Формирование стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:31, автореферат

Описание

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Работа состоит из  1 файл

Формирование стратегии развития и использования конкурентного по.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     На  правах рукописи 
 
 
 

     Гаврилова Марина Алексеевна 
 
 
 
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ  СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ   
 
 
 
 

          Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным

     хозяйством  (экономика, организация и управление

     предприятиями,  отраслями, комплексами: промышленность) 
 
 
 
 
 

     Автореферат

     диссертации на соискание ученой степени

     кандидата  экономических  наук 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург - 2009

     Работа  выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов» 
 

Научный руководитель  -                доктор экономических наук, профессор

                                      Кантор Владимир Евгеньевич 

Официальные оппоненты:               доктор экономических наук, профессор

                                                             Колесников Александр Михайлович

                                         доктор экономических наук, профессор

                                         Аренков Игорь Анатольевич

                                                                                    

Ведущая организация -               Государственное образовательное

                                                               учреждение высшего

                                                         профессионального

                                                   образования «Санкт-Петербургский

                                         государственный инженерно-

                                        экономический университет» 
 
 

     Защита  состоится «___» _________2009 года в «___»  часов на заседании диссертационного совета  Д 212.237.10 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт – Петербург, ул. Садовая, 21, ауд. __. 

     С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов». 
 

     Автореферат разослан   «___» _________2009 года. 

     Ученый  секретарь

     диссертационного  совета                                             Песоцкая Е.В.

 

      I. Общая характеристика работы

     Актуальность  темы исследования. Успешное функционирование и развитие промышленных предприятий в современных условиях требует соответствующего подхода к формированию его конкурентной стратегии, выявлению конкурентных преимуществ, а это в свою очередь предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности фирмы.

     В отечественной научной литературе уделялось серьезное внимание исследованию и оценке потенциала хозяйственных  систем. Однако эти исследования в  основном касались производственного потенциала. Это объясняется ключевой ролью производственных процессов в период доминирования административной системы управления народным хозяйством в России. С переходом к рыночной экономике более актуальными становятся вопросы оценки рыночного, предпринимательского и конкурентного потенциалов, а также определения их структуры и взаимосвязей.

     В то же время необходимость исследования конкурентного потенциала компании становится все более актуальной научной задачей, поскольку знание основных его составляющих и степени их развития у конкретной компании определит будущие направления развития деятельности предприятия.

      Большинство российских предприятий для оценки своих конкурентных преимуществ продолжают применять лишь стандартные методики анализа, в основном базирующиеся на расчете финансовых коэффициентов, характеризующих эффективность коммерческой деятельности предприятия. Многие предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами на рынке, однако как их оценить с целью выявления сильных и слабых сторон своего потенциала, как правило, не знают. По этим и многим другим причинам в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свою текущую конкурентоспособность и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения. В связи с этим возникает проблема выбора стратегии развития и использования конкурентного потенциала предприятия, что позволит оперативно определять возможные перспективы, обнаруживать скрытые резервы с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

    В настоящее время в теории и практике зарубежного бизнеса накапливается опыт по технологиям управления конкурентным потенциалом фирмы. Это объективно требует теоретического анализа сущности и тенденций развития конкурентного потенциала предприятия, выяснения факторов, определяющих его состояние и перспективы развития и использования.

     Таким образом, тема диссертационного исследования, посвященная формированию стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленных предприятий, представляется актуальной как с научной, так и с практической стороны.

      Степень разработанности  проблемы. В настоящее время все больше возрастает научный интерес к проблеме определения сущности конкурентного потенциала промышленного предприятия. За последнее время вышел ряд публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал», в большинстве из которых отмечалась важность изучения подходов к его оценке, и указывалось на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями. В частности можно выделить работы таких отечественных и зарубежных авторов, как: А.Г. Андреева, Ю.В. Таранухина, Г.Я. Гольдштейна, К.П. Янковского, И.Ф. Мухарь, Стивена Дэвиса и др.

      С различных методологических позиций  проблемы конкуренции рассматривали  классики А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, а  также известные зарубежные ученые-экономисты такие как Дж.С.Милль, А.Курно, Л.Вальрас, А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, П.Сраффа, Дж.М.Кларк, Й.Шумпетер, Э.Чемберлин, Дж.Робинсон, Ф.И.Эджуорт, Ф.Хайек, А.П.Лернер, Ф.Найт, П.Самуэльсон, и др.

      В отечественной экономической литературе проблемы конкурентных отношений изучали такие авторы как: Г.Л. Азоев, Е.Горбашко, П.Завьялов, Ю.Комнов, Р.Фатхутдинов, А.П.Челенков, С.В. Цухло и многие другие.

