Содержание.
Введение.............................................................................................2
Методы обучения…………………………………………………..3
Информационно-развивающие методы обучения…………4
Практические методы обучения…………………………….5
Проблемно-поисковые методы обучения……………..….6-7
Творческо-воспроизводящие методы……………….……8-9
Программированное обучение……………………………..10
Формы обучения..............................................................................11
Виды обучения.................................................................................12
Традиционное обучение.........................................................13
Дистанционное обучение..................................................14-15
Развивающее обучение...............................................................16-20
Заключение........................................................................................21
Список используемой
литературы……….……………………….22
Введение.
Любая деятельность
состоит из трех частей:
- ориентировочно-мотивационной;
- операционально-исполнительной;
- рефлексивно-оценочной.
Отсутствие
первой части превращает деятельность
в хаотическое скопление отдельных
действий без ясной и осознанной
цели, когда человек не видит личностного
смысла в совершаемых действиях,
не воспринимает их как значимые, важные,
необходимые для себя. Отсутствие
же третьей части также приводит
к потере цели деятельности, поскольку
у человека не сформирована при этом
способность оценить свое поэтапное
продвижение к желаемому результату, возможность
его достижения, перспективы и последствия
своего поведения в дальнейшем. Успешность
деятельности, возможность ее корректировать,
развитие своих творческих способностей
и самосовершенствование в целом становятся
весьма затруднительными при отсутствии
или невысоком уровне сформированности
рефлексии.
Поэтому
учебная деятельность, как и любая
другая, должна обязательно содержать
все три указанных компонента
и важнейшая задача образования
- научить учащихся строить свою
деятельность как полноценную, разумную,
в которой все три части
сбалансированы, достаточно развернуты,
осознанны и полностью осуществлены.
При этом имеется в виду, что
все действия, в том числе контроль
и оценку, осуществляет сам обучаемый.
Формирование учебной
деятельности, как способа активного добывания
знаний, является одним из направлений
развития личности обучаемого. Специфика
этого способа заключается в последовательной
и целенаправленной отработке активности
самих учащихся (понимание учебной задачи,
овладение способами активных преобразований
объекта усвоения, овладение способами
самоконтроля). На этой основе встает задача
формирования все большей самостоятельности
перехода обучаемых от выполнения одного
компонента учебной деятельности к другим,
то есть формирования способов самоорганизации
деятельности.
Рассмотрению
и краткому описанию отдельных видов,
методов и форм учебной деятельности и
посвящен данный реферат.
Методы
обучения.
Термин "метод"
происходит от греческого слова methodos,
что означает путь,
способ продвижения
к истине. В педагогической литературе
нет единого
мнения относительно
роли и определения понятия "метод
обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает,
что "методом обучения называют способ
упорядоченной взаимосвязанной деятельности
преподавателя и обучаемых,
направленной на
решение задач образования". Т.А. Ильина
понимает под методом обучения "способ
организации познавательной деятельности
учащихся". В истории дидактики сложились
различные классификации методов обучения.
Поскольку же успех обучения в решающей
степени зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их
деятельности, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
и должны служить важным критерием выбора
метода. В зависимости от степени активности
студентов в процессе обучения первая
группа делится на 1) информационно-развивающие
и проблемно-поисковые, 2) на репродуктивные
и творчески-воспроизводящие.
Применяя информационно-развивающие
методы, преподаватель играет более
активную роль, чем студенты (лекция,
объяснение, рассказ, беседа). Для закрепления
знаний и совершенствования умений особенно
часто используют репродуктивные методы
(пересказ - воспроизведение студентами
учебного материала, выполнение упражнений
по образцу или по
инструкции). Эти
методы ориентированы на запоминание
и воспроизведение учебного материала,
менее - на развитие творческого мышления,
активизацию самостоятельной познавательной
деятельности.
Информационно-развивающие
методы обучения.
К информационно-развивающим
относятся методы, с помощью которых
получают учебную информацию в готовом
виде - в изложении преподавателя
(лекция, рассказ, объяснение, беседа),
или диктора (учебный кинофильм),
или путем самостоятельного чтения
учебника, учебного пособия, обучающей
программы (программированное обучение).
