Формирование стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:31, автореферат

Описание

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Работа состоит из  1 файл

Формирование стратегии развития и использования конкурентного по.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Внутренние  конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

     Конкурентные  возможности, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы; трудовые ресурсы; технологические ресурсы; финансовые и информационные ресурсы.

     В состав конкурентных возможностей, основанных на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы; компетенции персонала; отношения с другими субъектами рынка; организационные ресурсы; творческие возможности; бренды.

     Реализация  и использование внутренних возможностей предприятия на базе существующих ресурсов, формируют соответствующие конкурентные преимущества.

      Конкурентные  преимущества - это ключевые сильные стороны промышленного предприятия, позиционирующие его на рынке. Большинство основных конкурентных преимущества являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными. С одной стороны, конкурентные преимущества - это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны - это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов - угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде. Исходя из этого, конкурентный потенциал определяют материальные и нематериальные ресурсы, которые формируют соответствующие конкурентные преимущества.

     К внешним конкурентным возможностям фирмы автор относит рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях.

     Формирование  конкурентного потенциала предполагает охват всех основных внутрифирменных  процессов, протекающих в различных  функциональных областях его внутренней среды в сопоставлении с основными конкурентами. В результате обеспечивается системный взгляд на предприятие,  который позволяет выявить все сильные и слабые стороны, а также разработать на этой основе комплексную методику оценки возможностей долгосрочного перспективного развития компании.

     В диссертации обоснована структура конкурентного потенциала, включающая: маркетинговый потенциал, рыночный потенциал, инновационный потенциал, творческий (креативный) потенциал и ресурсный потенциал.

     Автор предлагает включить в структуру конкурентного потенциала в качестве самостоятельного элемента творческий (креативный) потенциал.

       Творческая обстановка прямым образом связана с увеличением производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции в силу того, что ее наличие позволяет решить ряд важных проблем:

      существенным  образом повышает качество и нестандартность управленческих решений;

        способствует внедрению инноваций;

      приводит  к повышению производительности труда в силу активизации профессиональной деятельности и развития компетенций.

     Таким образом, творческий потенциал можно рассматривать как один из элементов, способствующих развитию ресурсного, инновационного и маркетингового потенциалов, что влечет за собой усиления конкурентного потенциала компании в целом.

     В диссертации рассмотрены и изучены  факторы, формирующие основные элементы структуры конкурентного потенциала. В таблице 1 представлены наиболее важные и существенные из них. 

Таблица 1 - Структура конкурентного потенциала

Вид потенциала Факторы, формирующие потенциал  Показатели, учитываемые при оценке элементов структуры конкурентного потенциала
Маркетинговый потенциал - применение комплексного подхода при планировании маркетинговой деятельности;

- точное удовлетворение  покупательских запросов; 
- коммерческое искусство; 
- технологии в области подготовки и принятия маркетинговых решений.

- показатель  лояльности потребителей;

-конечная ресурсоотдача  маркетинга;

-коэффициент  эффективности маркетинговых коммуникаций;

- коэффициент  реализации потребительской способности.

Ресурсный потенциал 
 
 
 
 
 
 
 
1. Финансовый потенциал

- финансовая  устойчивость предприятия;

- инвестиционные  возможности;

- используемая  политика в области управления  рисками и др.

- коэффициент  текущей ликвидности;

- коэффициент  платежеспособности;

- коэффициент  финансовой устойчивости;

- оборачиваемость  активов и

собственного  капитала;

- рентабельность  капитала.

2. Производственный потенциал

- состояние средств  труда;

- уровень механизации  и автоматизации труда и производства;

- современность используемых технологий.

- уровень издержек производства;

- фондоотдача;

- материалоотдача;

- уровень бракованной  продукции в общем объеме производства;

- рентабельность  производства 

3. Организационный потенциал

- ноу-хау в  области управления;

- способность  быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия; 
- компетентность в управлении.

- уровень использования  информации;

- уровень потребности  в информации;

- коэффициент  эффективности управления и др.

4. Кадровый потенциал

- уровень квалификации  персонала;

- уровень конфликтности в организации;

- социальная  инфраструктура;

- участие персонала  в процессе управления;

- мотивационные  системы и др.

