Формирование общего аграрного рынка стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание

Идея создания Общего аграрного рынка (ОАР) стран СНГ была продиктована необходимостью восстановления и развития интеграционных связей и, прежде всего нормальных экономических отношений в аграрной сфере, в области таможенного режима, ценовой политики, позволяющих нормально торговать произведенной продукцией, интегрировать свои усилия в развитии инфраструктуры АПК.
Основные принципы формирования ОАР:
добровольность участия в ОАР;
экономическая заинтересованность стран-участниц ОАР;
учет факторов специализации;
создание единой системы протекционизма;

Содержание

1.
Формирование общего аграрного рынка стран СНГ
3

2.
Экономика Казахстана
13
2.1.
Природный потенциал
13
2.2.
Современная экономическая ситуация
14
2.3.
Торговое и интеграционное сотрудничество со странами СНГ
23


Список использованной литературы
26

Работа состоит из  1 файл

Аграрный рынок стран СНГ, Казахстана.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Однако ожидания не оправдались. В 2005 г., по данным экс-спикера парламента С.Абдильдина, в Казахстане снизилось производство по всем основным видам продукции, кроме добычи нефти, а именно: железной руды на 83%, чугуна на 50%, угля на 47%, электроэнергии на 43%, стали на 52%, минеральных удобрений на 90%, тракторов на 95%, цемента на 92%, тканей на 94% и т.д.

Угрожающие  размеры приняло разворовывание металлов и металлоконструкций, путем  сдачи в лом с последующей  перепродажей за границу (главным образом  в Китай). Из одной только Карагандинской области за 2006 г. незаконно вывезено за рубеж 1,5 тысячи тонн цветного лома на примерную сумму в 1 млн. долл. Причем металлы и «лом» часто имеют достаточно высокий радиационный фон. В марте 2007 в Атырауской области задержана партия предназначенного на экспорт радиоактивного лома в размере 22 тонн (скорее всего с совершенно демонтированного химико-гидрометаллургического завода). В 2005 г. объем экспорта металлолома составил 92.000 тонн (из них – 49 000 тонн алюминия). Правительству пришлось своими распоряжениями от 5 декабря 2005 г. – вводить эмбарго на экспорт алюминиевого лома и 5 февраля 2006 г. – запрет на прием металлолома у физических лиц. После этого (в 2006 г.) экспорт упал до 12.000 тонн (частично перейдя в «теневую сферу»). Согласно последнему распоряжению правительства (март 2007 г.) все запретительные меры отменены.

Иностранные инвестиции, утечка капитала. Не оправдал ожидания и приход в Казахстан серьезных иностранных инвесторов. Несмотря на то, что практически все крупные предприятия были отданы в концессию иностранному капиталу, кардинального улучшения ситуации не произошло. По данным российского журнала «Эксперт», медную промышленность контролирует на данный момент южнокорейская фирма «Самсунг», Карагандинский металлургический комбинат - индийская «Испат», угольные разрезы Экибастуза – американская «Аксесс Индастриз», «Евразийская группа» А.Машкевича владеет алюминиевой промышленностью, АО «Казхром» и Соколо-Сарбайским железорудным комбинатом и т.д. Значительная часть инвесторов не выполнила своих обязательств и контракты с ними расторгаются. Так, на Новоджамбулском фосфорном заводе (НДФЗ) за годы независимости сменилось 6 управляющих инвесторов, Карагандинский металлургический комбинат четырежды менял хозяев.

В свою очередь  и ряд инвесторов обвиняет правительство  Казахстана в сознательном нарушении условий контрактов и добивается через международные суды выплат значительных компенсаций за понесенный ущерб (последний пример - в январе 2007 г. подала иск в Стокгольмский суд бельгийская компания «Трактебель» владевшая концессией на газотранспортную сеть Юга Казахстана).

По признанию  премьер-министра К.Токаева, население  Казахстана «очень негативно относится к западным кампаниям, поделившим все естественные монополии». Однако правительство не меняет своей инвестиционной политики. Всего Казахстан за годы независимости привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом из – США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). На декабрь 2006 г. в стране работало 1.500 зарубежных компаний. Но большим вопросом оставалась эффективность использования привлеченных ресурсов. Значительная часть капитала утекает и продолжает утекать из Казахстана в различные офшорные зоны. Недаром в 2006 г. на третье место по объемам казахстанского экспорта (после России и Китая) вышли Бермудские острова (естественно, многочисленные офшоры там расположенные) – 213,7 млн. долл.

Больше половины – 67% экспорта казахстанской нефти – в том же 1999 г. пришлось на офшоры Британских Виргинских и тех же Бермудских островов. «Бермудизация экономики» обернулась весной 2007 г. крупным скандалом, когда ряд казахстанских газет подняли вопрос о том, куда вообще «пропал» заработанный за годы независимости на поставках нефти миллиард долларов.

