Формирование общего аграрного рынка стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание

Идея создания Общего аграрного рынка (ОАР) стран СНГ была продиктована необходимостью восстановления и развития интеграционных связей и, прежде всего нормальных экономических отношений в аграрной сфере, в области таможенного режима, ценовой политики, позволяющих нормально торговать произведенной продукцией, интегрировать свои усилия в развитии инфраструктуры АПК.
Основные принципы формирования ОАР:
добровольность участия в ОАР;
экономическая заинтересованность стран-участниц ОАР;
учет факторов специализации;
создание единой системы протекционизма;

Содержание

1.
Формирование общего аграрного рынка стран СНГ
3

2.
Экономика Казахстана
13
2.1.
Природный потенциал
13
2.2.
Современная экономическая ситуация
14
2.3.
Торговое и интеграционное сотрудничество со странами СНГ
23


Список использованной литературы
26

Работа состоит из  1 файл

Аграрный рынок стран СНГ, Казахстана.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Третий аспект структуризации ОАР – это выделение его основных функциональных и институциональных звеньев, связанных с инфраструктурным обеспечением ОАР.

Институциональная структура выполняет следующие  функции:

  • закупка продукции у производителей закупочными агентствами в местах производства;
  • транспортировка, погрузо-разгрузочные операции и соответствующие им агентства, фирмы по хранению и перевозке продукции; оптовая и розничная торговля и связанные с этим дилерские фирмы, биржи, оптовые рынки, ярмарки и аукционы, сети продовольственных магазинов;
  • осуществление таможенного контроля и таможенные службы;
  • обеспечение участников рынка необходимой информацией о конъюнктуре каждого сегмента рынка и создаваемые для этой цели информационные системы и специальные агентства;
  • кредитование производства и торговли, проведение финансовых расчетов с учетом соотношения курсов национальных валют и соответствующие этим задачам банковские и кредитные организации, клиринговые центры, обслуживающие торговые операции в рамках Общего аграрного рынка; информационные подсистемы, вычислительные центры, консультационные службы, агентства по маркетингу и пр.

В методологическом отношении важно подчеркнуть, что  все инфраструктурные сегменты находятся  в большой зависимости друг от друга. Например, деятельность закупочных агентств, принятие решений по торговой интервенции на любом продуктовом рынке будет определяться наличием достоверной информации об объемах спроса и предложения, ценовой ситуации в биржевой и внебиржевой торговле на региональных рынках. От этой информации зависит и деятельность страховых агентств, кредитных учреждений и т.д.

Предлагаемая  сегментация позволяет конструктивно  подойти к формированию структуры  и функций управления Общим аграрным рынком.

Зерновой  сегмент Общего аграрного рынка  государств-участников СНГ представляет собой совокупность организационных  структур, выступающих на нем в  качестве продавцов продукции (товаропроизводителей) и покупателей; инфраструктуры, включающей транспортировку, хранение, место торговли, информационное обеспечение движения продукции; финансовых структур, осуществляющих расчеты за продукцию, страхование сделок; управления рынком на основе выработки соответствующих регламентов (правил торговли, стандартов и др.), экономического регулирования (условий его поддержки), а также управленческих организаций, обеспечивающих координацию деятельности других структур, действующих на рынке.

Зерновой  рынок объединяет все элементы рыночной системы, в том числе производственные, торговые, финансовые, таможенные, транспортные, страховые и другие структуры, а также нормативно-правовые документы, определяющие правила их взаимодействия.

Зерновой  рынок является одним из наиболее важных сегментов Общего аграрного  рынка стран СНГ и относительно более развитым в торговле между ними. По уровню его развития можно во многом судить о состоянии всей их торговли, поскольку зерновой сегмент является одним из самых крупных составных частей Общего аграрного рынка, занимая почти одну пятую его часть.

Зерно, как  товар, характеризуется такими показателями, как качественная однородность, взаимозаменяемость, делимость, сохраняемость, которые  обеспечивают ему сравнительно емкий  рынок сбыта и определяют приоритетное значение зерна в создании его  резервных фондов. Приоритетное значение зерна в продовольственном обеспечении определяется технологической возможностью создания его резервных фондов, предназначенных для надежного хлебофуражного снабжения страны, регулирования цен на ее внутреннем зерновом рынке. Кроме того, устойчивое производство зерна служит важной составной частью для формирования доходной части бюджета от поступления налогов от его переработки и реализации.

