коэффициент  приведения принимается для среднего значение диапазона, а приведенная  тарифная сетка для средних ставок оплаты труда рассчитывается делением тарифных коэффициентов на коэффициент  приведения, рассчитанный как отношение  тарифной ставки среднего тарификационного уровня строительных работ на тарифные ставки каждого разряда.

Информация о работе Форма оплаты труда