Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:52, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды и формы собственности по Российскому законодательству;
- рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
Введение
Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность.
Эта тема является одной из самых исследуемых в современной России. Собственность всегда есть отношение между собственником вещи и ее не собственником, между теми, для кого вещь является своей, и теми, для кого она является чужой. Отношение собственника к вещи как к своей формирует отношение между собственником и всеми остальными лицами по поводу этой вещи. Именно эта сторона собственности регулируется правом, именно это отношение оформляется как право собственности на вещь. Право собственника можно сформулировать, как владение, пользование и распоряжение вещью по своей воле и в своих интересах.
Формы и виды собственности, тема, которая выбрана для настоящего исследования имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Понятие «форма собственности» это экономическая категория, означающее способ присвоения совокупного общественного продукта. Наличие же разных форм собственности, влечет появление разных форм права собственности, которые представляют интерес для юриспруденции, как источник правового регулирования отношений присвоения, совокупного общественного продукта в целях реализации функций возложенных законодательством (государственная и муниципальная собственность) или удовлетворения интересов частных лиц (собственность граждан и юридических лиц). Практическое значение выделения форм права собственности состоит в определении источника присвоения имущества, составляющего объект этого права, и спектр возможностей, которыми располагает в отношении этого имущества его собственник. Согласно п.2 ст.8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.1 Аналогичное положение закреплено и в п.1 ст. 212 ГК РФ, при этом термин "форма собственности" употребляется в качестве синонима слов "вид собственности". Последний определяется субъектом и целью присвоения имущества, которым собственник владеет, пользуется и распоряжается. В соответствии с п.2 ст.212 ГК РФ субъектами права собственности могут выступать: граждане; юридические лица; Российская Федерация; субъект Российской Федерации; муниципальное образование.2 Этот перечень надо считать исчерпывающим. Не случайно понятие "иные формы собственности" хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.
Итак, гражданское законодательство подразумевает следующее деление форм собственности на виды:
1.Государственная
собственность подразделяется н
2. Муниципальная
собственность городов, поселков и других муниципальных образований.
3. Частная собственность подразделяется
на собственность граждан и собственность
юридических лиц.
Изучение такого гражданско-правового
института, как право собственности, и
в частности видов и форм собственности
актуально для современного исследования.
Актуальность и важность такого исследования обусловлено следующими обстоятельствами:
В виду, обновления гражданского законодательства, актуально для рассмотрения источники присвоения собственности граждан и юридических лиц, и особенности присвоения имущества государством и муниципальными органами. Также интерес для исследования представляют проблемные аспекты видов и форм собственности. Актуально для исследования и рассмотрение накопившейся судебно-арбитражной практики.
Как замечает Щенникова Л.В., «рассуждая о праве собственности в России, мне хотелось бы подчеркнуть, что эта проблема и целый комплекс вопросов, которые она порождает, не является чистой, рафинированной теорией. С самого начала акцентируем внимание на мысли о том, что право собственности отнюдь не исчерпывается его определением в законе. Сформулировать содержание данной категории в законе оказалось делом сложным, однако суть проблемы института собственности состоит не в дефиниции основной категории»3. На мой взгляд, основная проблематика современного института права собственности заключается именно в видах и формах собственности.
Итак, целью данной дипломной работы является исследование видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- раскрыть виды
и формы собственности по
- рассмотреть проблемные
аспекты видов и форм
- проанализировать источники правового регулирования отношений присвоения государственной, муниципальной и частной формы собственности;
- проанализировать судебно-арбитражную практику по делам вытекающим из данных правоотношений;
- в заключение работы, подвести итоги по проделанной работе.
Объектом исследования данной работы являются правоотношения, возникающие по поводу присвоения имущества для достижения целей её использования, применение конкретных форм и способов реализации прав участников данных отношений.
Предметом исследования будут являться теоретические и практические аспекты правового регулирования форм и видов собственности в Российской Федерации.
Нормативной базой данного исследования будут являться нормы гражданского, бюджетного, налогового и других отраслей права, регулирующие данный институт, также практика применения нормативных актов, судами.
Теоретической основой данной работы составляют научные труды таких ученых как: Суханов Е.А, Маттеи У.И, Андреев В.К., Алексеев С.С., Ерошенко А.А., Иванов А.А., Аккуратов И.Ю., Щенникова Л.В., Сергеев А.П., Мазолина А.И. и др.