Проблемы  согласования интересов государств в области развития сельского  хозяйства, торговли продовольственной продукцией и товарами производственного назначения для АПК, сельскохозяйственной науки нашли свое отражение в материалах совещаний, проходивших в ряде стран Содружества, в многочисленных работах отечественных и зарубежных экономистов, проекте группы Тасис, в межправительственном Соглашении об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ, а также в разработках ряда научных учреждений и вузов, в том числе Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, Всероссийского института аграрных проблем и информатики, Всероссийского научно-исследовательского института информации и технико-экономических исследований АПК, Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, Казахского научно-исследовательского института экономики и организации АПК, Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева и других.

Вместе с  тем остаются недостаточно изученными вопросы, связанные с определением места России и Казахстана в общем объеме производства и реализации зерна по Содружеству в целом, с методологическим обеспечением формирующегося Общего аграрного рынка и его зернового сегмента.

 

2. Экономика Казахстана

 

2.1. Природный потенциал

 

Богатейшие  природные ресурсы Казахстана – это огромный потенциал для его динамичного развития. Однако мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие значительными сырьевыми ресурсами, так и остались на задворках мировой экономической системы. Понимая и учитывая это, республика выбрала для себя четкие ориентиры развития

Из 110 элементов таблицы  Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано – 70, используется – более 60. По многим видам природных ресурсов республика занимает ведущие позиции в мире. Так, Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе – по запасам серебра, свинца и хромитов, третье – меди, марганца и флюорита, четвертое – молибдена, по запасам золота входит в первую десятку. Наша страна располагает примерно 8% мировых запасов железной руды, около 25% мировых запасов урана.

Во многих странах мира промышленность выступает в роли индустриального ядра, стимулируя развитие сопряженных с ним секторов экономики, науки и инновационной деятельности. Однако на протяжении 90-х годов промышленность республики развивалась нестабильно. Так, для первой половины этого периода характерной тенденцией является постоянное снижение объемов производства, что обусловлено причинами, присущими для переходного периода (разрыв хозяйственных связей, финансовые трудности и т.д.) Во второй половине 90-х годов объемы промышленного производства наращивались, что позволило сократить спад по сравнению с 1990 годом. В настоящее время порядка 30% валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана производится в промышленном секторе.

Одной из базовых отраслей промышленности республики является горно-металлургический комплекс (ГМК), обладающий значительным экспортным потенциалом. Продукция  отрасли – черные и цветные металлы – пользуется относительно устойчивым спросом на мировом рынке. Для развития ГМК характерны те же тенденции, что и для всей промышленности. Но в последние годы отмечается стабилизация развития ГМК (график 1), что связано со значительным улучшением конъюнктуры на мировых рынках. Так, в 1998-2007 годах объемы добычи металлических руд в республике выросли в 3,4 раза, в том числе железных руд – в 3 раза, руд цветных металлов – в 3,7 раза.

Основу черной металлургии  в Казахстане составляет наличие  крупнейших месторождений железных руд, запасы которых – порядка 700 млн. тонн (восьмое место в мире). По добыче железной руды Казахстан занимает десятое место в мире после Китая, Бразилии, Австралии, России, США, Индии и Украины, на долю которых приходится более 80% общемировой добычи данного вида сырья. Среди стран СНГ республика занимает третье место, уступая России и Украине.

Основными железорудными  районами Казахстана являются Костанайская и Карагандинская области. В частности, добычей и переработкой руды в  Костанайской области занимаются АО «Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение « и АО «Лисаковский ГОК», а также АО «Атасуруда» (Карагандинская область). На первых двух предприятиях сосредоточено около 90% всей добываемой в республике железной руды. Основными потребителями железной руды являются металлургические комбинаты России и Китая.

Добыча руд цветных  металлов в общем объеме горнодобывающей  промышленности составляет порядка 5%. В основном они сосредоточены  в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской и Алматинской областях.

К примеру, по запасам марганцевой  руды (Карагандинская область) Казахстан  занимает третье место в мире после  ЮАР и Украины, а по их добыче – 7 место в мире (из 27 стран). На долю республики приходится порядка 2% общемирового производства марганцевой руды. Добавим, что мировые запасы марганцевых руд оцениваются в 1300 млн. тонн.

