Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Введение
Глава 1.
1.1 Характеристика малого предпринимательства.
1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
1.3 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
Глава 2.
Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 3.
3.1 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Достаточно широко распространенной малозатратной с бюджетной точки зрения формой поддержки малого бизнеса становится лизинг, с помощью которого малые предприятия могут получить в аренду на льготных условиях технологическое и торговое оборудование, грузовой автотранспорт и целые имущественные комплексы («лизинг под ключ»). Сюда же относится развитие институтов микрофинансирования, страхового обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства. Эффективны и такие бюджетно-малозатратные мероприятия, как: упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов при осуществлении ими проверок деятельности малых предприятий; упрощение процедуры лицензирования; развитие кредитования малого бизнеса на основе государственных гарантий и компенсации части ставки процента по кредитам.
Усиление акцента на бюджетно-малозатратные формы государственной политики в отношении малого предпринимательства будет оказывать существенное воздействие на практику применения программно-целевого метода его поддержки. Формально объемы финансирования программ могут стабилизироваться и даже сократиться, но объем привлекаемых информационно-аналитических и организационных ресурсов, необходимых для осуществления программы в такой структуризации может возрасти. Повышаются и требования к профессиональной подготовленности управленческих кадров, участвующих в разработке и практическом осуществлении программ, включая обоснование необходимых объемов финансирования, тесную связь программ с современными методами бюджетирования и пр. Аналогичные требования в отношении использования программного метода возникают и в связи с тенденциями децентрализации и фактическим переходом (как в г. Москве) к единой взаимоувязанной системе региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, включая четкое разграничение «зон ответственности», практику совместного финансирования отдельных мероприятий и пр.
Глава 3.
Основные
направления совершенствования
государственной
политики поддержки
и развития малого
предпринимательства
Наряду с такими основными ресурсами возможного роста экономики, как сокращение доли малоэффективной государственной собственности (она все еще превышает 50%), иностранные инвестиции, в качестве главного резерва называется стимулирование среднего и малого бизнеса.
Десятилетия развития рыночных реформ в России не сопровождалось широкомасштабным развитием малого бизнеса. В результате малые и средние предприятия не занимают того места в экономике, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины валового внутреннего продукта. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России не более 10–11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%. Поступления в консолидированный бюджет в 2000 г. от деятельности МП составили 14,7 млрд. рублей – это 1% доходной части бюджета. Общая численность работающих в МП российской экономики составляет 12 млн. человек (19% общей численности). В то же время в США доля малых и средних предприятий в общей численности занятых составляла 70%, в Японии – 78%, Италии – 73%, Франции – 54%. В Европе на 1000 жителей приходится около 60 малых предприятий, в США – около 70, в Москве – 35 малых предприятий.
По данным проведенного в 2008 г. Госкомстатом РФ сплошного обследования МП, выявлено 800 тысяч активно действующих малых предприятий. Еще более 200 тысяч таких предприятий ликвидировано или находилось в стадии ликвидации.
В процессе обследования выяснилось, что обновление фондов в этом секторе идет значительно быстрее, чем в целом по экономике, при этом выше и само качество инвестиций. Так, коэффициент обновления основных фондов на МП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первом случае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение 20 лет. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом.
Структура МП: половина малых предприятий находятся в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они развиваются наиболее интенсивно в легкой, пищевой промышленности, в производстве стройматериалов. Способность малого бизнеса быстро занимать возникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.
Вместе с тем выяснилось, что активность малых предприятий по сравнению с крупными и даже средними все еще низка. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет всего около 3%.
Кроме
того, несмотря на рост производства и
услуг на малых предприятиях, который
носит преимущественно
Государственные средства (включая инвестиционные ресурсы на реализацию Федеральной программы поддержки малого предпринимательства) не были выделены, а средства на реализацию мер, предусмотренных программой на 2000–2001 годы, поступили только в конце 2000 года. Такое отношение Правительства РФ к малому предпринимательству негативно сказывалось на позиции регионов при выделении средств на поддержку этого сектора экономики.
Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что при определенных усилиях государства малые предприятия могут играть более заметную роль в развитии страны.
Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.
Правительство в этих условиях инициировало пересмотр политики в данной сфере с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые для поддержки малых и средних предприятий соответствовали изменениям, происходящим вокруг них.
«Малые и средние предприятия XXI века рассматриваются как хорошие пружины экономического развития и динамизма, которые демонстрируют свою живость, гибкость и творческий подход к делу. Меры в отношении малых и средних предприятий должны развивать и взращивать широкий диапазон независимых малых и средних предприятий».
Основными целями новой концепции являются:
– поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;
– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
– создание необходимой системы безопасности.
Первая
цель состоит в поддержке
Меры государственной поддержки, разрабатываемые с учетом выдвинутых на предстоящий период целей, предполагается дифференцировать для средних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятия всех размеров.
Для
начинающих новое дело венчурных
компаний предусмотрена многосторонняя
поддержка, включающая смягчение условий
кредитования, необходимого для начала
дел, обеспечение гибкими
Государственная
концепция поддержки малого, среднего
и мельчайшего бизнеса в
В России до последнего времени не удалось встроить меры поддержки малого предпринимательства в общую политику реформирования экономики.
В России малые предприятия явились своеобразным локомотивом реформ только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, когда они явились своего рода полигоном апробации негосударственных форм хозяйствования. Позднее отсутствие четко обозначенных приоритетов экономического развития экономики в целом позволило (хотелось бы предположить только эту причину) выработать стратегии встраивания малого предпринимательства, переориентацию народного хозяйства на рыночное развитие.
С большим опозданием такая попытка предпринята в 2001 году, в связи с принятием в конце 2001 года Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Динамичное
развитие малого предпринимательства
и его эффективное участие
в решении социально-
К
началу XXI века в регионах России создано
80 региональных фондов поддержки малого
и среднего предпринимательства, 54
региональных бизнес-инкубатора, 46 центров,
созданных межрегиональным
Практически
инфраструктура создает каналы, по
которым государственная
В настоящее время не существует общепринятой классификации элементов инфраструктуры, типичной для регионов. Более того, иногда применяются разнообразные определения для однотипных структур. Одним из базовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фонды поддержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую поддержку эффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготных кредитов). Кроме того, именно за счет средств этих фондов происходит частичное финансирование донасыщения инфраструктуры регионов или муниципальных образований отдельными элементами.
Задачей регулирования деятельности базовых элементов инфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах поддержки малого предпринимательства. В ближайшей перспективе это:
– актуальность информации, включая вопросы передачи технологии, наличия свободных производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;
– маркетинг, продвижение продукции и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.
В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого предпринимательства, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается.
В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малых предприятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место среди негосударственных структур поддержки малого предпринимательства занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная в 1991 г. как общественное объединение предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в т.ч. и МП.
Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России