Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание

В курсовой работе исследуется механизм формирования доходов населения, который занимает важное место в социальной политике государства. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Одна из интересных особенностей неравенства в Беларуси в том, что неравенство расходов здесь  больше неравенства доходов, хотя обычно в странах с переходной экономикой оно меньше, потому что домашние хозяйства с низким уровнем доходов  используют долги или какие-то другие способы для поддержания уровня потребления. Если предположить, что  домохозяйства не утаивают ни доходы, ни расходы, тогда разное неравенство  доходов и расходов будет означать разные уровни сбережений для разных уровней дохода. Если же имеет место  частичное сокрытие доходов (которое  обычно происходит при выборочных обследованиях  домашних хозяйств), большее неравенство  расходов может означать, что более  богатые люди и скрывают свои доходы в большей степени. К сожалению, в Беларуси вдобавок еще и нельзя исключить сокрытие расходов: из-за более высоких цен и меньшего выбора высококачественных (импортных) товаров многие белорусы отправляются за покупками за границу, обычно в  Москву, Киев, Вильнюс или Варшаву. Конечно, это относится, прежде всего, к богатым людям. Это сокрытие расходов невозможно измерить, можно  лишь приблизительно оценить, например, по количеству виз, выданных белорусам. Кстати, видимое сближение уровней  неравенства доходов и расходов может означать увеличение сокрытия расходов до уровня сокрытия доходов.

Неравенство доходов достигло своего максимума в Беларуси в  середине 1990-х годов. С 1995 года оно  оставалось на довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе  Джини, так и в индексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999 году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Тренд изменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов, так и расходов [22].

Интересная особенность - в Беларуси неравенство расходов выше, чем неравенство доходов, хотя обычно оно ниже (этот феномен детально рассмотрен в отдельном разделе). Тем не менее, оба вида неравенства  в Беларуси ниже, чем в других постсоветских странах.

Региональное неравенство  распределено почти равномерно между  областями, ни в одной из них оно  не отличается в значительной мере от других. Изменения в уровне неравенства  для всей страны в основном обусловлены  изменениями неравенства в Минске, который также имеет немного  больший уровень неравенства  в сравнении с другими городами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Государственная политика направлена на решение проблем и преодоление  ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение  уровня благосостояния населения в  среднесрочной перспективе.

Республика Беларусь в своей  социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного  развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления совершенствования  предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных  условий для развития предпринимательской  инициативы и увеличения притока  инвестиций в экономику; развитие государственно–частного  партнерства в целях обеспечения  устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности  и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических  проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования  социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Политика государства в области  доходов будет направлена на:

    • повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
    • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы  будет обеспечен путем:

    • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
    • установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
    • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
    • роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного обеспечения  основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и  рост пенсионных выплат с учетом повышения  жизненных стандартов. Для этого  необходимы:

    • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
    • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
    • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
    • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач  будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать  доход на пенсионный период на соответствующем  их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в  первую очередь будет оказываться  поддержка тем, кто в силу своего социально–экономического положения  не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится  в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального  обслуживания для нуждающихся в  социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки  наиболее нуждающихся граждан и  создание условий для повышения  уровня их жизни, обеспечение доступности  социальной помощи, базирующейся на государственных  социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности социальной поддержки населения будет обеспечено путем:

    • усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
    • повышения адресности оказания социальной помощи;
    • внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
    • создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
    • улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов–интернатов малой вместимости, домов–интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза, усилить  адресность социальной поддержки граждан.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального  государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной  работы можно сделать вывод о  том, что доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, так как они являются главным  источником удовлетворения многочисленных и неограниченных потребностей всех людей. Доходы населения оказываются  фактором многих социальных явлений: они  влияют на занятость, на профессионально - трудовую карьеру, на качество жизни, социальные отношения, поведение и  сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек может сменить одну работу па другую, получить образование и сделать профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.

Уровень доходов членов  общества  является  важнейшим  показателем  их благосостояния, так  как  определяет  возможности  материальной  и  духовной жизни  индивидуума: отдыха, получения  образования,  поддержания  здоровья, удовлетворения   насущных   потребностей.

Особенно важное место  в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием  является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы  получаемой заработной платы, поступлений  от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и  некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между  работниками и работодателями, систему  налогообложения, создание условий  для роста заработной платы и  другие ф развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных  мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число  пятидесяти стран с наиболее высоким  уровнем развития человеческого  потенциала.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
  2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.
  3. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. №9. С.23 - 27.
  4. Журнал «Финансы, учёт, аудит», 2010.
  5. Журнал «Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы», 2009.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.
  7. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.
  8. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. Москва: ИНФРА-М. Т.1.2000. С.387 с.
  9. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  10. Макроэкономика: Учеб. пособие/ И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского.-Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.-343с.
  11. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.
  12. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом "Мисанта", 2005. - 407 с.
  13. Самуэльсон, П. Экономика: /П. Самуэжльсон, В. Нордхаус. Москва: "Лаборатория Базовых Знаний", 2000.674 с
  14. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году. - Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Минск, 2009. - № 2.
  15. Статистический ежегодник [Республики Беларусь] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа. – Минск: [б. и.], 2009.
  16. Тур, А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студентов и учащихся / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий. - Минск: Мисанта, 2007. - 120 с.
  17. Экономический бюллетень научно-исследовательского экономического института министерства экономики Республики Беларусь.
  18. Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.belstat.gov. by.
  19. Электронный ресурс Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov. by.
  20. http://news.tut.by/economics
  21. http://www.president.gov.by

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования