Госсударственное регулирование банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: охарактеризовать структуру и деятельность банковской системы РФ и её денежно-кредитную политику и ознакомиться со стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2015 года.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является- анализ структуры банковской системы, ее роль в экономике, и особое внимание необходимо уделить тенденциям (прогнозам, плановой государственной политики в этой сфере) денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации, так как на данном этапе развития банковской системы и экономики страны данный вопрос занимает определенно значительную нишу в области исследования и разработок функционирования данного вида деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Денежно-кредитная политика РФ………………………………………..….4
1.1 Денежно-кредитная политика: определение, основные направления…4
1.2 Методы денежно-кредитной политики….………........................................5
2. Центральный банк России…………………………………………………13
2.1 Понятия и роль Центрального банка в экономике………………………13
2.2 Задачи и функции Центрального банка…………………...........................14
3. Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года…..25
3.1Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу....................................................................................................................25
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платёжного баланса………………………………………..…28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Гос.Рег-е Б.С. Р.Ф. (!!!).docx

— 67.04 Кб (Скачать документ)

В целях поддержания  финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной  идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления  проблем на ранней стадии. Одним  из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Успешность  реализации стратегии денежно-кредитной  политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию  российской национальной платежной  системы, бесперебойная и эффективная  работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.

 

Результативность  денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных  финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и  обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад  в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

 

Банк России будет придерживаться практики регулярного  разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной  политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для  его решений, направленных на снижение инфляции. Повышение информационной открытости Банка России в этой области  будет способствовать улучшению  управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов (Одобрен Советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.)[11]

 

    1. Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса

 

Международные финансовые институты и экономические  организации прогнозируют продолжение  роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года, что будет способствовать формированию благоприятных внешних условий для российской экономики. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной группы и ужесточением монетарной политики растущего числа стран. В результате снижаются внешние риски ускорения роста цен в стране. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Не исключено, что изменения ситуации на мировых финансовых рынках повлияют на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата может способствовать притоку капитала.

 

Банк России рассмотрел три варианта условий  проведения денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 годах, один из которых соответствует  прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться  на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%[11].

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

Данный вариант  отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной  политики, направленной на улучшение  инвестиционного климата, повышение  конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности  расходов бюджета. Согласно этому варианту, в 2012 году увеличение реальных располагаемых  денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП  может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается повышение  инвестиционной активности. Прирост  инвестиций в основной капитал может  составить 8,7%, прирост реальных располагаемых  денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%[11].

В 2013 - 2014 годах  увеличение объема ВВП в зависимости  от варианта прогноза ожидается в  диапазоне 3,5 - 4,8%.

Базовый прогноз  платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен  исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс» будет  оставаться относительно стабильной в  пределах 97 - 101 доллара США. В первом и третьем вариантах учитывается  вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и  меньшую сторону.

Согласно  первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть  до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса - до 2,6 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 63,2 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 23,3 и 90,2 млрд. долларов США соответственно. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (60,6 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (131,3 млрд. долларов США) тем не менее не превысят значений 2011 года.

Дефицит баланса  доходов и текущих трансфертов  в первом варианте вырастет незначительно - до 60,6 млрд. долларов США, во втором и  третьем вариантах его отрицательное  сальдо ожидается в размере 66,8 и 70,7 млрд. долларов США соответственно.

Сальдо счета  операций с капиталом и финансовыми  инструментами в первом варианте прогнозируется с сокращением дефицита до 12,8 млрд. долларов США, во втором и  третьем - с профицитом на уровне 3,0 и 13,5 млрд. долларов США соответственно. В 2012 году в первом варианте интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 15,0 млрд. долларов США, во втором варианте она обеспечит баланс трансграничных потоков частного капитала и в третьем - его чистый приток в размере 10,0 млрд. долларов США. Определенное стабилизирующее влияние окажут внешние заимствования федеральных органов управления посредством эмиссии долговых ценных бумаг, в результате чего положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,2 - 3,5 млрд. долларов США.

