Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:47, курсовая работа
Целью данной работы является: охарактеризовать структуру и деятельность банковской системы РФ и её денежно-кредитную политику и ознакомиться со стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2015 года.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является- анализ структуры банковской системы, ее роль в экономике, и особое внимание необходимо уделить тенденциям (прогнозам, плановой государственной политики в этой сфере) денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации, так как на данном этапе развития банковской системы и экономики страны данный вопрос занимает определенно значительную нишу в области исследования и разработок функционирования данного вида деятельности.
Введение………………………………………………………………………….2
1 Денежно-кредитная политика РФ………………………………………..….4
1.1 Денежно-кредитная политика: определение, основные направления…4
1.2 Методы денежно-кредитной политики….………........................................5
2. Центральный банк России…………………………………………………13
2.1 Понятия и роль Центрального банка в экономике………………………13
2.2 Задачи и функции Центрального банка…………………...........................14
3. Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года…..25
3.1Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу....................................................................................................................25
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платёжного баланса………………………………………..…28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………….35
В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.
Результативность
денежно-кредитной политики во многом
зависит от состояния государственных
финансов. Последовательное проведение
бюджетной политики, направленной на
постепенное сокращение дефицита и
обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы,
будет вносить позитивный вклад
в поддержание финансовой и макроэкономической
стабильности, создавая, таким образом,
благоприятные условия для
Банк России
будет придерживаться практики регулярного
разъяснения широкой
Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года, что будет способствовать формированию благоприятных внешних условий для российской экономики. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной группы и ужесточением монетарной политики растущего числа стран. В результате снижаются внешние риски ускорения роста цен в стране. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Не исключено, что изменения ситуации на мировых финансовых рынках повлияют на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата может способствовать притоку капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%[11].
В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.
Данный вариант
отражает развитие экономики в условиях
реализации активной государственной
политики, направленной на улучшение
инвестиционного климата, повышение
конкурентоспособности, стимулирование
экономического роста и модернизации,
а также на повышение эффективности
расходов бюджета. Согласно этому варианту,
в 2012 году увеличение реальных располагаемых
денежных доходов населения
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%[11].
В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.
Базовый прогноз
платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен
исходя из предположения, что цена на
нефть сорта «Юралс» будет
оставаться относительно стабильной в
пределах 97 - 101 доллара США. В первом
и третьем вариантах
Согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса - до 2,6 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 63,2 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 23,3 и 90,2 млрд. долларов США соответственно. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (60,6 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (131,3 млрд. долларов США) тем не менее не превысят значений 2011 года.
Дефицит баланса
доходов и текущих трансфертов
в первом варианте вырастет незначительно
- до 60,6 млрд. долларов США, во втором и
третьем вариантах его
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом варианте прогнозируется с сокращением дефицита до 12,8 млрд. долларов США, во втором и третьем - с профицитом на уровне 3,0 и 13,5 млрд. долларов США соответственно. В 2012 году в первом варианте интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 15,0 млрд. долларов США, во втором варианте она обеспечит баланс трансграничных потоков частного капитала и в третьем - его чистый приток в размере 10,0 млрд. долларов США. Определенное стабилизирующее влияние окажут внешние заимствования федеральных органов управления посредством эмиссии долговых ценных бумаг, в результате чего положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,2 - 3,5 млрд. долларов США.
Профицит текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, а во втором и третьем варианте будет поддержан положительными итогами последнего. В результате в первом варианте валютные резервы снизятся на 10,2 млрд. долларов США, а в других - увеличатся на 26,3 и 74,1 млрд. долларов США соответственно.
В рамках первого варианта прогноза платежного баланса в среднесрочной перспективе в условиях невысоких цен на российскую нефть ожидается существенное уменьшение профицита баланса товаров и услуг до 38,6 млрд. долларов США в 2013 году и 22,4 млрд. долларов США в 2014 году. При этом дефицит баланса доходов и текущих трансфертов увеличится. В результате сальдо счета текущих операций перейдет в область отрицательных значений и составит 24,3 млрд. долларов США в 2013 году и 41,9 млрд. долларов США в 2014 году. Во втором варианте будет прослеживаться схожая динамика: дефицит счета текущих операций составит 8,0 млрд. долларов США в 2013 году и 20,7 млрд. долларов США в 2014 году. В третьем варианте прогноза предполагается сохранение профицита счета текущих операций как в 2013 году, так и в 2014 году на уровне 36,9 и 21,9 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза платежного баланса в 2014 году учтен положительный эффект от проведения ХХII зимних Олимпийских игр.
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом варианте в 2013 году останется отрицательным в размере 2,8 млрд. долларов США. В других вариантах прогноза на 2013 год ожидается его профицит в размере 17,9 - 23,4 млрд. долларов США. В 2014 году сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами сложится положительным во всех вариантах и будет изменяться от 12,1 млрд. долларов США в первом варианте до 38,4 млрд. долларов США - в третьем.
В первом варианте снижение валютных резервов составит 27,1 млрд. долларов США в 2013 году и 29,8 млрд. долларов США в 2014 году. В 2013 - 2014 годах во втором варианте ожидается прирост валютных резервов на 9,9 - 12,2 млрд. долларов США и в третьем - на 60,3 млрд. долларов США ежегодно.
Заключение
Подводя итог изложенному в курсовой работе, можно точно сказать:
Что Центральный
банк является ключевым звеном во всей
банковской системе страны. Он осуществляет
монопольный выпуск денег, является
банком банков, банкиром Правительства,
главным расчётным центром
В современном мире Центральный банк России является ключевым элементом финансово-кредитной системы страны. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции. А в результате проводимых Центральным банком операций на открытом рынке изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный банк России проводит прямой и целостный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и банковской системы в целом.
Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет огромное значение для нашей страны.
Современная
банковская система - это сфера многообразных
услуг своим клиентам - от традиционных
депозитно-ссудных и расчетно-
На основе
исследования были сделаны
Список использованных источников
Информация о работе Госсударственное регулирование банковской деятельности