Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:42, контрольная работа
Идея создания Общего аграрного рынка (ОАР) стран СНГ была продиктована необходимостью восстановления и развития интеграционных связей и, прежде всего нормальных экономических отношений в аграрной сфере, в области таможенного режима, ценовой политики, позволяющих нормально торговать произведенной продукцией, интегрировать свои усилия в развитии инфраструктуры АПК.
Основные принципы формирования ОАР:
добровольность участия в ОАР;
экономическая заинтересованность стран-участниц ОАР;
учет факторов специализации;
создание единой системы протекционизма;
1.
Формирование общего аграрного рынка стран СНГ
3
2.
Экономика Казахстана
13
2.1.
Природный потенциал
13
2.2.
Современная экономическая ситуация
14
2.3.
Торговое и интеграционное сотрудничество со странами СНГ
23
Список использованной литературы
26
Содержание
Стр. | ||
1. |
Формирование общего аграрного рынка стран СНГ |
3 |
2. |
Экономика Казахстана |
13 |
2.1. |
Природный потенциал |
13 |
2.2. |
Современная экономическая ситуация |
14 |
2.3. |
Торговое и интеграционное сотрудничество со странами СНГ |
23 |
Список использованной литературы |
26 |
Идея создания Общего аграрного рынка (ОАР) стран СНГ была продиктована необходимостью восстановления и развития интеграционных связей и, прежде всего нормальных экономических отношений в аграрной сфере, в области таможенного режима, ценовой политики, позволяющих нормально торговать произведенной продукцией, интегрировать свои усилия в развитии инфраструктуры АПК.
Основные принципы формирования ОАР:
Все эти принципы
положены в основу специальных нормативно-
Реализация этих принципов будет во многом способствовать осуществлению любой программы по ускорению темпов развития интеграционных связей.
С распадом СССР
оказалось невозможным
Заинтересованность практически всех стран СНГ в восстановлении и развитии утраченных во многом ранее сложившихся зерновых связей, прежде всего, обусловлена тем, что современное состояние зернового хозяйства почти в каждой из них не позволяет не только в ближайшей, но и в более отдаленной перспективе удовлетворить внутренние потребности в зерне по его количеству, качеству и видовому ассортименту за счет мобилизации потенциальных возможностей собственного производства.
Потребность во внешней торговле продовольствием появляется у страны, если условия ее производства не позволяют достичь полного самообеспечения по определенным видам продукции, не выходя за пределы приемлемых издержек и цен. Или, наоборот, если страна имеет возможности произвести определенные виды продукции в объеме, превышающем внутренние потребности, а, следовательно, сформировать свой экспортный потенциал.
Наличие по каждому
виду продукции экспортных возможностей
одних и импортных потребностей
других стран СНГ создает
Если наилучшим образом эти задачи решаются благодаря «зонам свободной торговли», «таможенным союзам» или «общему рынку», то можно утверждать, что действительно существует объективная потребность в развитии интеграционных процессов.
Условия для
их развития предопределены природно-экономическими
и географическими факторами го
Таким образом,
естественное разделение труда и
размещение сельскохозяйственного
производства в различных природно-
Говоря о благоприятных возможностях для формирования Общего аграрного рынка, следует принять во внимание еще и другие факторы: наличие совместно созданной единой инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи; географическая близость территорий государств – потребителей импортного зерна и сложившихся крупных специализированных зон его производства в странах экспортерах; потребительские предпочтения населения в пользу отечественных продуктов и продуктов из стран СНГ; развитый совокупный научный потенциал в сфере АПК, способный всесторонне обеспечивать развитие его отраслей и повышение конкурентоспособности их продукции и т. Д. Все это весомые аргументы в пользу сотрудничества стран СНГ в сфере АПК как действенного средства взаимного обеспечения продовольственной и сырьевой базы.
Изучение
опыта становления
В условиях перехода к рыночным отношениям Общий аграрный рынок стран-участников СНГ является важнейшей частью Общего рынка товаров, услуг, капиталов.
Для создания
Общего аграрного рынка, соответствующего
современным геополитическим
Учеными Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) были рассмотрены вопросы экономической интеграции стран СНГ в рамках общего рынка. Ими предложена система моделей для выработки согласованных стратегий и экономических механизмов достижений общих целей развития АПК стран СНГ. В методологическом плане отличительной чертой предлагаемого ими подхода является то, что при конструировании системы моделей следует ориентироваться на гибкую структуру взаимосвязей, позволяющую адекватно описывать свойства объекта и поведенческие аспекты решаемых в различных блоках системы задач.