- уровень текучести  кадров;

- лояльность  персонала;

- уровень оплаты  труда;

- количество  конфликтных ситуаций;

- прибыль, приходящаяся на одного сотрудника предприятия и др.

Инновационный потенциал - способность  к инновациям в производственных  процессах; 
- способность к инновациям в продукции;

- способность  к инновациям в управлении  и др.

- показатель  интенсивности инновационной деятельности;

- качество инноваций;

- затраты на  инновации;

- время, затрачиваемое  на разработку инноваций и  др.

Творческий  потенциал - способность  генерировать новые идеи;

- умение создавать  новый оригинальный способ решения  задач;

-наличие мотивационно-творческой активности.

- количество  предложенных творческих идей;

- количество  реализованных творческих идей и нововведений и др. 

Рыночный  потенциал - интенсивность  конкурентной борьбы на рынке;

- высокий объем  спроса;

- доходы потенциальных  потребителей.

- средняя норма  потребления продуктов;

- уровень конкуренции  на рынке;

- объем продаж;

- рыночная доля  и др.


     Таким образом, на конкурентный потенциал  оказывает влияние большое количество факторов, и их комбинация во многом будет зависеть от специфики деятельности предприятий и отраслевого рынка, на котором они функционирует.

       Кроме этого необходимо отметить, что между элементами конкурентного  потенциала существует связь,  в рамках которой  они взаимодействуют  и оказывают влияние друг на  друга и на конкурентный потенциал. В диссертации предложена схема конкурентного потенциала, которая отражает взаимодействие между его структурными компонентами (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема конкурентного потенциала.

      Таким образом, для развития конкурентного потенциала предприятия необходимо комплексно подходить  к процессу управления всеми элементами его структуры с целью достижения синергетического эффекта. 

      Конкурентный потенциал определяется внутренними возможностями компании по усилению своей конкурентной позиции и внешними факторами, которые могут как способствовать, так и препятствовать фирме реализовывать ее стратегии. 

      В диссертации предложены возможные  направления развития конкурентного  потенциала на основе использования  внутренних возможностей, основные из них представлены в табл. 2.

     Таблица 2 - Направления развития и конкурентного потенциала на основе использования внутренних возможностей

Компоненты  конкурентного потенциала Направления развития
Маркетинговый потенциал - организация  и проведение маркетинговых исследований на базе собственного отдела маркетинга;

- исследование  поведения потребителей и факторов, влияющих на формирование потребительского сознания;

- совершенствование  информационной системы маркетинга;

- внедрение  CRM технологий;

- развитие  маркетингового мышления

Инновационный потенциал - ускорение  цикла НИОКР производства;

- организация  научно-исследовательских лабораторий  на базе предприятия;

- вовлечение  сотрудников разного уровня в  процесс разработки инноваций. 

Ресурсный потенциал - ускорение  оборачиваемости оборотных активов;

- оптимизация  расходов;

- реинвестирование  чистой прибыли в обновление  основных производственных фондов;

- внедрение  системы контроля качества;

- развитие  организационной культуры предприятия;

-  снижение текучести кадров;

- повышение  квалификации сотрудников;

- развитие  программ по социальной поддержке  персонала;

- вертикальная  и горизонтальная интеграция.

Творческий  потенциал - формирование  нематериальной системы мотивации  сотрудников предприятия;

- создание  комфортной творческой и психологической  среды внутри компании;

- формирование  креативных групп.


 

     Отрицательные эффекты связаны с потерей  гибкости и снижением эффективности  управления громоздкими организационно-производственными  структурами. В связи с этим возникает задача определения пределов увеличения числа бизнес-процессов, реализуемых в рамках одного предприятия и обеспечивающих его конкурентоспособность.

     В условиях высокой интенсивности конкурентной борьбы основным конкурентным преимуществом является возможность предоставлять товары и услуги, максимально соответствующие запросам потребителей в минимально короткие сроки. Зачастую совместить все необходимые ресурсы и осуществить все необходимые бизнес-процессы на конкурентоспособном уровне отдельное предприятие не в силах, поскольку новые запросы на рынке возникают гораздо быстрее, чем процессы, осуществляемые на предприятии. Все это обусловило возникновению аутсорсинговых предприятий (от англ. «outsourcing» - использование внешних ресурсов для осуществления деятельности, передача отдельных бизнес-функций или бизнес-процессов другому предприятию). В таблице 3 автором показаны основные пути развития конкурентного потенциала промышленного предприятия на основе использования внешних возможностей и ресурсов.

     В рамках предприятия, ориентированного на внешние возможности и ресурсы, функциональные стратегии реализуют подрядные организации, следовательно, их стратегическая деятельность должна быть подчинена цели эффективной реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия, являющегося координатором сети. На промышленном предприятии, ориентированном на внутренние возможности, координация функциональных стратегий осуществляется на уровне отдельных бизнес-единиц.

     Согласование  развития конкурентного потенциала предприятия за счет внутренних и внешних возможностей требует нового подхода к формированию стратегий конкурентного потенциала. В диссертационной работе предлагается использовать следующий  подход  к разработке стратегий развития конкурентного потенциала промышленного предприятия.

     Автором предлагается использовать такие критерии, как внешние и внутренние возможности предприятия, для определения позиции компании по развитию конкурентного потенциала (рис. 2).

Таблица 3 - Формирование конкурентного потенциала промышленного

     предприятия на основе внешних возможностей и  ресурсов

Компоненты  конкурентного потенциала Направления развития
Маркетинговый потенциал - аутсорсинг  маркетинга
Инновационный потенциал - аутсорсинг  инновационных процессов
Ресурсный потенциал - аутсорсинг  финансов

- аутсорсинг  трудовых ресурсов

- производственный  аутсорсинг

- организация  сетевого взаимодействия;

- поглощение  и слияние

Рыночный  потенциал - поиск неудовлетворенных  потребностей;

- поиск свободных  рыночных ниш и сегментов

- стимулирование  увеличения потребления за счет  интенсификации маркетинговых усилий.

Творческий  потенциал - привлечение  специалистов и бизнес-консультантов  в области создания и генерирования  творческих идей

- организация  тренингов по активизации мышления сотрудников на базе аутсорсинга услуг по обучению и развитию персонала


 

     

     Рисунок 2 - Стратегии развития конкурентного потенциала

     Таким образом, обладая широкими внутренними  возможностями, которые непосредственно  влияют на конкурентный потенциал, компания в условиях благоприятной внешней среды будет занимать сильную рыночную позицию. В случае если внешние возможности ограничены, фирме следует укреплять свою конкурентную позицию за счет развития соответствующих потенциалов и использования внутренних ресурсов. В данном случае стратегия развития конкурентного потенциала будет заключаться в использовании внутренних ресурсов.

     Имея  ограниченные внутренние возможности, предприятие способно развиваться  только  благодаря благоприятным внешним условиям. В случае отсутствия широких внешних возможностей компания окажется в роли аутсайдера и будет занимать слабую рыночную позицию.

     В диссертации подробно раскрыты основные этапы и предложен алгоритм разработки стратегии развития конкурентного потенциала промышленного предприятия (рис. 3). Важным этапом является оценка конкурентного потенциала, которая включает в себя анализ основных структурных компонентов конкурентного потенциала и определение на их основе интегрированной оценки конкурентного потенциала:

     Gкп=Ʃ(Gмп, Gип, Gтп, Gрп, Gрын.п), где

     Gкп  – оценка конкурентного потенциала;

     Gмп – оценка маркетингового потенциала;

     Gип – оценка инновационного потенциала;

     Gтп – оценка творческого потенциала;

     Gрп – оценка ресурсного потенциала;

     Gрын.п – оценка рыночного потенциала.

     В диссертации автором обоснованы показатели, характеризующие уровень  развития соответствующих элементов, определяющих конкурентный потенциал.

     Важнейшими  задачами оценки конкурентного потенциала предприятия являются:

- оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

- оценка  финансовой устойчивости;

- оценка  инновационной деятельности предприятия;

- оценка эффективности  использования маркетинговых ресурсов фирмы;

Информация о работе Формирование стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленного предприятия