Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:24, реферат
САЙМОН, ГЕРБЕРТ АЛЕКСАНДЕР (Simon, Herbert Alexander) (1916–2001), американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получивший фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.
Работа по исследованию механизма формирования ожиданий представляет собой значительное расширение границ классической теории, так как, вместо того чтобы рассматривать внешнюю среду как данную, известную принимающему решение, она включает в теорию процесс приобретения знаний о внешней среде. Этим она побуждает нас включать в модель экономического человека его свойства как обучающегося, оценивающего, исследующего, перерабатывающего информацию организма.
Стоимость информации
Существует один способ, с помощью которого механизм формирования ожиданий может быть инкорпорирован в экономическую теорию: рассматривать процесс сбора и переработки информации как обычный, так сказать производственный, процесс применять к нему обычные правила предельного анализа. Информацию, говорит теория цены, следует собирать до того момента, когда предельные затраты на сбор дополнительной порции информации станут равными предельной прибыли, которая может быть получена в результате обладания такой дополнительной порцией. Подобный подход может подвести к положению об оптимальном объеме поиска информации и относительных достоинствах альтернативной схемы поиска и оценки информации.
Такое направление исследований фактически было продолжено в статистической теории решений. В теории выборки нас интересует оптимальный размер выборки (а в случае последовательной выборки - когда прекратить обследование), и мы хотим оценить эффективность различных приемов выборки. Последняя проблема более проста, так как мы можем сравнить относительные затраты альтернативных вариантов, которые имеют одинаковые ошибки выборки, и поэтому есть возможность избежать оценки значимости информации. Однако некоторый прогресс был достигнут в области оценки значимости повышенной точности прогнозов в тех ситуациях, когда прогноз должен быть сделан в отношении формальных правил принятия решений в ситуациях выбора.
Теория групп, разработанная Маршаком и Раднером, касается той же самой проблемы. Они рассматривают такие ситуацИи, где взаимозависимые решения принимаются децентрализованно двумя и более персонами, которые имеют общую цель и которые, с определенными затратами, могут передавать друг другу информацию о своих действиях и о тех сферах внешней среды, с которыми они имеют дело. Таким образом, проблема состоит в отыскании оптимальной стратегии коммуникации с учетом указанных предположений о величине коммуникационных затрат и платежей.
Показатель коммуникационных затрат в теории групп подобен показателю затрат на проведение наблюдения в теории выборки и характеризует экономического субъекта или связь этого субъекта с внешней средой. Поэтому, хотя эти теории сохраняют в каком-то смысле классический образ экономического человека как "максимизатора", они явно требуют значительной информации о характеристиках субъекта, а не просто об окружающей его среде. Они сделали большой шаг к преодолению разрыва между взглядами традиционной экономической теории и психологии...
Познавательная способность и экономическая теория
Работы,
которые мы рассмотрели выше, имеют
общее значение: все они вносят
существенные изменения в концепцию
экономического человека и поэтому,
по указанным нами причинам, дают более
полное описание его характеристик.
Классическая теория - это теория человека,
выбирающего из фиксированных и
известных альтернатив с
Информация об окружающей среде, которой обладает принимающий решение, гораздо меньше, чем приближение к этой реальной среде. Термин "приближение" подразумевает, что субъективный мир принимающего решение приблизительно отражает его внешнюю среду, но не имеет, возможно, сходства в мелких деталях. На самом деле мир, воспринимаемый нами, фантастически отличается от реального мира. Различия эти происходят как из-за упущений, так и из-за искажений видения и возникают как при восприятии, так и при умозаключении. Погрешности упущений в восприятии гораздо опаснее, чем погрешность в выводе. Модель мира субъекта, принимающего решение, включает только мельчайшую долю всех необходимых характеристик реального мира, а его выводы извлекают только мельчайшую долю информации, которая присутствует в его модели.
Процесс понимания иногда называют "фильтром". Это понятие так же ошибочно, как и "приближение", и по той же самой причине. Оно подразумевает следующее: то, что проходит через центральную нервную систему, является кусочком того, что находится "вне ее". На самом деле то, что называют фильтрованием, - не просто пассивный отбор некоторой части имеющегося целого, но активный процесс, при котором обращается внимание на очень маленькую часть целого и исключается с самого начала почти все, что не входит в сферу внимания.
Каждый
индивидуум живет в такой среде,
которая ежесекундно генерирует
миллионы бит информации, но наше восприятие,
подобно горлышку бутылки, может
пропустить не более 1000 бит в секунду,
а возможно, гораздо меньше. Почти
столько же информации теряется, пока
она достигнет мозга. Каждый математик
знает - одно дело иметь систему дифференциальных
уравнений, а другое - иметь ее решение.
Все же решения логически
В этом разделе мы исследуем некоторые теоретические аспекты процесса принятия решений, которые накладывают известные ограничения на принимающего решение и рассматривают в качестве основной своей проблемы сложность окружающей среды. Эти теоретические предпосылки включают некоторые понятия, которые мы уже обсуждали, например уровень устремлений и процесс прогнозирования, но идут дальше в обеспечении полной картины процесса совершения выбора.
В реальной жизни при принятии решений учитываются цели и оценки, факты о состоянии среды и выводы, полученные на основе этих оценок и фактов. Стремления и ценности могут быть простыми и сложными, совместимыми и противоречивыми; факты могут быть реальными или предполагаемыми, основанными на наблюдениях или сообщениях других; выводы могут быть действительными или ложными. Весь процесс в целом может быть в переносном смысле назван процессом "рассуждения", где оценки и факты служат предпосылками, а решение, которое в конце концов получается, выводится из этих предпосылок. Сходство процесса принятия решений с процессом логического рассуждения - это только метафора, потому что используются совершенно разные правила для того, чтобы определить "действительные" предпосылки и приемлемый вид вывода. Эта метафора полезна, поскольку подводит нас к тому, чтобы принять индивидуальныепредпосылки решения за единицу описания, а через это к пониманию такого взаимопереплетения воздействий, которые оказываются на единичное решение, но без обязательного предположения о рациональности, ограничивающего классическую теорию выбора.