     Вопросам, связанным с управлением компанией в условиях конкуренции, посвящены труды М.Альберта, Г.Армстронга, П.Дракера, Ф.Котлера, М.Мескона, М.Портера и других авторов. Вопросам, связанным с обеспечением эффективного стратегического управления развитием промышленных предприятий в России, посвящены работы Л.И. Абалкина, О.С. Виханского, А.П. Градова, М.А. Керашева, Г.Б. Клейнера, М.И. Круглова, А.Е. Карлика, Н.В. Войтоловского, А.Н. Петрова и др.

     Анализ  публикаций по проблемам развития и оценки конкурентного потенциала позволяет сделать выводы о слабой её проработке на уровне отдельной отрасли, и особенно на уровне предприятия. Недостаточная разработанность этих вопросов, а также их высокая значимость для повышения эффективности деятельности компании в условиях конкуренции определили тему диссертационной работы, ее цель и задачи, а также основные направления исследования.

     Цель  диссертационной  работы заключается в развитии теоретических положений и разработке методических основ использования и развития конкурентного потенциала предприятий в стратегической перспективе.

      В соответствии с целью диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

  • исследованы проблемы и особенности функционирования промышленных предприятий в современных условиях и влияние конкуренции на их деятельность;
  • выявлены общие и отличительные характеристики в трактовке понятия «конкурентный потенциал»;
  • уточнена структура конкурентного потенциала и выявлены взаимосвязи между отдельными ее компонентами;
  • проанализированы факторы, формирующие основные элементы структуры конкурентного потенциала;
  • исследованы методы и подходы к оценке конкурентного потенциала;
  • определены основные направления развития конкурентного потенциала на основе внутренних и внешних ресурсов;
  • предложены научно-методические рекомендации по использованию конкурентного потенциала и формированию стратегии его развития на промышленном предприятии с учетом внешних и внутренних возможностей.

     Объектом   исследования   являются промышленные предприятия России.

     Предметом   исследования   являются     теоретические и научно-методические аспекты формирования стратегии развития конкурентного потенциала промышленного предприятия и проблемы его использования.

     Методологическую и теоретическую основу исследований составляют фундаментальные положения экономической теории, теории конкуренции и конкурентной борьбы, современные теоретические концепции и практические разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования конкурентного потенциала.

     Диссертационное исследование опиралось на законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность промышленных предприятий. Математические аспекты исследования базировались на работах отечественных и зарубежных математиков-статистиков и специалистов в области численных методов.

     В диссертации использованы такие  общенаучные методы познания как  системный подход, сравнительный анализ, синтез и группировка данных, методы статистического и функционального анализа, логическое моделирование.

     Эмпирическую  базу исследований составили статистические данные экономического развития промышленных предприятий, данные периодической печати, печатные сведения Федеральной службы России по статистике, Министерства промышленности и энергетики России, интернет источники. 

     II. Основные идеи и выводы диссертации

      В диссертации проведен ретроспективный  анализ особенностей развития российской промышленности с конца 90-х годов. Проведенный анализ позволяет констатировать, что к основным проблемам развития российской промышленности  относятся следующие:

     - в структуре российской промышленности недостаточна доля производства продукции конечного потребления, доминируют топливно-сырьевые сектора, добывающая промышленность;

     - не оптимальна структура промышленности по величине предприятий - крупных, средних, малых;

     - низкий уровень инновационного и научно-технического потенциала и вследствие этого низкая конкурентоспособность продукции, технологий и предприятий;

     - недостаточный доступ предприятий к заемному финансированию оборотных средств и инвестиций в долгосрочной перспективе, особенно в условиях глобального экономического кризиса;

     - высокий уровень горизонтальной и вертикальной интеграции промышленных предприятий влечет за собой снижение конкуренции и соответственно стимулов для развития прогрессивных форм и методов организации бизнеса, а также снижение темпов инновационного и технического развития.

     Во  многом успех развития российской экономики  зависит от того, удастся ли перейти  от модели, построенной на использовании природных ресурсов, к инновационной модели, опирающейся на интеллектуальный ресурс. Для этого требуется совершенно обновленная экономическая структура, а не просто замещение промышленного сектора отраслями сферы услуг. Чтобы сместить центр тяжести из сырьевого сектора, стране необходима тщательно разработанная национальная стратегия. Необходимо сохранить высокие уровни роста, демонстрируемые сегодня сырьевыми отраслями, и одновременно обозначить приоритеты высокотехнологичных отраслей и развивать их. В этой связи конкурентный потенциал отдельно взятого предприятия приобретает особое значение, позволяя компании доминировать на рынке.

     В диссертации на основе критического анализа литературных источников, посвященных проблемам конкуренции и оценки конкурентного потенциала предприятий, развит понятийный аппарат в контексте предмета исследования. Авторская позиция сводится к следующему. Конкурентный потенциал представляет собой совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных  ресурсов и возможностей  субъектов хозяйствования, позволяющих им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе   использования материальных и нематериальных ресурсов.

Информация о работе Формирование стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленного предприятия