Госсударственное регулирование банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: охарактеризовать структуру и деятельность банковской системы РФ и её денежно-кредитную политику и ознакомиться со стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2015 года.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является- анализ структуры банковской системы, ее роль в экономике, и особое внимание необходимо уделить тенденциям (прогнозам, плановой государственной политики в этой сфере) денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации, так как на данном этапе развития банковской системы и экономики страны данный вопрос занимает определенно значительную нишу в области исследования и разработок функционирования данного вида деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Денежно-кредитная политика РФ………………………………………..….4
1.1 Денежно-кредитная политика: определение, основные направления…4
1.2 Методы денежно-кредитной политики….………........................................5
2. Центральный банк России…………………………………………………13
2.1 Понятия и роль Центрального банка в экономике………………………13
2.2 Задачи и функции Центрального банка…………………...........................14
3. Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года…..25
3.1Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу....................................................................................................................25
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платёжного баланса………………………………………..…28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Гос.Рег-е Б.С. Р.Ф. (!!!).docx

— 67.04 Кб (Скачать документ)

- нормативы ликвидности кредитной  организации;

- нормативы достаточности капитала;

- максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения;

- размеры валютного, процентного  и иных рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые  активы;

- нормативы использования собственных  средств банков для приобретения  долей (акций) других юридических  лиц;

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования Центральный  Банк проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет предусмотренные  законом санкции по отношению  к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Центральный Банк имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения  или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

- взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента от размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от  минимального размера уставного  капитала;

- потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения  структуры активов;

б) замены руководителей кредитной  организации;

в) реорганизации кредитной организации;

- изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок  до шести месяцев;

- ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной лицензией, на срок  до одного года, а также на  открытие филиалов на срок  до одного года;

- назначить временную администрацию  по управлению кредитной организацией  на срок до 18 месяцев;

- отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в порядке,  предусмотренном федеральными законами.

Так же Центральный Банк проводит рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставляет им заимствования  в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков[3].

Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются в зависимости от:

- формы обеспечения (учетные  и ломбардные кредиты);

- методов предоставления (прямые  кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе проведения аукционов);

- сроков предоставления (среднесрочные  - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);

- целевого характера (корректирующие  кредиты и продленные сезонные  кредиты).

4. Устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

5. Устанавливает правила проведения  банковских операций;

6. Осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти  и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7. Осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

8. Принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9. Осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских  групп;

10. Регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

11. Осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

12. Организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

Центральный Банк является проводником  государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства Банк России регулирует резервы иностранной  валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование  международных расчетов, платежных  балансов, участвует в операциях  мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный Банк, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях[4].

Для осуществления своих функций  Банк России может открывать представительства  в иностранных государствах.

13. Определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

14. Устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

15. Устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

16. Принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  его составление;

17. Устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты.

18. Осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, Центральный  Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению  текущих счетов правительства, надзору  за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль Центрального Банка  в решении таких проблем, как  предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства. Основная форма государственных  заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Выполняя функцию финансового  агента правительства, Центральный  Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. В основу кассового  исполнения бюджета положен принцип  единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с которого черпаются средства для осуществления  государственных расходов, таким  образом, Центральный Банк выступает  кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет  министерству финансов возможность  осуществлять постоянный контроль над  поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных  бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему  страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета  на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства  России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года.

3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную        перспективу

 

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2012 год  и период 2013 и 2014 годов информируют  общественность о целях, стоящих  перед Банком России в этой области  макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

 

В предстоящий  трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции. Это означает, что в ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной  стратегии ставится задача снизить  инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении  в 2014 году.[11]

 

Реализация  денежно-кредитной политики будет  проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

 

Последовательное  сокращение прямого вмешательства  Банка России в процессы курсообразования будет способствовать повышению эффективности работы процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В связи с этим политика управления процентными ставками станет ключевой в механизме денежно-кредитного регулирования.

 

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка  межбанковских кредитов. Изменение  процентной ставки на рынке краткосрочных  межбанковских кредитов передает сигнал участникам рынка об ужесточении  или смягчении денежно-кредитной  политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия  на инфляцию изменение спроса в экономике.

 

Решения в  области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие  мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

 

Учитывая  уроки финансово-экономического кризиса  и то негативное влияние, которое  оказала дестабилизация финансового  сектора на состояние всей российской экономики, Банк России намерен уделять  пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

Информация о работе Госсударственное регулирование банковской деятельности