Профицит текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, а во втором и третьем варианте будет поддержан положительными итогами последнего. В результате в первом варианте валютные резервы снизятся на 10,2 млрд. долларов США, а в других - увеличатся на 26,3 и 74,1 млрд. долларов США соответственно.

 

В рамках первого  варианта прогноза платежного баланса  в среднесрочной перспективе  в условиях невысоких цен на российскую нефть ожидается существенное уменьшение профицита баланса товаров и услуг до 38,6 млрд. долларов США в 2013 году и 22,4 млрд. долларов США в 2014 году. При этом дефицит баланса доходов и текущих трансфертов увеличится. В результате сальдо счета текущих операций перейдет в область отрицательных значений и составит 24,3 млрд. долларов США в 2013 году и 41,9 млрд. долларов США в 2014 году. Во втором варианте будет прослеживаться схожая динамика: дефицит счета текущих операций составит 8,0 млрд. долларов США в 2013 году и 20,7 млрд. долларов США в 2014 году. В третьем варианте прогноза предполагается сохранение профицита счета текущих операций как в 2013 году, так и в 2014 году на уровне 36,9 и 21,9 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза платежного баланса в 2014 году учтен положительный эффект от проведения ХХII зимних Олимпийских игр.

Сальдо счета  операций с капиталом и финансовыми  инструментами в первом варианте в 2013 году останется отрицательным  в размере 2,8 млрд. долларов США. В  других вариантах прогноза на 2013 год  ожидается его профицит в размере 17,9 - 23,4 млрд. долларов США. В 2014 году сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами сложится положительным во всех вариантах и будет изменяться от 12,1 млрд. долларов США в первом варианте до 38,4 млрд. долларов США - в третьем.

В первом варианте снижение валютных резервов составит 27,1 млрд. долларов США в 2013 году и 29,8 млрд. долларов США в 2014 году. В 2013 - 2014 годах во втором варианте ожидается  прирост валютных резервов на 9,9 - 12,2 млрд. долларов США и в третьем - на 60,3 млрд. долларов США ежегодно.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог изложенному в курсовой работе, можно точно сказать:

Что Центральный  банк является ключевым звеном во всей банковской системе страны. Он осуществляет монопольный выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным центром страны и органом регулирования экономики  денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное  и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом от 10.07.2002 «О Центральном банке РФ (Банке России)».[2] Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

В современном  мире Центральный банк России является ключевым элементом финансово-кредитной  системы страны. Он выступает проводником  денежно-кредитной политики, которая  призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем  ликвидности банковской системы  и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень  безработицы и инфляции. А в  результате проводимых Центральным  банком операций на открытом рынке  изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности  и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение  стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный  банк России проводит прямой и целостный  контроль и надзор за деятельностью  коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и банковской системы  в целом.

Таким образом, правильное выполнение функций Банка  России имеет огромное значение для  нашей страны.

Современная банковская система - это сфера многообразных  услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского  дела, до новейших форм денежно - кредитных  и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

  На основе  исследования были сделаны выводы  о том, что стабильность функционирования  банков зависит в основном от рационального ведения политики банка. Устойчивость банковской деятельности поэлементно формирует общую устойчивость банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1.  Конституция Российской Федерации Ст. 75
    2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ
    3. Алоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник. – М.: Инфра-, 2009. С. 319.
    4. Балпанов Г.Е., Базулин Ю.В. и др. Деньги. Кредит. Банки: учебник– М.: ТК Велби- 2008. С. 439. 
    5. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело и сервис, 2003. С.283 
    6. Булатова А.С. Экономика: Учеб./ Под ред.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Экономистъ, 2010.-С.481
    7. Валенцева Н.И., Лаврушин О.И., И.Д. Мамонова, и др. Банковское дело: учебник / 7-е изд., 2008. С.462
    8. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика- 2006. С.235.
    9. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2004.-№20(158).- С. 294
    10. Эриашвили Н.Д. Банковское право: учебник для студентов вузов, 2009. С. 356.        
    11. URL: http://www.cbr.ru

Информация о работе Госсударственное регулирование банковской деятельности