Приватизация. Социальное недовольство подогревается и серьезными ошибками правительства в ходе приватизации. Так называемая «народная приватизация» в Казахстане была осуществлена по российской схеме, только вместо ваучеров казахстанцам были розданы «ПИКи» (приватизационные инвестиционные купоны), которые предлагалось населению вложить в Приватизационные накопительные фонды (последних было создано 169), акции и иные ценные бумаги. Всего в середине 1990-х гг. было «приватизировано» 1707 предприятий, однако, как отмечает журналист О.Малахова, никто из простых граждан «не получил ни акций обратно, ни дивидендов». Попытки казахстанских парламентариев весной 2007 г. поднять вопрос о расследовании итогов приватизации натолкнулись на единодушное сопротивление госчиновников, а вице-премьер Е.Утембаев официально обнародовал свое мнение: «основная задача программы приватизации была в основном выполнена и нет никаких оснований считать, что население оказалось обманутым».

Едва ли не главным итогом приватизации по «шоковым схемам» стала значительная олигархизация экономики Казахстана.

В условиях, когда  более чем 70% всего промышленного производства и 90% промышленного сектора оказались в собственности или под контролем иностранных фирм и компаний, трудно не согласиться и с точкой зрения экс-директора Института стратегических исследований при Президенте Казахстана У.Касенова, что ««это уже не угроза, а состоявшаяся утрата экономической независимости Казахстана».

Массовая  приватизация и передача предприятий  иностранному капиталу не стали панацеей для казахстанской промышленности. По данным Статагентства, на июнь 2000 г. в Казахстане полностью остановлено 371 крупное предприятие, 607 – остановлены частично, 261 – перешли на неполный рабочий день. В вынужденных отпусках находится 72 тыс. человек. Вдобавок, по данным акима Алм-Аты В.Храпунова, из работающих промышленных предприятий – 47% «убыточны».

На декабрь 2006 г. в РК существовало 56.875 промпредприятий. Официально фиксируется уровень безработицы в 288 тыс. человек (или 4,5% экономически активного населения), однако независимые экономисты называют цифру – 4 миллиона «скрытых безработных», или 40% трудоспособного населения.

Государственный долг. По официальным данным, на 31 декабря 2007 г. «валовый внешний долг» Казахстана составлял 7,893 млн. долл. или половину (49,9%) ВВП страны. Из него «государственный и гарантированный государством» - 4 млрд. В пересчете на каждого казахстанца – 527 долларов. За 2007 г. долг сократился на 330 млн. долл., но это сокращение не затронуло его «государственную часть»(42). После нулевого варианта в 1992 г., когда все долги СССР взяла на себя Россия, Казахстан ежегодно брал в долг по 1 млрд. долл. Каждый из казахстанских премьеров придерживался общей тактики - «смело брали кредиты, зная о том, что искать средства для выплаты долгов будут их преемники». 5 мая 2008 г. председатель Нацбанка Г.Марченко с гордостью заявил, что Нацбанк досрочно и полностью погашает задолженность перед МВФ (400 млн. долл. США).

Противоречивая  экономическая статистика. Данные Агентства РК по статистике по первому полугодию 2007 г. полны оптимизма - рост реального объема ВВП - 9,1% (в сравнении с тем же периодом 2006 г.), внешнеторговый оборот - рост 49%, госбюджет на апрель 2007 г. исполнен с профицитом в 15,2 млрд. тенге. Лучшие показатели в СНГ только у России. Особенно бурно почему-то увеличилось производство молока - на 44%. Ускоренными темпами развивается горнодобывающая промышленность. По данным Председателя Нацбанка Г.Марченко, хотя импорт за 2006 и сократился на 15,4%, экспорт, напротив, вырос на 2%.

По индексу  человеческого развития Казахстан  находился в 2007 г. на 76 месте, в 2006 г. был на 93-м. Согласно данным Статистического агентства, Казахстан уверенно и с большим отрывом занимает первое место среди стран СНГ по размерам среднемесячной минимальной зарплаты – 92,9 доллара, на втором месте Узбекистан – 67,1 доллара, Россия, соответственно, на четвертом – 61 доллар. Президент Н.Назарбаев полностью подтверждает данную информацию: «средняя заработная плата в мае составила в долларовом эквиваленте почти 100 долларов и по-прежнему остается самой высокой в государствах Содружества».

Однако авторитетный российский журнал «Эксперт» приводит другие цифры: средняя зарплата в Казахстане – 15 долларов, при средней плате за коммунальные услуги – 25 долларов.

