Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке.
2.2 Приватизация и субъект хозяйствования
Двигатель любой реформы
- не только общие соображения о
благе народа, нации или страны.
Конкретный вариант выбора траектории
к достижению сформулированной в
общих терминах цели определяется соотношением
специфических интересов
При выборе методов максимизации
прибыли собственник-
Методологические основы разгосударствления и приватизации
Рассмотрение методологических
основ разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое
содержание приватизации как системы
отношений по изменению формы
собственности на средства производства
с государственной на частную (в
том числе индивидуальную, паевую, акционерную)
под непосредственным воздействием государственных
органов. Специфика сложившейся в начале
процесса приватизации в России ситуации
характеризуется следующими чертами:
практическое отсутствие крупных частных
фирм, слабость негосударственного сектора,
отсутствие финансовых компаний и инвестиционных
банков. Формализация и унификация структур
экономической деятельности до сих пор
сказывается на темпах и масштабах приватизации. Различные
способы приватизации приводят к передаче
государственного имущества в “частную”,
“общую долевую” или “акционерную”
собственность. При продаже предприятия
происходит реальная приватизация государственной
собственности. Преобразование предприятия
в акционерное общество можно назвать
формальной приватизацией, так как после
выкупа акций бывшего государственного
предприятия членами трудового коллектива
остальные акции остаются в государственной
собственности, и требуется время, пока
их не выкупят другие инвесторы. Содержание
системы отношений приватизации раскрывается
через ее цели. В этом аспекте приватизация
- не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация
способствует демонополизации производства.
К сожалению, резкий переход к акционированию
крупных предприятий произошел без их
предварительной реорганизации и коммерциализации.
Это не позволило увязать задачи приватизации
и демонополизации. Следует учитывать,
что проблему демонополизации удается
решить не во всех отраслях народного
хозяйства и не только методами разукрупнения.
Взаимосвязь приватизации и демонополизации
настолько сложна, что использование разрешенных
программой приватизации методов приводило
к разрушению сложившихся отраслевых
научных комплексов при выходе из них
структурных подразделений. Следует отметить,
что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Например, рост доходов бюджета не может
быть обеспечен при продаже имущества
на инвестиционных торгах, предполагающих
передачу средств не государству, а предприятию.
Явные противоречия существуют также
между принципами социальной справедливости
и экономической эффективности. Здесь
пришлось поступиться нормами справедливости
в целях ускорения процесса разгосударствления
и приватизации. Важным средством приватизации
является перераспределение доходов и
имущества. Однако приватизация имущества,
капитала вовсе не означает равноценную
приватизацию доходов. Последняя происходит
как благодаря изменениям в структуре
собственности, так и одновременному изменению
(в результате приватизации) уровня и структуры
цен. Сравнительный анализ основных черт
приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России показывает наличие
общих тенденций: 1) использование в качестве
инструмента перехода к рынку коммерциализации
и акционирования государственных предприятий;
2) введение чековой (или купонной) системы;
3) низкая доходность приватизации; 4) аукционная
продажа малых объектов. Приватизация
в развитых странах имеет ряд существенных
отличий: многообразие форм приватизации,
индивидуализация и низкие темпы приватизационного
процесса, использование в качестве постоянного
элемента государственного регулирования
экономики. В перспективе именно эти характеристики
будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической
реформы, которое одновременно создает
предпосылки для реализации других направлений
реформы. Приватизация разворачивается
в условиях изменения политической обстановки
при переходе от “дирижистской” модели
регулирования экономики к “неолиберальной”.
Обратный переход может сопровождаться
процессом деприватизации. Это подтверждает
постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного
регулирования. Акционирование государственных
предприятий в России имеет много общего
с “менеджерской приватизацией”. Действительно,
существенная доля акционируемого имущества
приобретается именно должностными лицами
администрации предприятия. В перспективе
этот путь может способствовать созданию
субъекта, который необходим для демократии
в политике и процветания в экономике,
- национальной буржуазии, выросшей в условиях
рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение
числа относительно крупных частных собственников
в благоприятных для администрации предприятия
условиях не дает гарантии активной хозяйственной
деятельности. Однако такой же гарантии
не может дать распыление акций среди
всех работников. Истинная цена полученных
по закрытой подписке акций выявится по
прошествии значительного периода времени.
С производственно-технической точки
зрения, приватизация (за исключением
инвестиционных конкурсов) не дает трудовым
коллективам практически ничего. Дело
в том, что вырученные средства направляются
не на техническое перевооружение производства
или увеличение оборотных средств, а поступают
в государственный бюджет. Вместе с тем,
при сохранившейся в настоящее время инфляции
курс акций приватизированных предприятий,
несомненно, упадет. К этому же ведет и
незаинтересованность трудового коллектива
в выплате дивидендов сторонним инвесторам.
В результате произойдет рост заработной
платы и снижение дивидендов. В это же
время при снижении курса акции у сторонних
инвесторов и администрации АО появится
возможность по низкому курсу приобрести
большой пакет акций. Еще в начале приватизационного
процесса отмечалось ключевое значение
оценки стоимости государственного имущества.
Однако тогда считалось, что не всем предприятиям
под силу выкупить государственное имущество
в акционерную собственность работников.
Впоследствии стоимость государственного
имущества оказалась резко заниженной
из-за инфляционных тенденций в экономике
России. Проведенные позднее переоценки
основных фондов создались возможность
пересмотра размера уставного капитала
акционерных обществ, возникших в процессе
приватизации.
Реальные проблемы приватизации в РФ
Акционирование
Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, при сохранившейся
в настоящее время инфляции курс
акций приватизированных
Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов. Малая приватизация означает переход государственных предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.
В то время как приватизация средних и крупных предприятий требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного питания, 76,4% предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40%. Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России). Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30% с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.
Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.
За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности труда работника.Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностями приватизационных
чеков как ценных бумаг являлись:
их обращение без ограничений, целевой
характер использования в качестве
платежного средства, безвозмездная
форма первичного размещения, массовый
объем выпуска, который вряд ли будет
превзойден эмитентами других ценных
бумаг. Привлекательным для
Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течение всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и около биржевой торговли приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низко доходны и мало ликвидны.
Проведение и результаты приватизации в России
При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества. С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам. В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму. Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:
Информация о работе Формы приватизации. Социально-экономические последствия