Лекция - метод
обучения, представляющий собой монологическое
изложение преподавателем учебной информации.
Лекция требует от преподавателя владения
ораторским искусством, строгой логичности
и ясности суждений. Лекция может сопровождаться
показом иллюстративных материалов: плакатов,
слайдов, кинофрагментов.
Рассказ как метод
обучения представляет собой монологическое
сообщение преподавателя о каких-то событиях,
фактах, явлениях и используется для конкретизации
теоретических положений, создания интереса
к изучаемому материалу. При использовании
этого метода преподаватель применяет
ораторское искусство: использует логические
ударения, определенный меняющийся темп
(быстрый, медленный, обычный), паузы, жесты,
тон.
Объяснение - наиболее
часто используемый метод обучения, когда
преподаватель сообщает основные сведения,
подтверждает их записями на доске, демонстрацией
учебно-наглядных пособий, обращается
к студентам с вопросами для подтверждения
того или иного положения.
Беседа в отличие
от объяснения представляет собой диалог,
в котором преподаватель путем вопросов
актуализирует знания студентов по другим
учебным предметам, по ранее изученным
темам, опирается на их жизненный опыт.
Для сообщения нового учебного материала
распространен метод демонстрации учебного фильма.
Учебный кинофильм исчерпывающе передает
учебную информацию и полностью заменяет
преподавателя на этапе сообщения нового
учебного материала. После просмотра фильма
нет необходимости еще раз пересказывать
содержание материала, а следует сразу
переходить к его закреплению и проверке
усвоения студентами, формированию практических
умений.
Практические
методы обучения.
Метод упражнений. Характер
и методика упражнений зависят от особенностей
учебного предмета, конкретного материала,
изучаемого вопроса. Дидактика формулирует
ряд правил проведения упражнений.
Первым правилом
является доведение до сознания обучаемых
цели и порядка выполнения упражнения.
Разнообразие
упражнений - второе важное правило
их организации.
Третье правило
- систематичность проведения упражнений.
Эффективность упражнений повышается
в том случае, если студенты приучены
к самоконтролю в учебном процессе.
Самостоятельная работа с книгой. Большое
место в учебной деятельности студентов
медицинских училищ и колледжей, где на
практические занятия по специальным
дисциплинам выделяется большое количество
времени, должна занимать самостоятельная
работа с книгой: учебной, дополнительной,
справочной, нормативной. Задания по работе
с книгой должны быть разнообразными,
начиная от комментированного чтения
и кончая выполнением практических заданий
на основе прочитанной литературы.
Самостоятельная работа с обучающей программой. Сущность
программированного обучения заключается
в том, что студенты самостоятельно прорабатывают
материал на основе специально подготовленной
программы.
Программированное
обучение может быть машинным или
безмашинным.
Программированное
обучение имеет определенные преимущества:
оно требует от студентов безусловно
самостоятельной работы, достаточно напряженной;
обеспечивает быструю обратную связь
с преподавателем, который по ходу изучения
может установить, понимают ли студенты
материал. Фиксация результатов усвоения
учебного материала побуждает обучающихся
активно и осознанно работать с обучающей
программой, стремиться к тому, чтобы не
допустить ошибки при выборе ответов на
контрольные вопросы.
Программированное
обучение имеет и ряд недостатков:
разработка и размножение программ
требуют от преподавателя значительных
усилий и времени, что не всегда оправдывает
себя, да и сами программы не всегда
оказываются качественными; программированный
контроль при изучении нового учебного
материала чаще всего свидетельствует
только о степени узнавания и
понимания изученного материала, но
не о запоминании его.
Проблемно-поисковые
методы обучения.
Отличительной
чертой проблемно-поисковых методов
является постановка перед обучающимися
вопроса (проблемы), на который они самостоятельно
ищут ответ, как бы сами создают новые
знания, "делают открытия", формулируют
теоретические выводы. Проблемно-поисковые
методы требуют активной мыслительной
деятельности студентов, творческого
поиска, анализа собственного опыта и
накопленных знаний, умения обобщать частные
выводы и решения. Использование проблемно-поисковых
методов требует от преподавателя хорошего
знания учебного материала, широкой эрудиции,
умения устанавливать и поддерживать
в учебной работе контакт со студентами,
обстановку сотрудничества, совместного
поиска ответа на проблемные вопросы.