Нефть. Главной статьей казахстанского экспорта и источником формирования доходной части госбюджета на протяжении последних лет остается торговля нефтью. В 2006 г. в РК добыто 26,6 млн. тонн нефти, из них 20,7 млн. ушло на экспорт. На 2007 г. план - 30,5 млн. тонн. С вводом в строй (по плану – 1 января 2008 г.) нефтепровода Тенгиз-Новороссийск Каспийского транспортного консорциума (КТК) можно увеличить объем экспорта до 28 млн. тонн нефти в год. Вдобавок Казахстан не оставляет попыток найти и «альтернативные» варианты выхода энергоносителей на мировой рынок, минуя Россию. Так, в июне 2007 г. Казахстан начал самостоятельную танкерную перевозку тенгизской нефти в Азербайджанский порт Дюбенди.

 

Согласно  уже заключенным соответствующим  соглашениям в 2007 г. Казахстан будет экспортировать через Россию в два раза больше нефти, чем в предыдущем году (а именно: 14 млн. тонн.). Однако, несмотря на это, высокопоставленные казахстанские чиновники продолжают говорить о приверженности своей страны «многовариантной» схеме маршрутов (последнее по времени подобное заявление прозвучало от министра промышленности и торговли В.Школьника - 1 июня 2007 года).

Различные казахстанские  руководители на самом высоком уровне заявляют о «фантастических» нефтяных возможностях страны. Оценивая «возможности», как минимум, в 12 млрд. тонн углеводородов, Н.Назарбаев в апреле 2007 г. в очередной раз объявил, что по результатам бурения на шельфе Каспия Казахстан рассчитывает попасть в 5 крупнейших нефтеэкспортеров мира(57). (Ожидаемое уже не раз выдавалось за действительное). 10 мая 2007 г. премьер-министр К.Токаев публично заявил, что на казахстанском секторе Каспия найдена большая нефть (премьер объявил об 1 миллиарде тонн).

Сельское  хозяйство. Агропромышленный комплекс Казахстана переживает не лучшие времена. В 2006 г. Казахстан собрал 14,3 млн. тонн зерна, что позволило удовлетворить потребности населения и даже экспортировать излишки (1,8 млн. тонн) в соседние страны (Украину, Россию, Узбекистан, Иран и др.), однако страна находится в зоне рискованного земледелия и подобный урожай - большая редкость. В 2005 г. было собрано всего 6,4 млн. тонн зерна, в 2007 г. ожидается невысокий урожай – 8,1 млн. тонн. В виде примечания: в советские годы Казахстан собирал ежегодно по 25-26 млн. тонн зерна.

В целом за годы независимости, доля сельского  хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 2006 г. И это при том, что на селе живет 45% населения, из 3 миллионов трудоспособных селян, согласно официальной статистике, только 657 тысяч (или 22%) занято собственно в сельском хозяйстве. Генетически скотоводческий Казахстан в 2006г. 1/3 потребляемого мяса завозил из-за границы.

Виды на урожай 2007 г. испорчены начавшимися массовыми нашествиями саранчи.

Таким образом, отмечаемый с начала 2007 г. некоторый рост экономики Казахстана в основном определяется ценовой конъюнктурой мировых товарных и сырьевых рынков, а также благоприятными погодными условиями. В целом, характеризуя итоги экономического развития страны за годы независимости можно согласиться с известным казахстанским экономистом В.Парамоновым считающим, что «за эти годы страна почти не продвинулась вперед. Скорее это движение по формуле: «Шаг вперед, два шага назад».

 

2.3. Торговое и интеграционное сотрудничество  со странами СНГ

 

После провозглашения независимости постсоветские государства пережили резкий спад торговли как результат сокращения межреспубликанского оборота, не вполне компенсированного расширением товарооборота вне СНГ.

Основными причинами  сокращения торговли внутри СНГ явились ликвидация системы централизованного распределения ресурсов и торговая политика новых независимых государств. Жесткое государственное регулирование, введение экспортных ограничений, а также сдерживание импорта привели к разрыву хозяйственных связей, сокращению объемов производства, что в свою очередь усугубило спад в межгосударственной торговле.

Для торговли между странами СНГ характерна высокая  товарная концентрация как экспорта, так и импорта, состоящего преимущественно из минеральных продуктов, черных металлов, продукции химической промышленности. В структуре экспорта, направляемого за пределы СНГ, также преобладают минеральные продукты, черные и цветные металлы, а также текстиль, в то время как доля машин, оборудования и транспортных средств сократилась для всех стран СНГ. Эта тенденция имеет весьма существенные макроэкономические, структурные и экологические последствия для этих стран, увеличивая уязвимость их экономик и повышая риск реализации неэффективных и авторитарных моделей развития.

Географическая  структура экспорта и импорта стран СНГ претерпела изменения в сторону снижения удельного веса межгосударственной торговли и увеличения роли ЕС и государств остального мира. В межгосударственной торговле Россия является для стран СНГ, за исключением Туркменистана, как основным источником импорта, так и главным экспортным рынком. В то же время торговля между странами СНГ (без учета России) последовательно сокращается. Такого рода асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делают страны данного региона уязвимыми по отношению к экономической ситуации, складывающейся в России.

Информация о работе Формирование общего аграрного рынка стран СНГ