Важно подчеркнуть, что модель отражает состояние АПК стран СНГ уже после реформирования, что дает возможность по-новому оценить их общие потенциальные возможности.
Общий аграрный рынок – это система договорных отношений, институциональных структур и экономических методов, обеспечивающих свободное движение сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров, а также научно-технической продукции, технологий, средств производства и услуг для агропромышленного комплекса в интересах роста благосостояния населения и повышения экономической эффективности АПК всего Содружества и каждой страны.
В объединенной экономике происходит эволюция торговой стратегии – от сегментации национальных рынков к «транснациональной сегментации» по определенным товарам, с тем, чтобы дойти до потребителя в различных странах.
Поэтому для
целенаправленного формирования и
регулирования Общего аграрного
рынка важно правильно
Использование методологии системного анализа и изучение практики развития интеграционных рыночных структур, по мнению академика РАСХН Крылатых Э. Н., позволяет предложить для сегментации Общего аграрного рынка, по крайней мере, три основания (аспекта): продуктовый, территориальный, инфраструктурный.
В тесной связи с этим рассмотрены логически вытекающие из сегментации ОАР функции, необходимые для регулирования всей рыночной системы. Первый аспект сегментации – продуктовый.
Это вычленение
в рыночной структуре элементов,
подсистем, связанных с производством,
распределением и реализацией определенных
видов продукции сельского
В соответствии с этим признаком целесообразно выделить следующие продуктовые сегменты: зерновой, сахарный, маслосемян, плодовый, овощной, хлопковый, льняной, молочный, мясной, яичный, шерстный, вина и вино материалов, кондитерский и другие.
Одним из наиболее
крупных сегментов является зерновой,
на долю которого приходится 22 % от общей
стоимости товарооборота
Кроме того, принимая во внимание продукцию первой сферы АПК, можно назвать рынки: сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений и другие.
В зависимости от товарного ассортимента продукции рыночные сегменты можно разделить на монопродуктовые (например, рынок яиц, хлопковолокна) и полипродуктовые (зерно по видам и сортам, продукты его переработки; овощи в ассортименте; мясо по видам и т.д.). Разумеется, даже в монопродуктовых сегментах, таких как рынок хлопка, продукция дифференцирована по сортам и качеству. В яичный сегмент входит не только торговля яйцами, но и продуктами их переработки (яичный порошок и т. Д.).
Каждый продуктовый
сегмент характеризуется
Второй аспект структуризации ОАР – территориальный (региональный).
Например, огромная территориальная протяженность Казахстана и связанное с ней разнообразие почвенно-климатических условий предъявляют определенные требования к выделению сегментных региональных рынков на его территории. Для выделения региональных агрорынков Казахстана необходимо выделить на его территории однородные зоны на основе объективных факторов районирования. Необходимость такого сегментирования вызывается различными географическими (природными), демографическими и социально –экономическими признаками и условиями.
Главным критерием деления территории Республики Казахстан на сегменты является относительная однородность их по природным и демографическим признакам, специализация производства и уровень развития производительных сил. Чем отчетливее выражено каждое из этих условий, тем с большей контрастностью и четкостью расчленяется территория. По природно-экономической однородности, а также по степени территориальной, демографической и экономической дифференциации сельскохозяйственного производства и внутреннего рынка, по множеству объективных целевых признаков на территории Казахстана могут быть выделены 5 экономико-географических регионов: Северо-Казахстанский, Западно-Казахстанский, Восточно-Казахстанский, Центрально-Казахстанский, Южно-Казахстанский.
Прежде всего, необходимо выделить национальные аграрные рынки государств – участников СНГ, которые представляют собой совокупность продуктовых рынков на территории каждой страны.
Все перечисленные
сегменты рынков тяготеют к производящим
регионам, где формируется предложение
товаров для внутреннего
Принцип региональной сегментации применим и к рынкам массового продовольственного спроса. Это, прежде всего, рынки мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), промышленных регионов, таких, как Урал, Кузбасс. Специфическим рынком являются северные территории России, не имеющие собственного сельскохозяйственного производства, целиком зависимые от привозной продовольственной продукции.
Установление постоянных торговых связей между рынками производящих и потребляющих регионов есть одна из задач регулирования товарооборота в ОАР.
Информация о работе Формирование общего аграрного рынка стран СНГ