Методологической базой работы являются общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, формально- юридический и сравнительно правовой методы.
Глава 1:Государственная и муниципальная формы собственности.
1.1.Собственность Российской Федерации.
Государственной собственностью ст. 214 ГК РФ признает имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным области и округам (собственность субъектов РФ)4.
В сложной системе экономических отношений федеральная собственность, представляет собой форму собственности, имеющую целью общегосударственное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан, для осуществления функций возложенных Конституцией РФ на Российскую Федерацию как на субъекта гражданских правоотношений, для реализации общенациональных интересов. Единственным субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация, и все правомочия собственника по владению пользованию и распоряжению принадлежат только Российской Федерации.4Однако в советский период в литературе предпринимались попытки обособить федеральную собственность от других форм собственности через выделение специфических правомочий государства как собственника. Так, некоторые ученые говорили о том, что правомочия государства составляет лишь одно исходное право-управление; другие дополняли традиционную триаду правомочий еще одним-управлением или двумя правомочиями- управлением и контролем; третьи–в традиционной триаде правомочий владение заменяли правом управления.5
Современные исследователи не склонны разделять подобные взгляды. Действующее законодательство связывает форму собственности исключительно с принадлежностью имущества различным субъектам, и объем правомочий для них предусмотрен одинаковый. Из п.1 ст.124 ГК РФ мы видим, что Российская Федерация выступает в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих правоотношений – гражданами и юридическими лицами, поэтому государство как собственник совершает в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, все действия собственника реализуются в пределах трех правомочий независимо от субъекта. Кроме того, законодательство под управлением государственным имуществом понимает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и управление находящимся в федеральной собственности акциями ОАО6.
Основным источником
возникновения имущества у
-налог на добавленную стоимость;
-акцизы;
-налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
-налог на добычу полезных ископаемых;
-водный налог;
-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-государственная пошлина;
Перечисленные виды налогов и сборов являются обязательными на всей территории РФ. Будучи правовой формой изъятия средств у отдельных (частных) собственников для общегосударственных нужд, "право взимания налогов во всех странах выводится из так называемой национальной собственности". Одновременно налоги служат важнейшим экономико-правовым средством государственного регулирования хозяйственной деятельности, особенно в развитом рыночном хозяйстве.
Однако наряду с налогами и сборами в качестве источников формирования доходов Российской Федерации в теории финансовой науки издавна определялись также домены и регалии, относимые к источникам неналоговых доходов. Под доменом принято понимать принадлежащее государству имущество, приносящее доходы в бюджет. Из имеющихся неналоговых доходов Российской Федерации к домениальным можно отнести большую часть из тех, которые предусмотрены ст. 42 Бюджетного кодекса РФ. В частности, это:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
- часть прибыли
государственных и
В отличие от перечисленных выше доходов, носящих постоянный характер, выделяются также чрезвычайные домениальные доходы. К их числу, например, относятся средства, получаемые от продажи (приватизации) государственного имущества или размещения государственных ценных бумаг.
Что касается регалий, то они представляют собой исключительные права государства, также позволяющие извлекать доходы, поэтому еще их именовали "доходными преимуществами казны". По своей правовой природе они занимают промежуточное положение между налогами и доменами. Примером доходов от регалий могут служить средства, получаемые государством от осуществления монопольной деятельности. Например, по установленным государством тарифам оплачиваются услуги железнодорожного транспорта, почты и телеграфа, консульские услуги и др.
Соотношение налоговых и неналоговых доходов может существенно различаться. Так, например бюджет СССР формировался преимущественно за счет неналоговых доходов, основными из которых являлись поступления от государственных предприятий. В бюджете же Российской Федерации основным источником государственных доходов являются налоги8.
Особое положение федеральной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Юридические основания, по которым государство становится собственником того или иного имущества, разнообразны. Но условно их можно разделить на две группы: во-первых, основания, по которым собственником может стать не только государство, но любой другой субъект гражданского права, т.е. общегражданские способы приобретения права собственности: первоначальные и производные способы приобретения (возникновения) права собственности- прежде всего, различные договоры и другие сделки; во-вторых, основания по которым только государство может быть собственником соответствующего имущества. Так, переход к государству имущества, завещанного ему гражданином,- обычный, общегражданский способ возникновения права собственности, а переход к нему выморочного имущества, у которого не оказались наследников,- присущий только государственной собственности способ возникновения. Эта вторая группа оснований и характеризует особенности возникновения права собственности государства.