Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 01:33, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью путём анализа экономической литературы курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- рассмотрение пути становления организационно-правовых форм в Республике Беларусь;
- обзор основных организационно-правовых форм в Республике Беларусь;
- расчет экономических показателей деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
2.1 Система организационно-правовых форм юридических лиц . . . . . . 12
2.2 Характеристика Закрытого акционерного общества (ЗАО) как организационно-правовой формы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
3.1 Формирование исходных данных для расчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
3.3 Расчет себестоимости изготовления продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.4 Определение цены продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.5 Формирование прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.6 Распределение прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.7 Определение снижения себестоимости изготовления продукции от внедрения мероприятий НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
3.8 Расчет экономического эффекта за счет экономии затрат от снижения себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Министерство Образования Республики Беларусь
УО
ГГУ им. Ф. Скорины
ИПК
и ПК
кафедра
экономика управление на предприятии
промышленности
ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ
ФОРМ
курсовая
работа
Выполнила
студентка
группы ЭУ-10в:
Малащук О. С.
Научный
руководитель:
Гомель 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
1 СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 5 |
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
2.1 Система организационно-правовых форм юридических лиц . . . . . . | 12 |
2.2 Характеристика Закрытого акционерного общества (ЗАО) как организационно-правовой формы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 17 |
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 19 |
3.1 Формирование исходных данных для расчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 19 |
3.2 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 20 |
3.3 Расчет себестоимости изготовления продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . | 21 |
3.4 Определение цены продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 23 |
3.5 Формирование прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 24 |
3.6 Распределение прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 24 |
3.7 Определение снижения себестоимости изготовления продукции от внедрения мероприятий НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 25 |
3.8 Расчет экономического эффекта за счет экономии затрат от снижения себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 29 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 31 |
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 32 |
Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 32 |
Введение
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ, с учётом обстоятельств внешней среды, выбора вариантов решения, направленных на достижение желаемых конечных результатов, являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).
В условиях рыночной экономики организация свободна в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает «как рыночное условие производственной деятельности». Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.
Организационно-правовые формы производственной деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, так и местные специализированные предприятия с ежедневным небольшим объемом выпуска. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать предприятия по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприятие определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.
Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в Беларуси.
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью путём анализа экономической литературы курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- рассмотрение пути становления организационно-правовых форм в Республике Беларусь;
- обзор основных организационно-правовых форм в Республике Беларусь;
- расчет экономических показателей деятельности предприятия.
Установление порядка обязательной регистрации субъектов хозяйствования происходило не одновременно. Как отмечается в юридической литературе, в бывшем Советском Союзе государственная регистрация существовала до середины 50-х годов, она была отменена как бюрократическое излишество, поскольку в тот период практически все промышленные предприятия были государственными, и их учет производился министерствами.
Действовавшие в последующий период Положения о производственных предприятиях и объединениях (1965, 1982, 1983 годы) не предусматривали данной процедуры, а правоспособность хозяйствующих субъектов возникала с момента утверждения их уставов (Гражданский кодекс БССР 1964 года).
С переходом к рыночной экономике, который сопровождается созданием огромного количества частных предприятий, государственная регистрация вновь стала необходимым элементом учета и контроля их деятельности. В становлении организационно-правовых форм в Республике Беларусь можно выделить несколько этапов. [1]
Первый этап связан с принятием Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях», который после длительного перерыва предусмотрел введение государственной регистрации предприятий и их объединений независимо от их организационно-правовых форм исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту их учреждения (статья 25).
Начало
второго этапа обусловлено утверждением
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 11 июня 1993 года № 387 Положения
о государственной регистрации субъектов
хозяйствования, потребительских кооперативов,
регистрации изменений и дополнений, вносимых
в их учредительные документы (далее --
Положение). Согласно этому Положению
регистрация субъектов хозяйствования
осуществлялась в исполкоме районного,
городского, районного в городе Совета
депутатов (в последующее время -- исполкомы
соответствующих административно-
17 декабря 1998 года был принят новый Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее -- ГК), 16 марта 1999 года -- Декрет Президента Республики Беларусь № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее -- Декрет № 11). Датами вступления в силу указанных нормативных правовых актов можно обозначить начало четвертого этапа в развитии указанной системы государственного учета.