 

То, что казахстанская  марганцевая руда пользуется спросом – факт неоспоримый. Именно по этой причине за последние 12 лет отмечен почти пятнадцатикратный рост ее добычи. Основным потребителем казахстанской марганцевой руды является Россия, несмотря на то, что она имеет собственные запасы, доля которых в общемировых залежах составляет около 3%. Обусловлено это тем, что казахстанскую руду отличает относительно высокое (до 25%) содержание марганца и низкое содержание фосфора и серы, что делает процесс ее переработки более дешевым.

Вместе с  тем за последние 12 лет объемы добычи руд отдельных видов цветных  металлов в республике заметно сократились, в частности, хромитовых – почти на 35%, свинцово-цинковых – более чем на 67%. Основной причиной этого являются: разрыв существовавших хозяйственных связей, физический и моральный износ оборудования, отсутствие значительных объемов инвестиций для восстановления прежних параметров производственных мощностей. Например, в 1994-2007 годах доля прямых иностранных инвестиций в цветную металлургию составляла 9% от их совокупного объема, привлеченного в экономику страны. Причем основная доля этих инвестиций направлена в медную, алюминиевую и ряд других наиболее привлекательных производств цветной металлургии.

Казахстан располагает  значительными запасами медных руд  и может контролировать почти  десятую часть мирового рынка. Республика занимает третье место в мире по величине разведанных медных запасов. По оценкам казахстанских геологов, в недрах страны имеется порядка 40 млн. тонн меди. Однако имеется еще много неизученных территорий, особенно ранее занятых различными испытательными полигонами. К примеру, в Северо-Восточном Прибалхашье есть совершенно неосвоенное месторождение Актогай и ряд других, суммарные запасы которых составляют около 15 млн. тонн меди.

Медная промышленность, как и многие другие отрасли, переживала сложные времена, особенно в первой половине 90-х годов. Однако начиная с 1996 года объемы производства меди рафинированной стали расти и в 1999 году достигли уровня докризисного 1990 года. С этого момента производство меди в корпорации «Казахмыс» вплоть до 2006 года непрерывно увеличивалось, достигнув своего пикового значения – 453 тыс. тонн. Однако в 2007 году производство меди несколько снизилось. Это связано с отставанием в строительстве новых рудников.

Одной из существенно  важных проблем в металлургической промышленности является комплексное  использование сырья. Если до развала великой державы этому уделялось пристальное внимание, то сейчас показатели комплексного использования сырья ни одним государственным органом республики не только не планируются, но даже и не контролируются. Как следствие, теряются многие виды ценной металлургической продукции. Действительно, до 1991 года Шымкентский свинцовый завод выпускал более 25 наименований промышленной продукции и извлекал из сырья 14 элементов. В настоящее время АО «Южполиметалл» производит около 15 наименований продукции, извлекая из сырья 9 элементов.

Извлечение  свинца составляло 94-95%, золота – 92%, серебра – 95%, кадмия – 76%. Сейчас эти показатели составляют 80-85%, 90% и 92% соответственно. Редкие элементы практически не извлекаются. Такая ситуация в значительной мере обусловлена тем, что произошло обособление высокоприбыльного сырьевого сектора от других составляющих ГМК, что привело к распаду существующих технологических цепочек и потере менее рентабельных попутных производств. Это касается и традиционно освоенных для отечественной промышленности производств редких и благородных металлов. Нам представляется, что реальная причина таких потерь лежит в отсутствии эффективного механизма природопользования при добыче руд и реализации конечной продукции из них.

 

2.2. Современная экономическая ситуация

 

За годы советской  власти в Казахстане сложилась достаточно мощная индустриальная база, представленная главным образом предприятиями  добывающей отрасли. Всесоюзное значение имели: добыча угля в Караганде и Экибастузе, меди в Балхаше, редкоземельных металлов в Восточном Казахстане, урана – в Степногорске, нефти – Эмбинское, Новоузеньское, Тенгизское месторождения, газа – Карачаганак и т.д. Вместе с тем имелись и крупные машиностроительные и иные заводы, выпускавшие конечную продукцию - Карагандинский металлургический комбинат, Павлодарский тракторный завод, оборонные предприятия в Петропавловске, Уральске, Алма-Ате.

Руководство Казахстана избрало путь «шоковой терапии», пытаясь преодолеть экономические проблемы путем массированной приватизации госсектора, либерализации внешней торговли, создания максимально благоприятного климата для внешних инвестиций, жесткой монетарной политики.

Информация о работе Формирование общего аграрного рынка стран СНГ