Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Характеристика малого предпринимательства.
1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
1.3 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
Глава 2.
Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 3.
3.1 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

     Из  этого вытекает причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

     Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, − рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.

     Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства  является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

     Третья  причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана  с существующей системой налогообложения.

     Совершенно  очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер  общественной и государственной  поддержки предпринимательства  на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.

 

      1.3 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки 

     Малое предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее  лицо в экономической жизни, гармоничное  развитие которой возможно только в  условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого предпринимательства как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.

     Принципиально важное место малого предпринимательства  в современной развитой экономике  обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий по сравнению с крупными:

     − узкая специализация (на разработках  и продвижении одного - двух видов  продукции в строго ограниченных сферах современной науки и технологии);

     − наличие значительной доли высококвалифицированных  специалистов в структуре занятых;

     − высокая доля затрат на НИОКР, поскольку  выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых  предприятий для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;

     − создание и перепрофилирование малых  предприятий требуют меньших  затрат, которые при благоприятных  шансах рынка сравнительно быстро окупаются; такие предприятия имеют большие  возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе;

     − гибкость, способность быстро приспосабливаться  к новым требованиям, выдвигаемым  научно-техническим прогрессом, что  особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;

     − возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.

     Разработка  новых и коррекция устоявшихся  терминов, связанных с понятиями  инноваций и инновационной деятельности, преследует, кроме чисто теоретической, еще и практическую цель - получение эффективного рабочего инструмента, для измерения инновационных процессов на разных уровнях управления им. Он выступает важным институциональным фактором диффузии знаний и их коммерциализации, трансфера технологий и выведения новых продуктов на рынок. В инновационном процессе выделяется этап, включающий необходимые операции до выведения продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиеся документированным описанием технологии или опытным образцом, которые затем могут выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и средний бизнес показывают более высокую эффективность по сравнению с крупным. С точки зрения жизненного цикла продукта они менее всего пригодны для стадии быстрого распространения продукта на широком рынке. Здесь подключается крупный бизнес. Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о его замене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у них заинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поиску новых вариантов. Таким образом, создаются условия для постоянной работы малого бизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.

     Крупные предприятия с большей осторожностью  относятся к нововведениям, они  как можно дольше избегают радикальных изменений, ибо последние несут с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск в денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным и рискованным нововведениям. Они реализуют менее капиталоемкие проекты, но по широкому спектру направлений и сфер деятельности. Владельцы малых инновационных предприятий часто имеют более высокую, проникнутую творческим энтузиазмом мотивацию по сравнению с менеджерами, и тем более акционерами крупных компаний.

     Анализ  зарубежной практики государственной поддержки малого предпринимательства показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая черта - множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов господдержки малого предпринимательства и институтов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимного кредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.

     В настоящее время в европейском  Союзе и за его пределами реализуется  множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства, дополняющих  мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняется разнобой в определениях сектора малого и среднего предпринимательства, принятых в отдельных странах и отдельных международных организациях, оказывающих поддержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений) в зону влияния программ поддержки.

     Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странах и на международном уровне.

 

Глава 2. Государственная  поддержка малого предпринимательства 

     2.1 Основные направления  государственной  поддержки 

     За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

     - государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку  и развитие малого предпринимательства;

     -государственный  аппарат, представляющий собой  совокупность государственных институциональных  структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

     -государственная  инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

     1.Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные,  региональные, отраслевые (межотраслевые)  и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

     Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства  осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

     2. Государственный аппарат системы  поддержки малого предпринимательства  включает государственные структуры,  ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

     В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

     Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России