ГК (статья 47) установил принцип государственной регистрации всех юридических лиц, в том числе и государственных организаций. Сведения о государственной организации юридических лиц имеют публичный характер. В тоже время в пункте 4 статьи 47 ГК установлено специальное ограничительное правило о том, что законодательством могут быть определены порядок и случаи, «когда лица смогут получить информацию» регистра.
Отказ в государственной регистрации юридического лица стал возможен в случаях:
а) нарушения установленного законодательством порядка образования юридического лица;
б) несоответствия его учредительных документов требованиям законодательства (пункт 1 статьи 47 ГК). Отказ в государственной регистрации и уклонение от регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.
В тоже время из Кодекса было исключено указание, содержащееся в проекте, о том, что отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Практика показала, что гражданское законодательство, регламентирующее порядок учреждения юридических лиц, особенно коммерческих организаций, предоставляло определенные возможности для злоупотреблений. Это происходило при учреждении обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, когда некоторые учредители стали создавать «фирмы-однодневки» с целью выманивания банковских кредитов, ухода от налогов. В результате государством были предприняты меры для установления большего контроля над учреждением коммерческих организаций, по охране прав кредиторов и населения от злоупотреблений со стороны фальшивых учредителей.
Так, вышеуказанным Декретом № 11 было утверждено Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. В целом нормы Декрета № 11 вызвали множество споров и дискуссий. Возражения были следующими: завышен необходимый для регистрации минимальный уставный фонд коммерческих организаций, что препятствует развитию малого бизнеса; значительно расширен перечень оснований для ликвидации предприятий, в том числе и для несудебного порядка ликвидации; установлена субсидиарная ответственность учредителей (участников) перед бюджетом, а также специальная правоспособность субъектов хозяйствования. Ограничения государственной регистрации субъектов хозяйствования были настолько значительными, что процесс регистрации был почти остановлен на продолжительное время.
Несомненно, хозяйственная практика, с одной стороны, указывает на необходимость усиления государственного контроля за регистрацией предпринимательских единиц. С другой -- государству жизненно важно оживление экономики, соответственно оживление деловой активности граждан, что невозможно осуществить без более свободной процедуры учреждения союзов граждан, представляющих собой экономически деятельную часть общества. Думается, что баланс прав и обязанностей государства и граждан в этой сфере все-таки нарушен, а процедура создания субъектов хозяйствования чрезмерно усложнена. Это более всего коснулось субъектов малого предпринимательства и затруднило их приход в экономику, которая в них особо нуждается в переходной период.
В первоначальной редакции Декрета № 11 предписывалось, во-первых, преобразовать существующий тогда Единый государственный регистр предприятий и организаций в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее -- Регистр) и, во-вторых, ведение этого Регистра возложить на Государственный налоговый комитет Республики Беларусь. Однако в связи с отсутствием финансирования мероприятий по созданию Регистра Государственным налоговым комитетом были выполнены лишь работы, которые не требовали дополнительного финансирования, то есть разработана определенная нормативная правовая база, формы ведения Регистра.
Можно сказать, что единая, полная, достоверная и оперативная база данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, охватывающая все информационное пространство Республики Беларусь, несмотря на требования законодательства, создана не была. Отсутствие на республиканском уровне единой базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях не позволяло органам местного и республиканского управления оперативно получать сведения по тем или иным вопросам, необходимым для принятия управленческих решений. Трудности в получении необходимой информации испытывали контролирующие, правоохранительные органы и суды. Не могли в полном объеме реализовать свое конституционное право на получение соответствующей информации и граждане.
На современном этапе законодательством Республики Беларусь однозначно установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации (пункт 2 статьи 47 ГК). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 22 ГК). Определяя порядок осуществления государственной регистрации, в настоящее время действует Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года № 29 с изменениями и дополнениями (далее -- Положение о государственной регистрации).