Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Характеристика малого предпринимательства.
1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
1.3 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
Глава 2.
Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 3.
3.1 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

“Хабаровская  государственная  академия экономики  и права” 

Кафедра государственного и  муниципального управления 
 
 
 
 
 

                       КУРСОВАЯ РАБОТА  

Тема: «Государственная поддержка малого

         и среднего бизнеса в России» 
     
     
     
     
     

     Выполнил: Машкина К.С

     Проверил: ____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      2012 г.

 

     План  

    Введение 

    Глава 1.

    1. Характеристика малого предпринимательства.
    2. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
    3. Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки

     Глава 2.

     Государственная поддержка малого предпринимательства

     2.1 Основные направления  государственной  поддержки

     2.2 Использования программно-целевых  методов управления  для решения задач  развития и государственной  поддержки малого  предпринимательства

     Глава 3.

     3.1 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение  

     Формирование  и развитие малого предпринимательства  является основным условием становления  конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

     В настоящее время в экономике  России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

     Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Предприятия малого бизнеса являются гибкой и  динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

     Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

     Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных  программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии с которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на год-два.

     Цель  данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

     Объект  исследования в курсовой работе –  малое предпринимательство. Предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.

     Согласно  поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – изучить теоретические аспекты и нормативную базу проблемы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

 

      1.1 Характеристика малого предпринимательства 

     Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных  с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

     Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

     Развитие  мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Вместе  с тем малому предпринимательству  присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

     Признаки, являющиеся общепризнанными при  качественной характеристике малого предпринимательства:

  • Самостоятельность предприятия;
  • Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
  • Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
  • Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия;
  • Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;
  • Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий;
  • Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.

     Качественные  критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при  разграничении малых, средних и  крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются  измерению.

     Но  во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

     Единого международного стандарта классификации  предприятий, их деления на малые, средние  и крупные не существует. Это зависит  от специфики отраслей, уровня развития и структуры экономики каждой страны. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников за отчётный период не должна превышать следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

     При этом к среднегодовой численности основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т.е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда. Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Малые предприятия обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной  деятельности, в распоряжении выпускаемой  продукцией, прибылью, оставшейся после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах деятельности предприятия. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

     Упомянутый  выше закон является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

 

     

     1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России 

     Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.

     Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России