Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание

В курсовой работе исследуется механизм формирования доходов населения, который занимает важное место в социальной политике государства. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее пристальное  внимание уделяется государством обеспечению  роста заработной платы, выступающей  основным, базовым доходом и в  совокупных доходах семей, и в доходах бюджета [12, с. 36].

Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства  является повышение общественного  благосостояния, улучшение уровня и  качества жизни населения.

В ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Глава государства отметил, что  «социальное самочувствие предопределяется развитием тех сфер, которые формируют  среду жизнедеятельности человека, – трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они  затрагивают каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему» [21].

Деятельность государства  в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных  доходов  как основы улучшения жизни  населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости  и  социального напряжения в обществе.

Отличительной чертой государственной  социальной  политики  в нашей стране является справедливое распределение  доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия  и  создающего угрозу общественно-политической безопасности [7, с. 74].

«Мы добились того, что в  Беларуси нет жесткого расслоения на богатых и бедных. Сегодня мы подошли  к следующему уровню – необходимо развивать так называемый средний  класс, чтобы малообеспеченных не было вообще», – отметил Глава государства  в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г. [21].

В нашей стране  доходы  10% наиболее обеспеченного  населения  в 5,6 раза превышают  доходы  10% наименее обеспеченного  населения . Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике.

Высокие темпы роста  доходов  белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного  населения  в стране. По данным выборочного обследования домашних хозяйств уже в 2010 г. уровень малообеспеченности населения, рассчитанный по отношению к бюджету прожиточного минимума, составил 5,2% от общей численности населения. К основным группам с высоким уровнем бедности относятся лица, проживающие в сельской местности, и семьи с детьми [18]. 

 

Рисунок 2.1 - Уровень малообеспеченности населения (по данным выборочного обследования домашних хозяйств; 
в процентах к общей численности населения)

      В последние годы повышение денежных  доходов   населения  республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности. Это вызвано как достижением качественно нового уровня личных доходов граждан, так и необходимостью обеспечения стабильного развития национальной экономики в перспективе.

В 2011 году денежные  доходы   населения  республики возросли на 37,1% при росте потребительских цен на товары  и  услуги на 22,2%. В результате реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 12,3%, реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) - на 9,9%. [18].

Рост денежных доходов  населения наблюдался во всех регионах республики. 
          В общем объеме денежных доходов населения республики оплата труда занимает 65,3%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, - 11,4%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие) - 20,3%, доходы от собственности и прочие доходы - 3%. 
         В январе-июне нынешнего года денежные доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1145,9 тыс. руб.  в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 2 раза, бюджет прожиточного минимума - в 3,2 раза.

В  политике  денежных  доходов   населения  государство руководствуется двумя основными подходами:

  • создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни [10, с. 91].

Главная составляющая  доходов   населения  – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом  организации системы оплаты труда  в Республике Беларусь является обеспечение  равной платы за равный труд. Это  достигается на основе использования  тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем  самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности  и общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут  самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника  зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей  труда, соблюдения технико-технологических  стандартов, трудовой дисциплины и  индивидуальными размерами не ограничивается [1, с.160].

Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения  с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера  тарифной ставки первого разряда  и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости  от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и  местных органов власти. Накопленный  опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие  темпы и поступательность повышения  заработной платы, опережающие темпы  ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно  ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

По данным Национального  статистического комитета Республики Беларусь номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-октябре 2011 г. составила 1 780,6 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с сентябрем 2011 г. на 2,6%, или на 57,9 тыс. рублей. [18].

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2011 г. по сравнению с январем-октябрем 2010 г. увеличилась на 5,9%, в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. – уменьшилась на 5,2%. [18].

Рисунок 2.2 – Изменение средней зарплаты, руб.

Опережающему повышению  заработной платы в сельском хозяйстве  способствовала реализация Государственной  программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. [14, с.37].

В результате несколько сократилась  разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерами по размеру  заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются  в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании.

Рисунок 2.3 - Начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным видам экономической деятельности  
в октябре 2011 г.

Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2009 года № 3/2/1 «О доведении показателей  по росту заработной платы и производительности труда республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчинённым Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам на январь-июнь 2009 года» утверждённый области на январь 2009 года показатель по росту заработной платы выполнен на 100,4 % [22].

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная  заработная плата, представляющая собой  законодательно устанавливаемый предельно  допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет  права выплачивать заработную плату  своим работникам при условии  выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен  на 5% и более она в установленном  законодательством порядке индексируется  пропорционально инфляции.

Предметом особой заботы государства  является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов). На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего  продукта страны. Это – одни из самых  высоких показателей среди государств – участников СНГ.

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней  заработной платы и изменения  бюджета прожиточного минимума.

В Беларуси средняя пенсия всех видов составила в ноябре 2011 года 978 тысяч рублей. Это на 22 процента больше, чем в июне нынешнего года.

Пенсия зависит от выполнявшейся  работы, трудового стажа и размера  заработка. У 10,9% получателей пенсии ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, 7,3% - ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера. В последние годы в  Беларуси осуществлен ряд мер  по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:

  • введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
  • в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
  • принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» [4].

В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению  заработной платы и пенсий.

В нашей стране существует широкая система материальной поддержки  семей с детьми:

  • пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
  • льготы на питание;
  • материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

Системой социальных пособий  охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей  численности).

В Беларуси с каждым годом увеличивается  размер ежемесячного пособия по уходу  за ребенком в возрасте до 3 лет. Так, в 2011 году оно составляет 574790 руб. Новый размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до трех лет в Беларуси действует с 1 ноября 2011 года по 31 января 2012 года. По сравнению с предыдущим периодом пособие увеличилось на 132 430 рублей или на 29,9%.

Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных  стипендий. В течение 2010 года дважды пересматривались размеры стипендий  учащейся молодежи. В настоящее время  размер президентской стипендии  студентам, курсантам составляет 301 тыс. руб. (она выплачивается одновременно с учебной стипендией). Размер именной стипендии, установленной в честь известных деятелей культуры, образования и науки Беларуси, для студентов равен 342 тыс. руб., персональной (это стипендия совета вуза за особые успехи в изучении отдельных учебных дисциплин и научно-техническом творчестве) – 260тыс. руб.. Размер социальной стипендии - 151 тыс. руб., минимальной учебной (для успевающих студентов) – 147 тыс. руб. С учетом успеваемости учебная стипендия  повышается в 1,1-1,6 раза.[20].

Повышению уровня доходов  малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной  поддержки, что позволяет в несколько  раз увеличить охват одной  и другой формой помощи нуждающихся  граждан. Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села [4].

В 2011 году государственную адресную социальную помощь (ГАСП) получили более 67,2 тысяч человек на сумму 26,6 млрд. рублей.

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования