Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения на 2011 – 2015 гг.

Задачи курсовой работы:

изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Виды доходов населения и их источники 4

2. Измерение неравенства в распределении доходов 10

3. Государственное перераспределение доходов 13

3.1 Социальная справедливость в распределении доходов 13

3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий 16

Заключение 30

Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

свете.docx

— 74.72 Кб (Скачать документ)

2. Измерение неравенства в распределении доходов

 

     Доходы  могут принимать разные формы. Основными  современными формами доходов считаются:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • рента;
  • процент (на капитал);
  • государственные (трансфертные) платежи.

     Несмотря  на различия этих форм, каждая из которых  имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:

  • номинальный;
  • располагаемый;
  • реальный.

     На  рисунке 2 схематично представлены доходы населения.  

    Основные  формы доходов населения
    Заработная  плата

    Прибыль

    Рента

    Процент на капитал

    Доходы  от ценных бумаг

    Государственные (трансфертные) платежи

    Основные  источники доходов
    Экономическая деятельность в рамках существующих законов

    Экономическая теневая деятельность

    Основные  виды доходов
    Номинальные

    Располагаемые

    Реальные

     Рис. 2. Структура доходов населения

     Говоря  обобщенно об источниках современных  доходов, следует отметить основные: экономическая деятельность, осуществляемая в той или иной сфере экономики в пределах существующих в данной стране законов, и так называемая теневая доходность, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разным источникам теневая экономика составляет от 5 до 20 и даже до 50% ВНП разных стран.

     Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Например, широко используется при этом децильный  коэффициент дифференциации, показывающий соотношение доходов 10% населения  с наибольшими доходами и 10% —  с наименьшими. С этой целью используют и кривую Лоренца (рисунок 3). График кривой Лоренца показывает степень неравенства в распределении доходов. На одной оси графика — доля общего дохода (Q), а на другой — доля семей (I), получающих определенную долю дохода. Если бы каждая группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы в прямой абсолютного равенства (АР). Но реальное распределение отклоняется в большей или меньшей степени от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее вогнутость, тем больше неравенство.

     

     Рисунок 3. Кривая Лоренца

     Инструментами государства при регулировании  доходов с целью уменьшения неравенства  их распределения служат:

  • трансфертные платежи;
  • налоги;
  • регулирование цен и др.

     Однако  даже в развитых странах, как отмечают американские авторы К. Макконнелл и  С. Брю, "несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и  политической проблемой".

     При социально ориентированном подходе  политика регулирования доходов  в силу особенности такого вида экономической  системы занимает очень важное место. Ее главная задача — не допускать  или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности. С этим связана  и вторая задача — уменьшить поляризацию  населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и  возможности децильный коэффициент его дифференциации. Общепринятым индикатором анализа распределения доходов между различными группами населения является децильный коэффициент дифференциации доходов. В Республике Беларусь в 2007 - 2009 г. он составляет 5,6 – 5,9 и по оценке большинства экономистов, в т.ч. и независимых, является оптимальным. Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции составляет 5-7, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, России – 16,8, Польше – 16,5, странах Балтии – 10,4-11,6. Критически допустимый уровень этого индикатора не должен превышать 10. При превышении данного коэффициента в стране могут возникать противоречия и расслоение населения.

3. Государственное перераспределение доходов

3.1 Социальная справедливость в распределении доходов

 

     Социальное  равенство (неравенство) в положении  населения, его различных социальных групп обусловлено уровнем экономического и духовного развития общества. Источники повышения активности человека нельзя искать только в производстве. Она находится во всей системе экономических, политических и идеологических отношений, в развитии самоуправления, в полном использовании всего богатства общественных отношений. Важно и то, как население воспринимает социально-экономические и политические условия, как использует их, что стремится изменить, какими целями руководствуется. Все большее значение приобретают изменение самой личности, ее нравственное самосовершенствование, правильное формирование потребностей и интересов, мировоззрения и ценностных ориентации.

     Задача  построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей  развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи  с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие  социальной справедливости воспринимается общественным сознанием в настоящее  время как благополучие, достигнутое  в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад  человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.

     Соблюдение  принципа социальной справедливости предполагает преодоление отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в  субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной  сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне.

     Социальная  справедливость предполагает также  персональную ответственность каждого  за свою работу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не только материального, но и морального поощрения.

     Кроме того, необходимо проявлять постоянную заботу о том, чтобы людям труда  обеспечивались условия для раскрытия  и приложения их способностей к труду, повышения заинтересованности трудящихся в росте квалификационного, образовательного и профессионального уровня.

     В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства  доходов. В связи с этим государство  должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый  и средний бизнес, создавать условия  для индивидуальной трудовой деятельности и т.д. Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективных договоров, заключаемых работниками  с предпринимателями, развития коллективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельности предприятий и фирм.

     Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней мере двух принципиальных условий:

     1) оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;

     2) производитель должен быть активным  потребителем произведенного.

     Первое  условие обеспечивает устойчивый и  весомый доход населения, второе — динамичное развитие экономики.

     Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.

     Оплата  труда должна как можно более  полно учитывать, кто и как  работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится  искать, созидать, учиться.

     Стремление  к обеспечению равенства доходов  приводит к понижению эффективности  производства, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно  общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет). В  свою очередь неравенство доходов  обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению  индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения  повышенных доходов. Характерно, что  равенство доходов, по признанию  многих экономистов, приводит к социальной справедливости, а неравенство —  к социальной несправедливости в  виде значительной дифференциации общества. Рыночное распределение доходов  компенсирует эту несправедливость экономической эффективностью производства. Оно обеспечивает совокупный продукт  в размерах, достаточных для поддержки  малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.

     Равенство доходов означает их справедливое распределение. Естественно, без обеспечения равенства  в ряде сфер общественной жизни распределение  не может считаться справедливым. Каждый должен иметь право и возможность  получить долю экономических, духовных и других благ. Однако последнее  подрывает стимулы к эффективной работе, в связи с чем количество распределяемых благ уменьшается.

     Справедливость  в распределении выступает как  мощное средство гармонизации интересов  разных групп. Обеспечить баланс интересов, соразмерить несовпадающие побуждения, подвести ясную и понятную основу под приоритеты — в этом ее важнейшая  задача.

     В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный же в свою очередь основан на рыночном распределении доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

3.2 Создание системы  социальной защиты  и социальных гарантий

 

     В настоящее время в большинстве  промышленно развитых стран система  социальной защиты населения - это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйственными субъектами независимо от вида деятельности или формы собственности. Термин «защита» или «социальная безопасность» впервые появился в США в середине 30-х гг. XX в. и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой. Он обозначает систему мер, защищающих любого гражданина (а в ряде случаев и любого жителя) страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности старости, потери кормильца и тому подобных событий. Современная практика построения системы социальной защиты населения имеет определенную специфику в различных странах мира. Но в большинстве из них имеется общность следующих принципов реализации социальных программ:

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов