Формирование стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 21:31, автореферат

Описание

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Работа состоит из  1 файл

Формирование стратегии развития и использования конкурентного по.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

- оценка уровня  компетенций персонала;

- изучение рыночной конъюнктуры. 
 
 

     Рисунок 3 - Алгоритм формирования стратегии развития конкурентного потенциала

     К основным функциям анализа конкурентного потенциала относятся следующие:

-  объективная  оценка ресурсного потенциала (ресурсных составляющих) и финансового состояния, а также финансовых результатов, эффективности, деловой активности объекта анализа, то есть факторов, определяющих увеличение конкурентного потенциала;

- выявление  факторов и причин достигнутого  состояния и полученных результатов;

-  подготовка  и обоснование принимаемых управленческих  решений; 

- выявление  и мобилизация резервов улучшения  и увеличения конкурентного потенциала.

     Бенчмаркинг конкурентного потенциала включает в себя изучение конкурентного потенциала непосредственно конкурентов и других участников рынка, определение среднеотраслевого значения конкурентного потенциала и сравнение оценки конкурентного потенциала предприятия со среднеотраслевой оценкой. В случае если значение оценки конкурентного потенциала предприятия соответствует среднеотраслевой или превышает ее, то у компании отсутствует необходимость в дополнительном развитии конкурентного потенциала, а первоочередной задачей становится реализация и использование существующих возможностей. В ситуации, когда оценка конкурентного потенциала исследуемого предприятия ниже среднеотраслевой оценки, то встает вопрос о наращивании конкурентного потенциала на основе выбора соответствующей стратегии развития конкурентного потенциала. В качестве критериев выбора выступают внутренние и внешние конкурентные возможности промышленного предприятия.

     Заключительным  этапом процесса разработки стратегии  развития конкурентного потенциала является контроль эффективности использования  ресурсов предприятия, который повлияет на изменение стратегии развития конкурентного потенциала. Мониторинг конкурентного потенциала включает сбор и анализ информации, а также  сравнение значения контрольных показателей  с фактическими. После осуществления контроля за эффективностью использования конкурентного потенциала необходимо провести его оценку, для того, чтобы определить, насколько эффективно используется конкурентный потенциал и существует ли необходимость в его дополнительном развитии.

     В диссертации проведена апробация  предложенной методики по использованию конкурентного потенциала и формированию стратегии его развития на примере предприятия лесопромышленного комплекса. Предприятия лесопромышленного комплекса имеют сложную структуру, выполняя многофункциональную деятельность, и обладают неоднородным конкурентным  потенциалом.

         Согласно предложенной в работе методике сначала необходимо провести анализ внутренних и внешних возможностей предприятия и на его основе оценить конкурентный потенциал. Структурные компоненты конкурентного потенциала были определены на основе показателей, предложенных и описанных в диссертации. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 4.

     Креативный  потенциал был определен на основе реализованных творческих идей. Соответственно, предприятия, воплотившие в жизнь наибольшее количество творческих идей, получают 10 баллов и далее по убыванию.

     Далее рассчитаем среднюю оценку конкурентного  потенциала для лесопромышленных предприятий.

     Сред. оценка КП =24,1

     Для тех предприятий, чьи значения конкурентного  потенциала выше среднего, основной задачей является не развитие конкурентного потенциала, а его реализация и использование. Остальным предприятиям необходимо развивать и наращивать конкурентный потенциал, используя стратегии, предложенные в диссертационной работе.

     Определим стратегию развития конкурентного  потенциала для лесопромышленного  предприятия ООО «Чугуевский  ЛПХ». Оценка конкурентного потенциала этого предприятия составляет 23 балла, что является ниже среднего значения по рынку.  Следовательно, внутренние возможности ООО «Чугуевский ЛПХ» можно охарактеризовать как узкие.

     Внешние возможности зависят от рыночной ситуации. В нашем случае можно  говорить о широких возможностях, т.к. объем рынка достаточно велик  и уровень конкурентный борьбы незначителен, согласно распределению рыночных долей среди крупнейших предприятий. Таким образом, согласно матрице стратегий развития конкурентного потенциала (рис. 2.) лесопромышленному предприятию ООО «Чугуевский ЛПХ» следует развиваться за счет благоприятных внешних условий.  
 

         Таблица 4. Результаты оценки конкурентного потенциала лесопромышленных предприятий

Предприятие Ресурсн.

потенц., тыс. руб. - балл

Инновац.

потенциал,

тыс. руб. - балл

Творческий  потенциал Маркет.

