Главные макроэкономические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

При проведении исследования «Основные макроэкономические проблемы» были использованы следующие методы исследования:
1)анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
2)обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
3)моделирование на основе полученных данных в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Объект работы – система реализации «Основные макроэкономические проблемы».

Содержание

Введение….……………………………………………………………………………. 3
1 Цель и основные задачи макроэкономического исследования национальной экономики……………………………………………………………………………… 5
2 Главные макроэкономические проблемы…………………………………………. 9
2.1Безработица – как проявление макроэкономической нестабильности… . 9
2.2Инфляция - как проявление макроэкономической нестабильности…… 13
2.3Проблема экономического роста…………………………………………. 19
2.4Проблема уровня и качества жизни населения………………………….. 23
3Макроэкономика и экономическая политика…………………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

проблемы макроэкономики.docx

— 144.99 Кб (Скачать документ)

В ежегодных  Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен. /12, с.585-587/

Государственное регулирование  экономического роста.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть  такие меры государственного регулирования, которые наилучшем образом могут  стимулировать этот процесс.

1)Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство  стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем,  чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2)В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики  предложения»   делают  упор   на    факторы,   повышающие   производственный потенциал экономической системы.  В частности,  они призывают к снижению налогов как к средству,  стимулирующему   сбережения  и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

3) Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов  стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины  в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой  задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Решение проблемы уровня и качества жизни населения.

В целом, трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создаёт условия для экономической  деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения  и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение  качества жизни населения.

В Беларуси особое значение имеет социальная обеспеченность населения. В современных условиях ее главными принципами являются эффективность, надежность, устойчивость и доступность. Она базируется на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке разных слоев населения. Реализация цели социальной защиты обеспечивается: оказанием социальной помощи тем, кто имеет доходы ниже установленного гарантированного минимума; социальной реабилитацией граждан с ограниченными возможностями; совершенствованием государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей; решением социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в сельской местности; совершенствованием пенсионной системы на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования.

Главной целью социальной политики в Республике Беларусь является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту.

В Беларуси формируется эффективная  система справедливого распределения  вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения  социальной защиты населения в целом.

Эффективная социальная политика государства на основе НСУР-2020 предполагает: создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения потребностей; обеспечение общего роста денежных доходов населения и справедливого  их распределения; постепенное приближение  фиксированных доходов к минимальному потребительскому бюджету; повышение  размеров минимальных социальных гарантий в области дохода по сравнению  с ростом цен; улучшение социального  обеспечения нетрудоспособных граждан  на основе реформирования пенсионной системы страхования; содействие росту  доходов от самозанятости и предпринимательской  деятельности; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.

Таким образом, в Беларуси формируется эффективная система  справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. 

Из выше сказанного можно  сделать вывод:  что каждая макроэкономическая проблема хоть и несет много негативных последствий, но их можно предотвратить  и решить.

 

 

 

 

Заключение

В начале работы мы описали  основные цели и задачи макроэкономического  исследования национальной экономики, которые привели нас к рассмотрению  основных макроэкономических проблем.

Все исследуемые проблемы очень актуальные и требуют их решения.

Рассмотрев основные макроэкономические проблемы можно сказать, что каждая из них актуальна и требует  непосредственного регулирования.

Безработица – как проявление макроэкономической нестабильности является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной. Она представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий, не решив эту проблему невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Инфляция – как проявление макроэкономической нестабильности.

Таким образом, из изложенного  выше видно, что инфляция - это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен.

 Инфляция  сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира.

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются  в следующем: она приводит к перераспределению  национального дохода и богатства  между различными группами общества, экономическими и социальными институтами  произвольным и неподдающимся прогнозированию  образом; седьмых, изменяется структура, и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета; третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует  переходу к новой структуре общества; и многие другие негативные последствия. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения  (идеальный случай) проводится антиинфляционная программа, которая требует больших сил и материальных затрат.

Проблема экономического роста является важнейшей проблемой  экономической жизни общества.

Экономический рост – это увеличение объемов созданных за определенный период времени товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВВП), возрастание экономического потенциала страны. Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и существуют разные меры государственного регулирования, которые наилучшем  образом могут стимулировать  этот процесс. При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов  стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины  в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой  задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются  мерам регулирования.

Государство должно играть значительную роль в формировании общей  стратегии экономического развития, что является залогом высоких  темпов экономического роста.

Интегральной  характеристикой благосостояния граждан  страны являются уровень и качество жизни населения.

Под уровнем  жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно  материального характера, а качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия, как в личностном, так и в социальном аспектах. Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения. На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.

Социальная зашита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии. В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

 Из вышесказанного можно сделать вывод что уровень и качество жизни это важная экономическая проблема, которая  играет важную роль в стране и  требует решения при помощи социальной политики государства.

Таким образом, можно сказать, что все рассмотренные проблемы и их регулирование имеют огромное значение в экономике, и очень актуальны в наше время.

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Абель, Э., Бернанке, Б. Макроэкономика. 5-е изд./ Э. Абель, Б. Бернанке. – Питер: СПБ,2008. – 768 с.

2 Бондарь, А.В. Макроэкономика:  учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.

3 Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – Питер: Питер Пресс, 2009. – 560 с.

4 Зенькова, Л.П. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Л.П. Зенькова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380с.

5 Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., испр., доп./ С.Н. Ивашковский. – Москва: Дело, 2002. – 472 с.

6 Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Л. Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.

7 Лемешевский И.М. Макроэкономика: соц. - экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.

8 Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход; учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с.

9 Плотницкий, М.И. Макроэкономика : учеб. пособие / М.И. Плотницкий. –

Москва: Новое знание, 2004. – 462 с.

10 Полонник, С.С. Экономический бюллетень / C.С. Полонник. – 2009. – №8. Экономический бюллетень РБ министерства экономики Республики Беларусь №8, 2009

11 Разнодёжина Э. Н., Барт Л. В. Макроэкономика: Краткий курс лекций / Э.Н. Разнодежина, Л.В. Барт.– Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 80 с.

12 Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]. –  3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

13 Шимов, В.Н. Статистические материалы / В.Н. Шимов // БЭЖ. – 2006. – №3. – с. 137.

14 Юрьева, Т.В., Марыганова, Е.А. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. – Москва: Евразийский открытый институт, 2008 – 286 с.

15 Яллай, В.А., Макроэкономика: учеб. пособие / В.А. Яллай. – Псков: ПГПИ, 2003. – 104 с.

 


Информация о работе Главные макроэкономические проблемы