Формы приватизации. Социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 271.45 Кб (Скачать документ)
  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

                       Основные концепции приватизации.

 В условиях рыночной  трансформации российской экономики  в центре дискуссий чаще всего  оказываются понятия «частная  собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства. Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.  Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.        Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

                              Функции приватизации.

1. Общие (типовые) функции. 

Посредством приватизации государственной  собственности решается множество  задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка  капиталов, увеличение инвестиционного  спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников  в политических целях и многое другое.

Для стран, переходящих от командно-административной системы  к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности экономики и становление института частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. В общем же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем правительства, а также ослабление монопольного положения государственного сектора.

Ниже рассмотрим последовательно  основные функции приватизации, начав  с укрепления социально-экономической  системы, основывающейся на частной  собственности.

2. Функция укрепления  общественного строя.

 Государственный сектор, однажды возникнув, превращается  в составную часть народного  хозяйства. Он может увеличиваться  во время войн, кризисов, необходимости  создания объектов инфра-структуры или экспериментальных производств. Его доля может сокращаться в экономике и без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике - это количественный, но и социально-экономический показатель, так как устойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельности частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.

Приватизация чрезмерно  разросшегося государственного сектора  соответствует интересам укрепления социально-экономического строя в  той мере, в которой этот сектор не являются необходимым для сохранения этого строя элементом. Таким  образом, вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда  частный национальный капитал может  существовать без соответствующего государственного объекта или когда  жизненно важный для народного хозяйства  объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается  в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.

Отметим, что время приватизации - годы благополучного хозяйственного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глубоких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйственных  масштабах, а время роста государственного сектора за счет нового строительства  или национализации предприятий  и отраслей частных вла-дельцев - годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельствами, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.

3. Социально-политическая  функция. 

Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной экономики  содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной  политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. Расширение социально-политической базы проявляется в поддержке  правительственного курса во время  выборов, референдумов, а также в  средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки  предвыборной кампании соответствующих  партий.

Каждый строй или его  модификация оказывались жизнеспособными  не столько в результате идеологической убежденности населения, сколько благодаря  неразрывной связи личных хозяйственных  интересов граждан с этим строем. Например, устойчивость американского  капитализма долго объяснялась  поддержкой, оказываемой ему миллиона-ми фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель.

Приватизация государственной  собственности дает правительству  уникальную возможность выступить  благодетелем собственного населения, надолго стабилизировать социально-экономическую  обстановку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.

4. Глобальные народно-хозяйственные  функции. К ним можно отнести  следующее:

1. Привлечение капитала  внутри страны.

Для многих развитых стран  мира характерен избыток капитала, который имеет относительный  характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных  или перспективных объектов на время  расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизированных компаний и их модернизацию, способствует оживлению  конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в хозяйственный оборот.

2. Повышение экономической  эффективности функционирования  объектов, переходящих из государственной  собственности в частную.

Наиболее часто встречающейся  причиной, побуждающей правительства  различных стран к приватизации предприятий, является низкая эффективность  последних. Многие другие причины, как  правило, являются либо производными, либо дополняющими ее. Так, вследствие неэффективности государственных  предприятий в отдельных странах  нередко увеличиваются бюджетные  расходы, из-за правительственной протекции  государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается  на эффективности производства, а  по причине чрезмерной регламентации  увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня.

3. Совершенствование народно-хозяйственной  структуры. 

В случае, если средства, выручаемые от приватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату долгов, а  расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, в стране может быть достигнут заметный эффект про-грессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и част-ные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно. Продажа объектов государственной собственности и санирование за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры в целом, повысить конкурентоспособность национальной экономики. Нужно отметить, что в процессе приватизации государственная собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутренним накоплением используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды.

5. Функция пополнения  бюджета и обслуживания государственного  долга. В период перехода от  одной общественно-экономической  системы к другой резко возрастает  нагрузка на государственный  бюджет. Государству приходится  в значительной степени административными  мерами создавать хозяйственную  систему, адекватную новой идеологической  и административно-политической  надстройке, а это требует дополнительных  расходов. В этих условиях одним  из источников относительно безболезненного  пополнения бюджета, как правило,  недостаточного для покрытия  бюджетного дефицита, являются средства  от приватизации государственной  собственности. Роль этих средств  зависит от многих факторов: размера  дефицита, продолжительности бюджетного  кризиса, организованности и эффективности  продажи государственной собственности,  платежеспособного спроса и заинтересованности  по-тенциальных покупателей.

Наряду с дополнительными  поступлениями средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи  нерентабельных объектов.

Обслуживание государственного долга является одной из возможных  функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.

Резюмируя изложенное в настоящем  параграфе, нужно отметить, что рассмотренные  функции приватизации имеют различную, часто взаимоисключающую направленность. Средства от приватизации могут быть использованы для финансирования структурных изменений в народном хозяйстве или на «латание дыр» в бюджете; государственные объекты целиком или в виде акций могут перейти в собственность национальных средних слоев населения или быть переданы иностранцам в уплату долгов. Одновременно эти действия невыполнимы. Многообразные функции приватизации свидетельствуют о широких возможностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период.

                   

 

                  Формы и способы приватизации.

   Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране. Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.            Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

Информация о работе Формы приватизации. Социально-экономические последствия