Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 14:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы, во второй – формирования рынка труда, а в третьей – проблемы регулирования его деятельности в современных российских условиях.
На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости. Занятость представляет собой деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов.
2.1 На пути к свободному рынку труда в Российской Федерации
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности между научно - техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально- отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующим рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
Важным
принципом обеспечения
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависит непосредственно от человека.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирования динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выделяются два блока проблем.
Оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличение потребности предприятий и организаций в рабочей силе.
Совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, (дивидендов от ценных бумаг, процентов по вкладам) развитие системы социальных пособий, дотаций, льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально- демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Необходимо также усилить роль источников финансирования инвестиций предприятий то есть стимулировать приток децентрализации средств. Процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма противоречивы. С одной стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела потребность в ликвидации и перепрофилировании не эффективных и убыточных производств в целях ускорения структурной перестройки экономики. С другой учитывая наличие в стране значительного количества монопольных предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно тесно увязываться с решением сложных социальных проблем, связанных с высвобождением и перераспределением работников, определением правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождением финансовых средств для обеспечения минимума социальных гарантий высвобождаемым работникам. Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного населения и их возможности воздействия на рынок труда показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально - демографических групп населения. В частности государственная политика на рынке труда в отношении женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это сможет увести с рынка труда примерно два миллиона женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы занятости - каждая пятая женщина хотела бы завести свое собственное дело. А это еще два миллиона женщин. Для снижения давления на рынок труда молодежи важно расширить ее подготовку в дневных учебных заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения. Для лиц пенсионного и предпенсионного возраста актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет уменьшено.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На нынешней стадии формирования рынка рабочей силы предприятия экономически не заинтересованы в совершенствовании качественного состава работающих, особенно в обучении молодых рабочих. Связано это с тем, что сейчас в деятельности предприятий усиливается тенденция к самосохранению, выживаемости, когда задачи долговременного характера временно отходят на второй план. В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу по территориальным и отраслевым потребностям предприятий, учреждений, организаций в квалифицированных рабочих и специалистов и созданию соответствующих условий для их подготовки.
При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
2.2 Безработица в России
Безработица, положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Неполная
занятость трудоспособного
Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице, а выделять ее специфические виды и прежде всего:
структурную безработицу: невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации;
фрикционную безработицу: безработицу из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности. Даже если такие места есть на рынке труда, их поиск и переход в новую организацию требует времени;
застойную безработицу: невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше;
скрытую безработицу: невозможность трудоустройства по основной специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда появится место и для него.
Одна из форм борьбы с безработицей - это переобучение безработных. Наиболее распространенная форма помощи безработным - пособие по безработице. Такое пособие выплачивается не во всех странах, а там, где регламентируется соответствующими законами страны.
Но можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100 % занятости? В свое время эта задача была одним из главных политических лозунгов профсоюзов и социалистических партий.
Однако на самом деле экономика, в которой одновременно заняты все 100 % трудоспособного населения, больше проигрывает, чем выигрывает.
Во-первых, добиться такого положения дел можно лишь с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам. А ограничение экономической свободы, подрывает саму основу нормального функционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и замедления темпов роста благосостояния ее граждан.
Во-вторых,
в такой экономике резко
Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.
Иными словами состояние дел на рынке труда не должно вызывать беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходят с одного места на другое без изменения профессии и отрасли. Кроме того, вполне нормально, если часть людей не работает из-за того, что им нужно поменять профессию или место жительства и работу, поскольку их «родные» отрасли «потеряли рынок», и сворачивают производство, а в растущих отраслях нужны работники с другими навыками и профессиями.
По прогнозу специалистов, в 2006 - 2008 гг. самый большой процент безработных будет среди следующих категорий:
Ткачихи - 50 %;
Швеи - 40 - 50 %,
Кожевники, обувщики - 40 - 50 %;
Рабочие машиностроительных заводов - 30 %;
Специалисты
в области переработки
Легче всего будет найти работу представителям тех профессий, которых безработица затронет меньше всего:
Служащие нотариальных контор - менее 1 %;
Офицеры налоговой службы - менее 1 %;
Аудиторов - около 1 %;
Юристов, специализирующихся в налоговом праве, - 1,5 %;
Журналистов - 1 - 2 %;
Бухгалтеров аттестованных на знание международных правил бухгалтерского учета, - 2 %,
Есть ряд должностей, по которым вакансий больше, чем претендентов. Появились специальности настолько новые, что в этой области еще не успел возникнуть переизбыток подготовленных кадров. Так, например, еще недавно объем торговых операций с Западом был незначительный. Поэтому специалистов по растамаживанию, контролю за грузооборотом было мало. Политические, последовавшие за ними экономические перемены внесли свою корректировку в социальный заказ. Стали нужны логистики (специалисты, управляющие информационными и реальными потоками грузовых товаров). Слово «агент» постоянно встречается в объявлениях «Предлагаю работу». Это одна из самых нужных профессий в быстро расширяющихся сферах торговли и рекламы.
Информация о работе Формирование регулируемого рынка труда в переходной экономике