Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:14, реферат

Описание

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность внешнеэкономической деятельности…………………….5
2. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия………...11
3. Нормативно-правовое регулирование ВЭД. Система управления внешнеэкономической деятельностью…………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы……………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 48.21 Кб (Скачать документ)

     возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными  или административными барьерами;

     обеспечение контроля за рынком;

     минимальные капиталовложения и снижение стоимости  производства за счет низкой оплаты труда  и других издержек;

     уменьшение  риска из-за политической и экономической  нестабильности (национальное предприятие не подвержено национализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);

     создание  или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).

     Управленческий  контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.

     Данная  форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие  быстрого и гарантированного дохода.

     Однако  и эта форма не свободна от теневых  сторон. Здесь требуются специалисты  действительно мирового класса, чьи  управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в  случае серьезных просчетов в  руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.

     Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.

     Продавец  лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).

     Достоинством  такой формы внешнеэкономической  деятельности является то, что лицензиар  получает возможность продвижения  своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при  этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.

     Вместе  с тем продажа лицензий сулит  продавцу и покупателю не только радости. Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального  труда, неся при этом порой значительные потери. Лицензиат может и после  окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного  продукта, составив со временем опасную  конкуренцию лицензиару.

     Франчайзинг (или франшиза) - одна из форм продажи лицензий.

     Суть  франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.

     Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается  лицензия.

     Франчайзинг оформляется договором, заключаемым  на определенный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы  платит франчайзеру за предоставленные  права лицензионный платеж.

     Франчайзер  предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и  консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.

     В отличие от обычной продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме  большие возможности влияния  на получателя лицензии и контроля ее деятельности.

 

     Нормативно-правовое регулирование ВЭД 

     Нормативно-правовое регулирование ВЭД среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представлено большим числом законов и множеством подзаконных актов.

     Базовым документом, определяющим валютное регулирование  в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1 (в редакции от 07.07.2003 г. № 116-ФЗ). Содержание данного закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за соблюдение валютного законодательства.

     Основным  документом, регламентирующим правовую основу внешнеэкономических отношений, определяющим механизм и порядок таможенного контроля, является Таможенный кодекс РФ, принятый постановлением ВС РФ № 5523-1 от 18.06.1993 г. (в редакции Федерального закона № 65-ФЗ от 06.06.2003 г.). В Таможенном кодексе РФ раскрываются основные сферы ВЭД, её участники и сопоставимый объём регулирования их правоотношений.

     С 01.01.2004 года вступает в действие новый  Таможенный Кодекс РФ (Федеральный  закон № 61-ФЗ от 28.05.2003 г.), унифицирующий таможенное законодательство с новой редакцией Киотской Конвенции.

     Ещё одним основополагающим законодательным актом, регулирующим ВЭД, является Закон РФ «Закон о таможенном тарифе»   № 5003-1 от 21.05.1993 г (в редакции от 07.07.2003 г. № 124-ФЗ). Данный закон признаёт приоритет международного права над национальным в области внешней торговли; определяет состав таможенных платежей; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; тарифные льготы.

     На  базе вышеназванных нормативных  документов органами исполнительной власти различного уровня - от правительства РФ до ГТК РФ, МФ РФ, Госналогслужбы РФ и других органов - формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

     Каждая  из сторон, участвующая во ВЭД, при  перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу обязана выполнить определённые процедуры, предполагающие декларирование и таможенное оформление. Таможенное оформление предусматривает помещение таких товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим (совокупность соответствующих правил, регулирующих процедуру перемещения через таможенную границу РФ) и выполнение необходимых действий в нём исходя из требований и положений Таможенного кодекса РФ.

     Во  ВЭД в целях таможенного регулирования  применяются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств:

     1. Экспорт товаров – вывоз товаров  с таможенной территории РФ  в любых целях без обязательства его ввоза на указанную территорию. По товарам должны быть уплачены необходимые таможенные пошлины, сохранены необходимые характеристики, указанные в период оформления грузов в таможенной декларации. При данном таможенном режиме товары освобождаются от налогов (в том числе от НДС).

