Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:24, реферат
САЙМОН, ГЕРБЕРТ АЛЕКСАНДЕР (Simon, Herbert Alexander) (1916–2001), американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получивший фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.
3. Очеловечение процесса решения. Управление и техническое программирование дали примеры моделирования компьютером процесса принятия решений, совершаемого человеком. Может сложиться мнение, что так как в обоих случаях процесс значительно математизирован, эти примеры подходят только для узкого круга проблем, решаемых человеком. Как правило, мы рассматриваем компьютер как такой прибор, который, если бы ему были даны самые подробные инструкции, можно заставить выполнять прежде всего очень сложные и утомительные расчетные операции. Недавние разработки потребовали пересмотра подобной точки зрения на компьютер, так как они дали возможность Компьютеру выполнять такие функции, которые мы можем назвать "обдумыванием" и "самообучением". Доказательство теоремы Евклида, которую мы все помним из школьного курса геометрии, требует обдумывания, а также интуиции и воображения. За последние два года такая задача стала по силам современным компьютерам, как и решение задач символической логики. Последний вид компьютеров программируется на самообучение, т. е. улучшение своей работы на основе успешного опыта решения задач, на использование нечто такого, что сродни образам и метафорам при разработке доказательств, и на использование приобретенного опыта для решения других задач, например тригонометрических тождеств, подразумевающих совершенное владение предметом. Следует заметить, что такие программы не имеют в виду выполнения быстрых арифметических вычислений и вообще любых вычислений по этим проблемам. В основном они не численные, а имеют дело с манипуляцией различными символами, включая слова.
Были
также созданы программы, которые
дают возможность компьютеру играть
в шахматы. Не все из упомянутых программ
имитируют процесс
4. Деловые игры. Деловые игры, подобные тем, которые были разработаны Американской ассоциацией управления и корпорацией IBM совместно с несколькими университетами, представляют собой параллельные разработки. В деловых играх решения фирм еще принимаются игроками-людьми, но экономическая среда, включая рынки этих фирм, представлена компьютерными программами, которые просчитывают ответную реакцию на действия игроков. Так как деловые игры разрабатываются очень детально и с учетом реальных условий, эти программы будут представлять все более и более конкретное описание процесса принятия решений различными экономическими субъектами, например потребителями.
Деловые
игры, которые были разработаны до
сих пор, ограничиваются использованием
числовых величин, например цен или
количества товара, и поэтому они
имеют больше общего с управленческими
или инженерными науками, чем
с тем, что мы называем процессом
очеловечения компьютерного решения.
Однако нет оснований ожидать, что
такие ограничения будут
Экономический подтекст
Не считая нормативного применения (т.е. замещения компьютером человека для решения некоторых задач), нас интересует не столько детальное описание ролей, сколько более широкие вопросы:
а) каковы общие характеристики ролей экономических субъектов?
б) как можно классифицировать роли в отношении выполняемых ими функций?
в) каково значение ролевой теории для макроэкономики и других крупномасштабных социальных явлений?
Характеристика ролевой структуры. Рассмотрим некоторое общие моменты процесса мышления и особенно те из них, которые относительно независимы от содержания роли. Классический пример - описание Дьюи стадий процесса решения проблемы. Другой пример, особенно интересный для экономики, это гипотеза, которую мы уже подробно обсуждали: человек - удовлетворяющееся живое существо, которое решает проблему путем поиска, исследования, для того чтобы удовлетворить определенный уровень устремлений, а не максимизирующее существо, которое при разрешении проблемы пытается найти наилучшую (на основе определенного критерия) альтернативу. Третья гипотеза состоит в том, что ближайшие цели (т. е. те, которые связаны с достойным внимания критерием успеха и относительно определенными средствами достижения) играют гораздо большую роль при совершении выбора, чем отдаленные цели (т.е. те, которые не имеют точного критерия успеха и программы его достижения).
Как формируются роли. Почти в любой фирме представлены различные типы ролей: связанные со сбытом, производством, учетом и т. д. Частично это объясняется функциональными связями. В модели фирма рассматривается в качестве производящей продукцию, продающей ее и оценивающей свои активы и обязательства; она представляет собой необходимое упрощение реального мира, но в соответствии с такой моделью можно найти конкретных представителей каждой функции. С точки же зрения культурного бытия такая упрощенная модель является недостаточной. Чрезвычайно трудно проверить гипотезу относительно истоков и причин существования ролей, универсальных для любого общества, но механизм их зарождения, вероятно, может быть объяснен путем изучения менее значительных ролей - ответственного за технику безопасности, инспектора по контролю за качеством и т.п., - которые можно найти почти в любой фирме.
В соответствии с нашим определением роли мы также можем говорить о роли целой фирмы - о принципах принятия решений, Которые лежат в основе ее политики. В одной и той же отрасли есть фирмы, специализирующиеся на приспособлении товаров к индивидуальным запросам потребителей, и те, которые производят новые виды товаров. Общий для экономики и психологии интерес представляет изучение не только ролей отдельных людей, но и ролей целых организаций.
Значение теории для макроэкономики. Если основные профессиональные цели остаются неизменными, то интересы экономистов и психологов будут определяться различными конечными целями. Первые будут использовать различные экономические и производственные явления как исходный материал для изучения структуры ролей и определяющих их факторов, а вторые будут прежде всего заинтересованы в значении ролевой теории для модели экономического человека и косвенно для макроэкономики.
Ролевая теория найдет применение прежде всего в тех областях экономической науки, где статическое равновесие наименее устойчиво. Инновации, технологические изменения и экономический рост - вот примеры областей, для которых эмпирически проверенная теория процессов адаптации человека и решения проблем может иметь основное применение. Например, мы очень мало знаем сейчас о том, как размер инновационной деятельности зависит от количества ресурсов, вложенных в различные виды исследований и разработок. Также нам еще не до конца ясна природа "ноу-хау", стоимость перевода технологии из одной фирмы или страны в другую или влияние образования на национальный продукт. На эти вопросы трудно дать ответ, исходя из агрегированных данных и общих наблюдений, причем те выводы, которые мы имеем на сегодняшний день, были получены больше кабинетным теоретизированием, чем проверкой гипотез на основе надежных фактов.