Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 01:33, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью путём анализа экономической литературы курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- рассмотрение пути становления организационно-правовых форм в Республике Беларусь;
- обзор основных организационно-правовых форм в Республике Беларусь;
- расчет экономических показателей деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
2.1 Система организационно-правовых форм юридических лиц . . . . . . 12
2.2 Характеристика Закрытого акционерного общества (ЗАО) как организационно-правовой формы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
3.1 Формирование исходных данных для расчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.2 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
3.3 Расчет себестоимости изготовления продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.4 Определение цены продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.5 Формирование прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.6 Распределение прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.7 Определение снижения себестоимости изготовления продукции от внедрения мероприятий НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
3.8 Расчет экономического эффекта за счет экономии затрат от снижения себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
В соответствии с данным Положением о государственной регистрации государственную регистрацию осуществляет большое количество государственных органов, причем облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы -- администрациям районов в городах. Поэтому местные исполнительные и распорядительные органы, руководствуясь Положением о государственной регистрации, вправе устанавливать свои подходы и требования к государственной регистрации, закрепляя их в нормативных правовых актах местного уровня. Например, в соответствии с решением Минского областного исполнительного комитета «О порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования Минским областным исполнительным комитетом» от 21 мая 2003 года № 375 Минский областной исполнительный комитет делегирует городским и районным исполнительным комитетам некоторые права по государственной регистрации субъектов хозяйствования.
Минский городской исполнительный комитет решил возложить функции в части организации осуществления государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности): коммерческих и некоммерческих организаций -- на управление регистрации и лицензирования; потребительских кооперативов (гаражных, гаражно-строительных кооперативов и автостоянок) -- на охранно-эксплуатационное унитарное предприятие «Гаражи, автостоянки и парковки»; потребительских кооперативов (дачно-строительных, садоводческих и содово-огородных товариществ) -- на комитет архитектуры, градостроительства и землеустройства; индивидуальных предпринимателей, проживающих на территориях соответствующих районов, коммерческих и некоммерческих лиц, кроме перечисленных выше -- на администрации районов города Минска (пункт 3 решения Минского горисполкома от 20 марта 2003 года № 423 « Об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования Минским городским исполнительным комитетом»).
Брестский исполнительный комитет в соответствии в решением Брестского исполнительного комитета «Об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования в Брестской области» от 18 июня 2003 года № 309 делегирует городским и районным исполнительным комитетам права непосредственно на местах обеспечивать проверку документов, представляемых для государственной регистрации и ликвидации юридических лиц, подготовку проектов решений облисполкома по государственной регистрации и ликвидации юридических лиц.
Такого же рода функции осуществляют различные структурные подразделения Могилевского, Витебского, Гродненского облисполкомов (пункт 5 решения Могилевского облисполкома от 26 марта 2003 года № 7 -- 9 «О порядке организации государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Могилевской области»; пункт 8 решения Витебского облисполкома от 16 января 2003 года № 15 «Об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в Витебской области»; пункт 4 решения Гродненского облисполкома от 17 января 2003 года № 16 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в Гродненской области»).
В соответствии с ГК, Декретом № 11 и другими актами законодательства было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 года № 359 «О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,10 а также постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 апреля 2003 года № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые определили цели, задачи и принципы построения, содержание Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядок его формирования, ведения и предоставления информации из этого регистра.
В состав законодательства о государственной регистрации можно включить также Положение о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 декабря 2002 года № 3712 , которое было принято во исполнение пункта 21 Положения о государственной регистрации, устанавливающее обязанность одного из учредителей (участников) создаваемой коммерческой организации до подачи в регистрирующий орган необходимых документов согласовать с Министерством юстиции наименование коммерческой организации.
Действующее законодательство о государственной регистрации субъектов хозяйствования не содержит норм, регламентирующих порядок регистрации малых предприятий, или указаний на необходимость регулирования данного вопроса с учетом особенностей, установленных законодательством, хотя в отношении субъектов малого предпринимательства давно провозглашено наряду с общим специальное регулирование вопроса государственной регистрации.
Переход к заявительному порядку регистрации, наметившийся в проекте Закона о государственной регистрации, был одобрен Президентом Республики Беларусь в Послании Национальному собранию Республики Беларусь от 23 апреля 2002 года, в котором указано, что «следует усовершенствовать процедуру регистрации юридических лиц, обеспечив при сохранении необходимых форм государственного контроля постепенный переход в отдельных сферах предпринимательства к заявительному принципу регистрации».
Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 установлено, что государственная регистрация в Республике Беларусь осуществляется следующими регистрирующими органами:
Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.
До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:
- согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;
- определить предполагаемое место размещения коммерческой, некоммерческой организации;
- принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
- сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада.
В соответствии с Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 года №20 согласование наименования юридического лица производится уполномоченным сотрудником регистрирующего органа путем оценки на предмет тождественности предложенного заявителем наименования (наименований) с наименованиями юридических лиц, внесенными в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с ранее согласованными и зарезервированными наименованиями создаваемых юридических лиц, срок резервирования которых не истек, а также на предмет соответствия предложенных наименований требованиям законодательства в той очередности, в которой они указаны в заявлении, до первого наименования, соответствующего требованиям к наименованиям.
При этом оценка наименования на предмет тождественности представляет собой действия уполномоченного сотрудника регистрирующего органа по проверке наименования на соответствие предъявляемым к ним требованиям;
В регистрирующие органы согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 года №154 для согласования наименования юридических лиц в отношении вновь создаваемых юридических лиц могут обратиться собственник имущества (учредитель, участник) либо его представитель, руководитель юридического лица либо его представитель, в отношении действующих юридических лиц - руководитель юридического лица либо представитель юридического лица.
Заявитель при обращении в регистрирующий орган может предложить для согласования один или несколько вариантов наименований юридического лица.
До обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции.
Юридическое лицо может иметь сокращенное наименование, то есть наименование, определяемое в целях упрощения взаимоотношений между участниками гражданского оборота собственником имущества юридического лица (учредителями, участниками) в учредительных документах при наличии сложного и многословного полного наименования юридического лица.
Коммерческая организация обязана, а некоммерческая организация может иметь специальное наименование. Согласованию подлежат полное и сокращенное наименования;
По результатам рассмотрения наименований юридического лица заявителю выдается письменное подтверждение о согласовании наименования по форме, утверждаемой Министерством юстиции. При наличии оснований для отказа в согласовании наименований заявителю сообщается письменно.
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.
Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
- 100 базовым величинам (для закрытых акционерных обществ);
- 400 базовым величинам (для открытых акционерных обществ).
Минимальные размеры уставных фондов, указанные в части второй настоящего пункта, определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.
Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции.[9]
2.1.
Система организационно-правовых форм
юридических лиц
Для наиболее объективного понимания особенностей правового регулирования отношений в акционерных обществах необходимо рассмотреть такие понятие как юридическое лицо.
В современном законодательстве содержится следующее определение: юридическое лицо -- это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ЮЛ являются самостоятельными субъектами права. ЮЛ подразделяются на два вида - юридические лица публичного права и юридические лица частного права. Юридические лица публичного права преследуют публичные цели, имеют властные полномочия. К ним относятся государственные органы, учреждения и организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Юридические лица частного права - это объединения лиц и объединение капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от характера деятельности, характера собственности, принадлежности капитала и контроля. [5]