     2. Реэкспорт товаров – вывоз иностранных товаров с таможенной территории РФ, ранее ввезённых на эту территорию, без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Срок для вывоза определён в шесть месяцев. Цель применения данного таможенного режима – пресечь незаконное оставление ввезённых товаров на таможенную территорию РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

     3. Выпуск товаров для свободного обращения (Импорт) предусматривает ввоз товаров на таможенную территорию РФ с предварительной уплатой импортёром ввозных таможенных пошлин, акцизов и НДС в предусмотренных законодательством случаев. Обязательному вывозу эти товары не подлежат.

     4. Реимпорт товаров представляет  собой вывоз товаров, страной происхождения которых является Россия, с её таможенной территории в полном соответствии с режимом экспорта с последующим их ввозом.

     5. Транзит товаров – перемещение  товаров между двумя таможенными  органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства под таможенным контролем. Таможенные пошлины и налоги с товаров, перемещаемых в таком режиме, не взимаются; к ним не применяются меры экономической политики.

     6. Таможенный склад – место,  где ввезённые из-за границы  товары хранятся без взимания  таможенных пошлин и налогов.  К таким товарам на период хранения не применяются экономической политики; на этот период они освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Данный режим не является окончательным. Им чаще всего пользуются в тех случаях, когда владелец товара имеет свои складские помещения, подтверждённые лицензией на учреждение данного склада (таможенный склад закрытого типа), или таможенный орган сам определяет этот режим, поскольку декларант не предъявляет необходимые документы для подтверждения заявленного таможенного режима (таможенный склад открытого типа, то есть допуск на хранение товара разрешается на нём любому юридическому или физическому лицу).

     7. Магазин беспошлинной торговли  – место, в котором товары  продаются физическим лицам под  таможенным контролем на таможенной  территории РФ (аэропорты, порты,  открытые для международного сообщения и другие пункты, установленные таможенными органами РФ). В этих местах не применяются меры экономической политики. Право помещения товаров под режим магазина беспошлинной торговли имеет только российское лицо, получившее лицензию ГТК РФ.

     8. Переработка товаров на таможенной территории предполагает осуществление «толлинговых операций», суть которых заключается во ввозе в Россию и переработке на существующих производственных мощностях иностранного сырья.

     9. Переработка под таможенным контролем  предусматривает использование на таможенной территории РФ иностранных товаров в установленном порядке для целей переработки с последующим их выпуском для свободного обращения или помещения под иной таможенный режим (продажа на внутреннем рынке или экспорт за границу). При этом режиме товары освобождаются от взимания таможенных пошлин, акцизов и НДС, но должны быть уплачены таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,1% от таможенной стоимости в отечественной валюте и 0,05% от таможенной стоимости в свободно конвертируемой валюте.

     10. Переработка товаров вне таможенной  территории производится тогда,  когда российские товары вывозятся за границу при наличии лицензии с целью их переработки. Продукты переработки в дальнейшем подлежат ввозу на таможенную территорию РФ в режиме свободного обращения. Меры экономической политики к этим товарам не применяются, но на этом этапе они подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами

     11. Временный ввоз (вывоз) распространяется  на товары, пользование которыми на таможенной территории РФ и за её пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики, при условии обеспечения объяснения их полной идентификации. Товары, перемещаемые под данным режимом, подлежат возврату в соответствии со своими физико-химическими характеристиками с учётом естественного износа либо естественной убыли при нормативных условиях транспортировки и хранения. Срок временного ввоза (вывоза) устанавливается таможенным органом РФ в пределах, как правило, не более двух лет.

     12.-13. Свободная таможенная зона. Свободный  склад. Сущность данных таможенных  режимов состоит в том, что  иностранные товары размещаются  и в дальнейшем используются  в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах). При этом к ним не применяются меры экономической политики, а также не взимаются таможенные пошлины и налоги.

     14. Уничтожение предусматривается  в случае, когда ввезённые товары не могут использоваться по прямому назначению. Уничтожение товаров осуществляется с разрешения таможенного органа, поскольку в этом режиме к ним не применяются меры экономической политики, не взимаются таможенные пошлины и налоги, но взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в рублях и в иностранной валюте. Расходы по уничтожению товаров осуществляются за счёт их владельца и не подлежат компенсации государством.

Информация о работе Формы внешнеэкономической деятельности предприятия