Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:31, автореферат
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
На
правах рукописи
Гаврилова
Марина Алексеевна
ФОРМИРОВАНИЕ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным
хозяйством (экономика, организация и управление
предприятиями,
отраслями, комплексами: промышленность)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
экономических наук
Санкт-Петербург - 2009
Работа
выполнена в Государственном образовательном
учреждении высшего профессионального
образования «Санкт – Петербургский государственный
университет экономики и финансов»
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Ведущая организация - Государственное образовательное
Защита
состоится «___» _________2009 года в «___»
часов на заседании диссертационного
совета Д 212.237.10 при государственном
образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Санкт – Петербургский государственный
университет экономики и финансов» по
адресу: 191023, Санкт – Петербург, ул. Садовая,
21, ауд. __.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке Государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Санкт – Петербургский государственный
университет экономики и финансов».
Автореферат
разослан «___» _________2009 года.
Ученый секретарь
диссертационного
совета
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Успешное функционирование и развитие промышленных предприятий в современных условиях требует соответствующего подхода к формированию его конкурентной стратегии, выявлению конкурентных преимуществ, а это в свою очередь предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности фирмы.
В
отечественной научной
В
то же время необходимость
Большинство российских предприятий для оценки своих конкурентных преимуществ продолжают применять лишь стандартные методики анализа, в основном базирующиеся на расчете финансовых коэффициентов, характеризующих эффективность коммерческой деятельности предприятия. Многие предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами на рынке, однако как их оценить с целью выявления сильных и слабых сторон своего потенциала, как правило, не знают. По этим и многим другим причинам в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свою текущую конкурентоспособность и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения. В связи с этим возникает проблема выбора стратегии развития и использования конкурентного потенциала предприятия, что позволит оперативно определять возможные перспективы, обнаруживать скрытые резервы с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
В настоящее время в теории и практике зарубежного бизнеса накапливается опыт по технологиям управления конкурентным потенциалом фирмы. Это объективно требует теоретического анализа сущности и тенденций развития конкурентного потенциала предприятия, выяснения факторов, определяющих его состояние и перспективы развития и использования.
Таким образом, тема диссертационного исследования, посвященная формированию стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленных предприятий, представляется актуальной как с научной, так и с практической стороны.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время все больше возрастает научный интерес к проблеме определения сущности конкурентного потенциала промышленного предприятия. За последнее время вышел ряд публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал», в большинстве из которых отмечалась важность изучения подходов к его оценке, и указывалось на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями. В частности можно выделить работы таких отечественных и зарубежных авторов, как: А.Г. Андреева, Ю.В. Таранухина, Г.Я. Гольдштейна, К.П. Янковского, И.Ф. Мухарь, Стивена Дэвиса и др.
С различных методологических позиций проблемы конкуренции рассматривали классики А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, а также известные зарубежные ученые-экономисты такие как Дж.С.Милль, А.Курно, Л.Вальрас, А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, П.Сраффа, Дж.М.Кларк, Й.Шумпетер, Э.Чемберлин, Дж.Робинсон, Ф.И.Эджуорт, Ф.Хайек, А.П.Лернер, Ф.Найт, П.Самуэльсон, и др.
В
отечественной экономической
Вопросам, связанным с управлением компанией в условиях конкуренции, посвящены труды М.Альберта, Г.Армстронга, П.Дракера, Ф.Котлера, М.Мескона, М.Портера и других авторов. Вопросам, связанным с обеспечением эффективного стратегического управления развитием промышленных предприятий в России, посвящены работы Л.И. Абалкина, О.С. Виханского, А.П. Градова, М.А. Керашева, Г.Б. Клейнера, М.И. Круглова, А.Е. Карлика, Н.В. Войтоловского, А.Н. Петрова и др.
Анализ публикаций по проблемам развития и оценки конкурентного потенциала позволяет сделать выводы о слабой её проработке на уровне отдельной отрасли, и особенно на уровне предприятия. Недостаточная разработанность этих вопросов, а также их высокая значимость для повышения эффективности деятельности компании в условиях конкуренции определили тему диссертационной работы, ее цель и задачи, а также основные направления исследования.
Цель диссертационной работы заключается в развитии теоретических положений и разработке методических основ использования и развития конкурентного потенциала предприятий в стратегической перспективе.
В соответствии с целью диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования являются промышленные предприятия России.
Предметом исследования являются теоретические и научно-методические аспекты формирования стратегии развития конкурентного потенциала промышленного предприятия и проблемы его использования.
Методологическую и теоретическую основу исследований составляют фундаментальные положения экономической теории, теории конкуренции и конкурентной борьбы, современные теоретические концепции и практические разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования конкурентного потенциала.
Диссертационное исследование опиралось на законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность промышленных предприятий. Математические аспекты исследования базировались на работах отечественных и зарубежных математиков-статистиков и специалистов в области численных методов.
В диссертации использованы такие общенаучные методы познания как системный подход, сравнительный анализ, синтез и группировка данных, методы статистического и функционального анализа, логическое моделирование.
Эмпирическую
базу исследований составили статистические
данные экономического развития промышленных
предприятий, данные периодической печати,
печатные сведения Федеральной службы
России по статистике, Министерства промышленности
и энергетики России, интернет источники.
II. Основные идеи и выводы диссертации
В диссертации проведен ретроспективный анализ особенностей развития российской промышленности с конца 90-х годов. Проведенный анализ позволяет констатировать, что к основным проблемам развития российской промышленности относятся следующие:
- в структуре российской промышленности недостаточна доля производства продукции конечного потребления, доминируют топливно-сырьевые сектора, добывающая промышленность;
- не оптимальна структура промышленности по величине предприятий - крупных, средних, малых;
- низкий уровень инновационного и научно-технического потенциала и вследствие этого низкая конкурентоспособность продукции, технологий и предприятий;
- недостаточный доступ предприятий к заемному финансированию оборотных средств и инвестиций в долгосрочной перспективе, особенно в условиях глобального экономического кризиса;
- высокий уровень горизонтальной и вертикальной интеграции промышленных предприятий влечет за собой снижение конкуренции и соответственно стимулов для развития прогрессивных форм и методов организации бизнеса, а также снижение темпов инновационного и технического развития.
Во многом успех развития российской экономики зависит от того, удастся ли перейти от модели, построенной на использовании природных ресурсов, к инновационной модели, опирающейся на интеллектуальный ресурс. Для этого требуется совершенно обновленная экономическая структура, а не просто замещение промышленного сектора отраслями сферы услуг. Чтобы сместить центр тяжести из сырьевого сектора, стране необходима тщательно разработанная национальная стратегия. Необходимо сохранить высокие уровни роста, демонстрируемые сегодня сырьевыми отраслями, и одновременно обозначить приоритеты высокотехнологичных отраслей и развивать их. В этой связи конкурентный потенциал отдельно взятого предприятия приобретает особое значение, позволяя компании доминировать на рынке.
В диссертации на основе критического анализа литературных источников, посвященных проблемам конкуренции и оценки конкурентного потенциала предприятий, развит понятийный аппарат в контексте предмета исследования. Авторская позиция сводится к следующему. Конкурентный потенциал представляет собой совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможностей субъектов хозяйствования, позволяющих им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.