Формирование регулируемого рынка труда в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы, во второй – формирования рынка труда, а в третьей – проблемы регулирования его деятельности в современных российских условиях.

Работа состоит из  1 файл

проблема формирования рынка труда.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

     Молодежь  в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

     В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

     Снижение  общего уровня жизни населения привело  к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

     Несмотря  на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в  повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

     Таким образом, по мере развития рыночных отношений  и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

     3.2. Переход к новой политике занятости

     В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающих структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

     Человек, потерявший работу и готовый к  ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

     Рыночной  экономике соответствует рынок  труда, уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда. Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.

 

3.3 Россиян  становится меньше, но они больше  зарабатывают

     Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные о социально-экономическом развитии России за период с января по август 2006 года. Население России за январь-август сократилось более чем на 408 тыс. человек. Зато несколько снизилась безработица, и на 10,1% увеличился реальный доход граждан. Численность населения России за январь-август 2006 года уменьшилась на 408,2 тыс. человек, или на 0,29%, и составила по состоянию на 1 сентября 142,3 млн. человек. Численные потери населения были компенсированы за счет миграционного прироста в 17,3%, передает "Интерфакс".

     В январе-августе 2006 года в России родилось почти столько же детей, как и годом ранее – более 980 тыс. детей. Умерло 1 млн. 475 тыс. человек. В целом по стране числа умерших превысило число родившихся в 1,5 раза, причем в 19 субъектах РФ это соотношение составило 2-2,7 раза. Естественный прирост населения в январе-августе 2006 года зафиксирован в 18 субъектах Российской Федерации. Вместе со снижением численности населения в России несколько сокращается и безработица. В сентябре 2006 года общая численность безработных в России сократилась до 5,29 млн. человек, что составляло 7,1% всего экономически активного населения страны. По сравнению с концом сентября 2005 года общая численность безработных в России сократилась на 2,8%, а официально зарегистрированных - на 3,4%.

     Реальные  располагаемые денежные доходы населения  России в сентябре 2006 года по сравнению  с сентябрем предыдущего года увеличились на 10,1%. В номинальном выражении - на 22,7% и составили 10 тыс. 77 рублей на человека. В сентябре 2006 года реальная величина заработной платы выросла по сравнению с сентябрем 2005 года на 13,6%. Вице-премьер Александр Жуков сообщил, что с 1 сентября 2007 года заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений будет повышена не менее чем на 15%. "Окончательное решение вопроса - за депутатами Государственной Думы при утверждении федерального бюджета на 2007 год в третьем чтении", - сказал Жуков.

 

Заключение

     В данной работе я попытался дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

     Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда  это не только отношения между  наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников вышеперечисленными способами, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

     Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

     В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства  государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

     В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

Список использованной литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения: Учебник.- М.: Юристь, 2002.- 366 с.
  2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 400 с.
  3. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.- 662 с.
  4. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова.- М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.- 799с.
  5. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учебное пособие.- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003.-576 с.
  6. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник /Под ред. Р.И. Зименкова.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 432 с.
  7. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.-3-е изд. / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «Дело и сервис», 2000.- 416 с.
  8. Бункина М.К. Макроэкономика: Учебник / М.К. Бункина.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Дело и Сервис, 2000.- 512 с.
  9. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / Общ. ред. Л.С. Тарасевича.- СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1997.- 719 с.
  10. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.- М.: ОАО «НПО Экономика», 2000.- 735 с.

Информация о работе Формирование регулируемого рынка труда в переходной экономике