Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа
При проведении исследования «Основные макроэкономические проблемы» были использованы следующие методы исследования:
1)анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
2)обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
3)моделирование на основе полученных данных в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Объект работы – система реализации «Основные макроэкономические проблемы».
Введение….……………………………………………………………………………. 3
1 Цель и основные задачи макроэкономического исследования национальной экономики……………………………………………………………………………… 5
2 Главные макроэкономические проблемы…………………………………………. 9
2.1Безработица – как проявление макроэкономической нестабильности… . 9
2.2Инфляция - как проявление макроэкономической нестабильности…… 13
2.3Проблема экономического роста…………………………………………. 19
2.4Проблема уровня и качества жизни населения………………………….. 23
3Макроэкономика и экономическая политика…………………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…
.
Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения. В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах - России, Украине, Литве и Польше – соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8. Различают также дециальный, квинтиальный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношение минимальных доходов соответственно 10, 20 и 25% самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20 и 25% самого бедного.
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой дециальных групп составляет 65,8, коэффициент Джини – 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304. /2, с.288-289/
С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности.
Бедность — это такое положение жителей страны, когда они не располагают средствами существования на минимальном уровне для данного общества в данное время. Число бедного населения изменяется от того, как определена черта бедности. В мировой практике существуют два способа определения этой черты.
Абсолютная черта бедности - определяется как минимальный уровень стоимости жизни, исчисляемый на базе физиологических потребностей людей в продуктах питания, жилье, одежде, удовлетворяющих основные потребности человека. Абсолютная черта бедности построена на универсальных потребностях.
Относительная черта бедности построена на относительных условиях жизни людей. Она использует уровень доходов (расходов) домашнего хозяйства в стране и определяет уровень жизни, ниже которого население находится за чертой бедности.
Различают следующие методы группировки бедного населения:
1) нормативный - по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора;
2) относительный - определенный процент от среднего дохода;
3) статистический - в качестве бедных рассматриваются 10-15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;
4) стратификационный - к бедным относят население, которое обладает низкой эластичностью функций занятости и ограничено в способностях самообеспечения (старики, инвалиды, женщины с маленькими детьми, дети без родителей, безработные, беженцы и др.);
5) самооценка - бедные определяются исходя из оценок общественного мнения либо с точки зрения самого респондента.
Бедность характеризуется следующими показателями: число бедных; коэффициент глубины бедности; коэффициент остроты бедности.
С целью ликвидации бедности в стране исчисляется лаг бедности или дефицит дохода; оценивается величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума.
В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.
Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.
Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается на душу населения и по его основным социально - демографическим группам.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
Расходы на социальные нужды зависят от уровня развития экономики: в странах с относительно низким экономическим потенциалом доля этих расходов в ВВП ниже, в странах с развитой экономикой она выше.
Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни. В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают: реальную заработную плату; реальные доходы населения; доходы от вторичной занятости; доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии.
Основными индикаторами качества жизни населения являются: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); индекс интеллектуального потенциала общества; человеческий капитал надушу населения; коэффициент жизнеспособности населения.
Индекс интеллектуального
Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала.
Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики.
Государственное перераспределение доходов. Социальная защита населения.
Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.
Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.
Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.
Социальная зашита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии.
Социальная защита - меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает: воспроизводство квалифицированной рабочей силы; наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду; создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными, и др.
Социальные гарантии - обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают: общедоступность и бесплатность образования; гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду; гарантии неприемлемости принудительного труда и др.
В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.
Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.
Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода./4, с.337-338/
Из вышесказанного можно сделать вывод что уровень и качество жизни это важная экономическая проблема, которая играет важную роль в стране и требует решения при помощи социальной политики государства.
В общем можно сделать вывод, что макроэкономика изучает и регулирует все исследуемые проблемы.
3Макроэкономика и экономическая политика
Для регулирования рассмотренных
экономических проблем
Государственное регулирование рынка труда.
Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
1. Программы по стимулированию
роста занятости трудовых
2. Программы по подготовке и переподготовке работников.
3. Программы содействия найму работников.
4. Программы по социальному
страхованию безработицы (
Ключевое значение в государственном
регулировании рынка труда
Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:
а) пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам, как по уровню, так и по срокам выплаты пособий;
б) финансовая помощь безработным;
в) помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).
В системе государственного
регулирования рынка труда
В развитых странах с рыночной экономикой широко использует косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная; политика государства.
Существенную роль в регулировании
рынка труда играет законодательство
в сфере трудовых отношений и
социального обеспечения
Следовательно, государственное
регулирование рынка труда —
это совокупность экономических, административных,
законодательных
Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.
Биржа труда — одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершение купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям, же помогают организовать наем работников.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения.
Роль государства состоит
в том, чтобы обеспечить осуществление
политики оказания помощи в полной,
эффективной и свободной
Антиинфляционная политика.
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Ортодоксальная
программа чисто
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры: по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции; поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий; снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий; реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей; сокращению трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры: по регулированию объема и структуры денежной массы; проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам; сокращению скорости оборота денег; регулированию резервных требований; ограничению бюджетного дефицита; регулированию доходов населения; сокращению бартерных операций, неплатежей; стабилизации белорусского рубля и др.
Третий комплекс предусматривает меры: по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости; государственному регулированию цен на товары монополистов; регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг; регулированию уровня рентабельности; стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства; ограничению инфляционных ожиданий; ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные
меры реализуются в
Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.