Формирование спроса и предложения на денежном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание

Зарождение рыночных отношений началось при разложении первобытного строя, но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Централизованно планируемая экономика и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки.

Работа состоит из  1 файл

Ингина курсовая.docx

— 123.83 Кб (Скачать документ)

Ведение

Зарождение рыночных отношений началось при разложении первобытного строя, но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Централизованно планируемая экономика и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки.

Актуальность темы исследования заключается в возможности увидеть  проблемы отечественной рыночной экономики, изучая возникновение спроса и предложения  на российском денежном рынке.

Особенность рыночного механизма  в экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой, которая  служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Целью курсовой работы является изучение возникновения спроса и  предложения на российском денежном рынке, условия их появления, изучение денежно-кредитного механизма, анализ денежного обращения а так же специфику его устройства.

Задачи курсовой работы состоят  в изучении теоретических основ  рыночного механизма, а также анализе спроса и предложения на денежном рынке.

Предметом изучения в курсовой работе выступает совокупность экономических отношений, возникающих на Российском денежном рынке между различными участниками финансовых отношений. Объектом исследования выбрана сфера государственного регулирования экономики и вся связанная с ней финансовая структура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры.

Основные методы, использованные для исследований: исторический, нормативный, метод индукции и дедукции, а также  описания.

 

 

                 

                     Глава 1.Рыночный механизм и его функционирование

        1.1 Понятие рынка, условия и причины его возникновения

 

В ходе развития товарного  хозяйства формируется рынок, который  прошел длительный путь, продолжительность  которого насчитывает более 30 тысяч  лет, от древних базаров до современных организованных рынком компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.

В современной экономической  литературе можно встретить самые  различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок  как группу людей, вступающих в деловые  отношения и заключающих крупные  сделки по поводу любого товара. Современный  американский экономист Ф. Котляр характеризует  рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок  как совокупность инструментов, посредством  которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов  покупателей и продавцов друг с другом. Выдающийся экономист, лауреат  Нобелевской премии A. Хайек определял  рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного  множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

· рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей;

· рынок – это система  отношений между спросом и  предложением;

· рынок – это совокупность отношений товарного обмена;

· рынок – это сфера  обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся  информация, характеристику рынка можно  свести к следующему определению:

Рынок – это система  экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности  всех благ и услуг.1

Современный рынок – это  рынок новинок, ибо новизна стала  важнейшим свойством товаров  и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более  высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов  и валют.

В современной экономической  литературе указывают на следующие  факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

· потребности людей, которые  по своему характеру безграничны. Это  обстоятельство побуждало и побуждает  производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

· ограниченность всех ресурсов производства – труда, земли и  других материальных средств производства;

· общественное разделение труда, которое означает, что в  любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми  производственными ресурсами, всеми  экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность  производства и создает материальную основу для товарного обмена;

    • экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов;
    • самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя.

Часто говорят, что рынок  – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление  рынка – это не результат достижение разума, а следствие очень длительного  исторического развития.

 

1.2 Сущность, функции и  виды рынка

 

Углубленное понимание категории  «рынок» требует учета его  места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности: производство,  распределение, обмен, потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это  потребление, важнейшей сферой экономики  является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет.

Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала  крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством  следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции.

Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений  между людьми, в определении материального  положения различных слоев общества. Но распределение – это не только следствие производства. От того, как  распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного  процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает  сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным  при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений  товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому  система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков: легальный (официальный); нелегальный (теневой).

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной  конкуренции. Несмотря на специфичность  каждого рынка, они взаимосвязаны. Каждый производитель, намереваясь  расширить свое производство, может  рассчитывать на то количество средств  производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки.

На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос  и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в  обществе протекает на двух уровнях:

-микроэкономическом, который  характеризует поведение хозяйствующих  субъектов при обмене;

- макроэкономическом, характеризующем  ход воспроизводства (в том  числе рыночную ситуацию) в масштабе  всего народного хозяйства (национальной  экономики).

Рыночная система функционирует  эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения  хозяйствующих субъектов, их ответственности  за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции  производителей, оптимального участия  государства в регулировании  рыночных процессов с помощью  соответствующих экономических  рычагов.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимоабуславливают  друг друга:

1. По объектам рыночных  отношений: товаров и услуг;  средств производства; рабочей силы; ссудного капитала; финансов; ценных  бумаг.

2. По географическому  положению: местный; региональный; национальный; мировой.

3. По проявлению конкуренции:  свободный; монополистической конкуренции; олигополический; монопольный (монопсонный).

4. По объему продаж: розничный;  оптовый.

5. По механизму регулирования:  совершенной конкуренции; несовершенной  конкуренции; регулируемый (под контролем  государства).

Таким образом, рынок как  развитая система отношений товарного  обмена представляет собой систему  отдельных рынков, как бы элементов  единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также  другие.

          1.3 Рыночный механизм и характеристика  его основных элементов

 

Рыночный механизм - это  механизм взаимодействия продавцов  и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры  и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов  на основе объективных экономических  законов рынка.2

Рыночный механизм как  механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

    • субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
    • объекты (различных видов рынка товаров);
    • экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
    • наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
    • механизм ценообразования.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно  выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать  продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют  за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

Следует различать ценовую  и неценовую конкуренцию Ценовая  конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.

Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и уступок по сравнению  с объявленными ценами для тех  или иных групп покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д.

А неценовая конкуренция  основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую  цену.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существуют в различных формах.

Информация о работе Формирование спроса и предложения на денежном рынке