Рациональное поведение и ролевая теория
Мы можем отыскать нечто общее между теорией экономистов о процессе принятия решений и аналогичной теорией в социальной психологии. Последняя особенно интересна в плане социального влияния на выбор, которое определяет социальную роль субъекта. Здесь под ролью подразумевается некое социальное предписание относительно некоторых, но не всех, предпосылок, которыми должен пользоваться отдельный человек при осуществлении выбора. Любое конкретное поведение есть равнодействующая большого количества предпосылок, и некоторые из них предписываются социальной ролью. Кроме этих ролевых предпосылок существуют еще предпосылки другого рода - касающиеся положения в обществе, основой которых является личностное восприятие, самосознание. Они представляют собой личные мнения, убеждения, верования, а также идиосинкратические предпосылки, которые характеризуют личность. В этих пределах мы можем согласовать и рациональные моменты в процессе выбора, рассматриваемые экономистами, и нерациональные моменты, на которые указывают психологи и социологи.
Предпосылки принятия решений и компьютерные программы
Анализ
процесса выбора с точки зрения его
предпосылок дает нам концептуальную
основу для описания и объяснения
процесса принятия решения. Но это настолько
сложный процесс, что наше объяснение
длительное время оставалось бы слишком
гипотетичным и схематичным, если бы
не появились современные
Условный пример (но только слегка условный) покажет нам, как это могло быть сделано. Несколько реальных примеров будут приведены ниже. Предположим, нам надо построить робота я запрограммировать, или проинструктировать, его на роль высшего управляющего в конкретной компании. Какая это будет программа? Так как никто еще не пробовал сделать это, мы не можем определенно ответить на данный вопрос, но несколько моментов являются для нас совершенно ясными. Программа не должна содержать перечня предписаний или запрещенных правил поведения, так как то, что делает управляющий, очень зависит от информации по широкому кругу показателей. Вместо этого программа должна содержать большое количество критериев, которые можно применять к возможным и предполагаемым действиям, алгоритмы выработки определенных действий, вычислительные процедуры для оценки состояния окружающей среды и использования ее в своих действиях и т.п. Поэтому Программа - а фактически ролевое предписание - должна взаимодействовать с информацией, чтобы выработать конкретный стиль поведения, адаптированный к данной ситуации. Элементы этой программы имеют характер того, что мы назвали предпосылками принятия решений, а специалисты по компьютерам - инструкциями.
Перспектива построения детализированного описания конкретных ролей и процесса принятия решений с появлением компьютеров перестала быть просто проектом, который мог быть осуществлен только в неопределенном будущем. Теперь мы можем Представить реальные примеры, в том числе из области экономики.
1. Менеджмент. Мы уже упоминали об использовании таких математических приемов, как линейное программирование В динамическое программирование, для формального построения процесса принятия решений в реальных ситуациях. Приемлемость этих моделей принятия решений для нашей дискуссии состоит в том, что они представляют собой не просто абстрактные "теории" фирм, а реальные механизмы принятия решений. Мы можем считать, что любой такой механизм является моделированием процесса принятия решения субъектом, в котором уравнения и другие ограничения, входящие в формализованное описание процесса принятия решения, соответствуют предпосылкам решений, включая ролевые предписания.
Действительное применение таких моделей к конкретным деловым ситуациям ставит в повестку дня проблемы информатизации, о чем умалчивается в более абстрактных классических моделях.
а) Модели должны быть сформулированы таким образом, чтобы для их применения требовались только доступные данные. Если, например, из-за недостаточных запасов товаров был понесен убыток в торговле, то модель решения, которое предполагает определение оптимального уровня запасов, должна включать систему денежных штрафов за эти убытки.
б) Модель должна требовать только осуществимых расчетов. Например, применение методов линейного программирования для составления графика работы фабрики может оказаться невыполнимым, так как время, которое потребуется для этих расчетов, будет слишком велико даже для компьютера. Задача теории принятия решений (нормативной или описательной) состоит в том, чтобы отыскать такие альтернативные приемы, которые - вероятно, только в приближении - требуют малого объема вычислений.
в) Модели не должны нуждаться в недоступной прогнозной информации. Программы, которые будут требовать от отдела по сбыту оценки товарооборота в третью минуту следующего месяца, в процессе принятия делового решения не будут иметь широкого применения, ни описательного, ни нормативного.
Кроме того, модели дают нам конкретные примеры ролей для принимающего решения, они описываются с точки зрения тех исходных моментов, с которых, по-видимому, принимающий решение начнет процедуру принятия решения (данные и правила расчета).
2. Техническое проектирование. Несколько лет компьютеры использовались для проведения некоторых аналитических расчетов, требующихся для технического проектирования, например расчет давления при проектировании мостов. В течение двух последних лет были найдены пути проведения как аналитических, так и синтетических расчетов на компьютере, для того чтобы усовершенствовать само проектирование. Ряд компаний электротехнической промышленности и сейчас используют компьютеры для проектирования электромоторов, трансформаторов и генераторов, исходя из потребностей заказчиков. Значение этого для нашего исследования состоит в том, что синтетические программы, по-видимому, будут больше походить на приемы, которые ранее использовались инженерами с университетским образованием в такой же проектной работе. Оказалось возможным достаточно детально описать принципы принятия инженерных решений и процесс получения вывода, чтобы получить рабочую компьютерную программу.