Некоторые авторы сходятся в том, что главная
функция проблемного обучения - развитие
творческого мышления. С педагогической
точки зрения проблемной является не всякая
задача, а лишь не имеющая стандартного
решения, то есть решаемая не по схеме,
образцу, алгоритму, а требующая самостоятельного
нахождения нетривиального решения. А.А.
Вербицкий предлагает определение: "Проблемная
ситуация - это психическое состояние
мыслительного взаимодействия субъекта
с объектом познания, характеризующаяся
потребностью и усилиями студента обнаружить,
"открыть" и усвоить новое, неизвестное
еще для него знание, содержащееся в учебном
предмете и необходимое для решения поставленной
преподавателем задачи - учебной проблемы".
Другие исследователи
отмечают, что проблемная задача имеет
четкие параметры, которым должно отвечать
решение, проблема же их не содержит (И.Я.
Лернер). М.И. Махмутов определяет проблемное
обучение как тип развивающего обучения,
в котором сочетаются систематическая,
самостоятельная, поисковая деятельность
учащихся с усвоением ими готовых выводов
науки.
Л.Б. Наумова, применительно
к обучению в среднем медицинском
учебном заведении, можно полагать,
что достаточно корректными и
обоснованными будут адаптированные
формулировки:
Проблемная ситуация -
это документированная модель пациента
в виде задачи, требующей для правильного
решения:
Самостоятельных
рациональных операций мышления с представленными
условиями задачи.Самостоятельного
вывода о достаточности или недостаточности
имеющихся условий для решения задачи.
Профессионального
умения быстро, рационально и правильно
добывать недостающие для решения
исходные данные.
Профессионального
умения быстро, рационально и правильно
трактовать добытую информацию.Профессиональных
умений быстро, рационально и правильно
определять проблемы пациента, формулировать
сестринские диагнозы, составлять план
сестринского ухода за пациентом и т.п.
6. Самостоятельного
оформления решения задачи в
виде квалифицированного профессионального
заключения.
Отсюда - проблемное
обучение в среднем медицинском
учебном заведении - это обучение
студентов на проблемных ситуациях
с целью успешной предварительной
подготовки к предстоящей работе
в реальных условиях практического
здравоохранения. Проблемное обучение
не заменит традиционной работы студентов
с пациентом, но предшествует такой работе.
Эвристическая беседа (частично-поисковый
метод) - от греч. heurisko - отыскиваю, открываю.
По своей психологической природе эвристическая
беседа - это коллективное мышление или
беседа как поиск ответа на проблему. В
педагогике этот метод считают методом
проблемного обучения.
Учебная дискуссия -
представляет собой "вышедшую из берегов"
эвристическую беседу, специально запрограммированное
свободное обсуждение теоретических вопросов
учебной программы, которое обычно начинается
с постановки вопроса и развертывается
как эвристическая беседа. То, что она
постепенно переходит в дискуссию, - нормальный
ход занятия.
Дискуссия - коллективное
обсуждение какого-либо спорного вопроса,
проблемы, интенсивная борьба между разными
мнениями, нарождающимися тут же и ходе
разговора. Так называемый обмен мнениями
не плавно и размеренно, как в обычной
беседе, а в споре, в столкновении одного
мнения с другим и поэтому в несколько
неровном темпе. Особенность дискуссии
в том, что мнения участников дискуссии
- это порождение мыслительной активности
спорящих. Метод "мозговой атаки" заключается
в поиске ответа специалистов на сложную
проблему посредством интенсивных высказываний
всевозможных приходящих в голову идей,
догадок, предположений, случайных аналогий,
а также спонтанно возникающих у присутствующих
нужных и ненужных ассоциаций. Потом из
этого конгломерата мнений, случайных
реплик, слов-восклицаний путем внимательного
анализа отбираются идеи, наиболее интересные
по своей близости к замыслу организатора
мозговой атаки.