потенц., %

- балл

Рыночн. Потенц. Оценка конкур. потенциала
ООО "Дальнереченсклес" 991393 - 9 9495,9 - 7 6 75 - 10 274319- 10 42
ООО "Кировсклес" 262730 -  2 161,4 - 1 2 14 - 1 62366-3 9
Филиал "Светлая" 421183 - 5 18199,3 - 10 9 68 - 9 117776-7 40
ООО "Таежное" 407756 - 4 1170,8 - 5 4 57 -7 113705-6 26
ООО "Кавалеровский  ЛПХ" 457712 - 6 12257,5 - 9 10 63 - 8 144555-9 42
ООО "Ольгалес" 286033 - 3 1853,6 - 6 7 37 - 3 62193-2 21
ООО "Павловское" 3287711 -10 305,5 - 3 5 42 - 4 80402-5 27
ООО "Кокшаровка" 231360 -1 289,3 - 2 1 17 - 2 61326-1 11
ООО "Чугуевский ЛПХ" 459969 -7 981,6 - 4 3 51 - 5 70336-4 23
ОАО "Сергеевский ЛПХ" 515025 - 8 12239,8 - 8 8 55 - 6 124522-8 38

    

     

    III. Вклад автора в проведенное исследование

    Теоретические и методические положения, выводы и  практические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, являются результатами самостоятельного исследования автора.

    Основной вклад автора в проведенное диссертационное исследование состоит в следующем:

    - исследованы  этапы развития промышленных предприятий с конца 90-х годов и выявлены их основные особенности и специфика;

    - уточнена структура конкурентного потенциала промышленной фирмы;

    - определены основные факторы, влияющие на формирование структурных компонентов конкурентного потенциала промышленной фирмы;

    -  уточнено определение конкурентного  потенциала;

    - разработаны методические рекомендации  по формированию стратегии развития  конкурентного потенциала промышленной  фирмы; 
 

    Iv. Степень новизны и практическая значимость результатов исследования

      Научная новизна диссертационной  работы заключается в том, что в ней обоснован и предложен методический подход к формированию стратегий развития и использования конкурентного потенциала промышленных предприятий, основывающийся на использовании внешних и внутренних возможностей предприятия.

     К числу наиболее важных результатов, составляющих новизну исследования, можно отнести следующие:

     - развит понятийный аппарат теории конкуренции путем уточнения определения «конкурентный потенциал», в части выделения внутренних и внешних возможностей, на основе которых предприятие способно вести эффективную конкурентную борьбу на рынке;

     - предложен и обоснован методический подход к разработке стратегий развития конкурентного потенциала промышленной фирмы на основе использования внешних и внутренних возможностей;

     - обосновано включение в структуру конкурентного потенциала творческого потенциала, в качестве структурного компонента, - как одного из элементов, способствующих развитию ресурсного, инновационного и маркетингового потенциалов промышленного предприятия;

     - предложена схема конкурентного потенциала, выявляющая взаимосвязи между его структурными компонентами, которая позволяет комплексно подходить к процессу управления всеми элементами его структуры, к оценке конкурентного потенциала, его развитию и использованию;

     - предложен алгоритм формирования стратегии развития конкурентного потенциала промышленной фирмы, который включает в себя следующие этапы: анализ внешней и внутренней среды предприятия; оценку конкурентного потенциала; бенчмаркинг конкурентного потенциала, на основе которого осуществляется  выбор между развитием конкурентного потенциала или его использованием; планирование распределения ресурсов и мониторинг конкурентного потенциала.

     Практическая  значимость диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что полученные в диссертации теоретические результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по формированию стратегии развития конкурентного потенциала, которые могут быть использованы в практической деятельности промышленных предприятий, работающих в условиях конкурентной борьбы.

     Апробация результатов диссертации. Основные положения работы докладывались на межвузовских научных конференциях и семинарах.

    По  теме исследования опубликовано пять печатных работ общим объемом 1,4 п.л.:

  1. Гаврилова (Кондратьева) М.А. К вопросу о сути конкурентного потенциала в развитии современных предприятий//Современные проблемы менеджмента: Межвузовский сборник. Вып. 8. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. – 0,25 п.л.
  2. Гаврилова (Кондратьева) М.А. Структура и развитие конкурентного потенциала предприятия//Современные проблемы менеджмента: Межвузовский сборник. Вып. 8. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. – 0,25 п.л.
  3. Гаврилова М.А. Роль творческого фактора в развитии конкурентного потенциала предприятий//Экономика и управление производством. Межвузовский сборник: Вып. 21. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. – 0,3 п.л.
  4. Гаврилова (Кондратьева) М.А. Конкурентный потенциал и стратегии его развития//Российское предпринимательство. – 2008. - № 11. – 0,3 п.л.
  5. Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал: стратегия развития и использования 0,3 п.л.//Труды Балтийского института экологии, политики и права. Вып. 1. – СПб.: Изд-во БИЭПП, 2009. – 0,3 п.л.
 
 
 
 
 
 
 

     ГАВРИЛОВА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ 
 
 
 
 
 

Лицензия  ЛР № 020412 от 12.02.97

 

Подписано в печать 15.05.09 Формат 60*84 1/16. Бум. офсетная.

Печ. л. 1,2. Ризография. Тираж 70 экз. Заказ

 
 

Издательство  Санкт-Петербургского государственного

университета  экономики и финансов

191023, Санкт-Петербург,  Садовая ул. д. 21

 

Отпечатано  в типографии ООО «Политехника-сервис»

191023, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 6


Информация о работе Формирование стратегии развития и использования конкурентного потенциала промышленного предприятия