Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:57, реферат
Состояние гражданского общества – показатель успехов предпринимательства. Эффективность государственного вмешательства в экономику признается большинством российских юристов, часто оговариваются условия, например, защита и т.д.
Пагубно не государственное вмешательство само по себе, а нарушение меры, пропорций и т.д. В ряде работ конкретизируются различные аспекты и пределы вмешательства власти в экономику.
Подобного
рода методы запрещены Законом РСФСР
о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках от 22 марта 1991 г. Запрещены
также распространение
Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е. монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35 % и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний – налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный) .
Для
реализации положений указанного Закона
создан Государственный
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.
Государство
оказывает поддержку и так
называемому малому предпринимательству
(с числом занятых на предприятии
до 100 человек) , о чем принят Федеральный
закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает
создание льготных условий в финансовой
области и налогообложении, поддержку
внешнеэкономической деятельности малых
предприятий и др. Государство призвано
осуществлять специальные программы,
создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
Целевая программа поддержки предпринимательства
Формирование законодательной базы экономической реформы в России в настоящее время идет довольно активно. Особенно большую роль в этом процессе играют Указы Президента.
Вместе
с тем большое количество нормативных
актов, регулирующих различные стороны
деятельности российского
Проблема стала гораздо шире и состоит из целого ряда аспектов, среди которых, в качестве основных необходимо выделить следующие.
1.
Проблема роли и места
На
современном этапе вопрос должен
ставиться шире – о государственной
системе поддержки
2.
Теоретическая сторона
В
настоящее время в России рыночная
экономика является целью, однако методы
движения к ней разными группами
экономистов и политиков
Ряд экономистов и политических деятелей – сторонников приватизации – считают, что, хотя первый этап приватизации был не особенно удачным, альтернативы не было; другие считают, что получилась пародия на народную приватизацию, это была, скорее, номенклатурная приватизация: экономическая власть по-прежнему у тех, у кого она была и раньше, у прежней управленческой элиты. Вся конструкция этой приватизации напоминает айсберг: небольшая видимая часть (ваучеры, акционирование) лишь обеспечила действительно беспрецедентное по масштабам перераспределение собственности от ослабевшего государства к его бывшим и настоящим функционерам.
Вопрос о роли предпринимательства в рыночной экономике внешне не имеет таких резко противоположных мнений. Все основные группы экономистов признают, что предпринимательство – ядро рыночной экономики. Однако такая общая предпосылка, далеко не соответствует реальным действиям государства. Проведенный нами анализ показывает, что в настоящее время государство, несмотря на большое количество проводимых мероприятий и принимаемых нормативных документов, не имеет современной, оптимальной концепции развития и поддержки предпринимательства в России.
В
свою очередь отсутствие перспективной
концепции не позволяет разработать
и комплекс мероприятий по государственной
системе поддержки
3.
Правовой аспект системы
Данную
группу можно назвать базовой, без
которой социально
Однако
правовой аспект системы поддержки
предпринимательства
Однако предпринимательство в России – это не только малый и средний бизнес, основным признаком которого является численность работающих. Существуют к другие важные стороны предпринимательской деятельности, требующие целенаправленной поддержки со стороны государства. Среди них прежде всего следует выделить: • налоговую политику и налоговое законодательство; • инвестиционное законодательство: • законодательство с целью протекционизма отдельным наиболее важным отраслям экономики и т.д. Эти и многие другие аспекты поддержки предпринимательства законодательно регулируются только в отдельных документах, не получая практической реализации в экономической жизни страны.
4.
Разработка теоретических и
Приведенные
выше выводы и предложения, безусловно,
являются только постановочными и требуют
дальнейшего научного исследования,
обобщения и внедрения
На
сегодняшний день ряд перечисленных
выше направлений реформирования государственной
системы поддержки
Важной
составной частью государственной
системы регулирования
При рассмотрении возможных подходов к разработке целевой программы необходимо учитывать следующие моменты. Существуют два основных подхода к планированию: 1) “от прошлого к будущему” (экстраполяционное и долгосрочное планирование) ; 2) “от будущего к настоящему” (стратегическое планирование) .
Первый подход используется главным образом в тех случаях, когда планирование применяется для процессов и объектов, находящихся в относительно стабилизированном состоянии.
Второй
подход более эффективен при значительных
объемах работ организационного
характера, для коренной реорганизации
в какой-либо сфере, существенного
обновления или создания нового производства,
при наличии процессов и
Основные требования, предъявляемые к целевой программе защиты предпринимательства, заключаются в следующем: соответствие общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет особенностей России, учет мирового опыта в данной сфере; комплексность программы, сбалансированность и взаимоувязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы – она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; реалистичность планируемых мер и мероприятий; наличие этапности проводимых работ; постановка конкретных задач перед министерствами и ведомствами; ориентация на существующую практику составления и реализации целевых программ.
В
целевой программе определены, задачи,
приоритеты, состав и порядок осуществления
мероприятий, направленных на создание
условий защищенности предпринимательства;
при этом нормативно-правовую базу,
определяющую постановку задачи защиты
предпринимательства, отражаемую в
программе, составляют: Гражданский
кодекс РФ; Закон РФ “О конкуренции
и ограничении
Информация о работе Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в РФ