Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения на 2011 – 2015 гг.

Задачи курсовой работы:

изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Виды доходов населения и их источники 4

2. Измерение неравенства в распределении доходов 10

3. Государственное перераспределение доходов 13

3.1 Социальная справедливость в распределении доходов 13

3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий 16

Заключение 30

Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

свете.docx

— 74.72 Кб (Скачать документ)

      1) всеобщность системы социальной  защиты населения. Означает охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны, независимо от уровня доходов, занятости и других социальных характеристик. Система социальной защиты должна охватывать весь жизненный путь человека, т. е. защищать его права и интересы на протяжении всей жизни;

      2) дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам и слоям населения, предусматривающий существование различий в формулировке целей и разработке конкретных мероприятий по комплексу социальной защиты в зависимости от экономической самостоятельности, уровня трудоспособности, способов получения доходов, которые могут существенно различаться как по группам населения, так и внутри них. Дифференциация мер социальной поддержки предполагает различный подход к трудоспособным гражданам и к гражданам, объективно слабым с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда в силу не зависящих от них причин.

       Конкретные меры социальной политики  разрабатываются и реализуются  на общегосударственном и региональном уровнях, на уровне фирмы. Максимальный эффект может быть достигнут при соблюдении согласованности и сбалансированности конкретных мероприятий в области социальной защиты, осуществляемых на различных уровнях. Практически это проявляется в том, что выплаты социального характера, входящие во многих фирмах в систему материального стимулирования, приносят наибольшую пользу с точки зрения трудовой мотивации тогда, когда ощутимо отличаются от общедоступных программ системы государственного социального обеспечения. С другой стороны, если практика социального партнерства гарантирует наемным работникам получение значительных по объему социальных льгот и выплат по месту работы, то государство может переориентировать свою социальную политику в пользу исключительно неработающего населения. При таком подходе существенно возрастает роль личных доходов трудоспособных граждан в поддержании достойного уровня жизни и удовлетворении основных материальных и социальных потребностей.

       Особенно важным в построении  системы социальной защиты населения  является возможность адаптации  ее отдельных элементов к изменениям  социально-экономического положения  страны. В зависимости от особенностей  протекания различных этапов и фаз развития экономики, к наиболее уязвимым могут быть отнесены различные социально-демографические группы населения. В условиях экономической стабильности (а тем более экономического подъема) трудоспособное население самостоятельно решает большинство материальных проблем и практически не нуждается в дорогостоящих социальных программах. В условиях экономического кризиса именно трудоспособные граждане нуждаются в социальной защите, так как высокий уровень безработицы делает невозможным самостоятельный заработок для многих из них. Мероприятия в области социальной защиты могут носить упреждающий характер, т.е. действовать еще до того, как начнет действовать фактор социального риска.

       Принципиально важным при построении  системы социальной защиты населения  является вопрос о ее финансировании. В большинстве промышленно развитых  стран мира основные источники  финансирования социальных программ  — государственный и местные  бюджеты, средства различных внебюджетных социально ориентированных фондов. Основным источником поступления средств в государственный бюджет (и соответственно в его федеральный, региональные, местные подразделения), а также в государственные внебюджетные фонды являются налоги. Налоги используются государством в качестве важного инструмента перераспределения национального дохода страны в пользу определенных социально-демографических групп населения. Именно функционирование налоговой системы наглядно демонстрирует зависимость эффективной социальной политики от стабильного развития экономики страны в целом. Объем налоговых поступлений определяется масштабами вновь созданной стоимости, так как перераспределять можно только национальный доход, реально созданный в материальном производстве. В Беларуси наиболее значимый сегодня налог - это налог на добавленную стоимость. Практика налогообложения фонда заработной платы может быть реализована только при наличии этого фонда; уплата налогов физическими лицами возможна только при получении ими доходов, главный из которых — трудовой, т. е. заработная плата. Если в обществе сокращается объем национального дохода, это подрывает ресурсную базу социальных программ и никакое увеличение налогового бремени на фирмы и граждан реально не улучшит ситуации. Само построение налоговой системы может быть социально ориентированным в большей или меньшей степени. Если с помощью налогов государство стимулирует производство, дает возможность занятому населению самостоятельно воздействовать на собственный уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, то увеличение уровня налогообложения в связи с реализацией социальных программ найдет понимание в обществе. Определенное влияние на поведение граждан и фирм в области соблюдения налогового законодательства оказывает структура взимаемых налогов и наличие реальной, видимой связи между уплатой налогов и получением от государства тех или иных социальных гарантий самими налогоплательщиками.

       В большинстве стран мира государственная  власть не может взять на  себя полной единоличной ответственности  за поддержание достаточно высокого  уровня жизни всего населения  страны. Поэтому существуют различные  формы мобилизации свободных  денежных средств населения и  фирм в негосударственных социальных  фондах. Тем самым повышается  степень личной ответственности  граждан за собственное благосостояние  в случае действия факторов социального риска. Например, персонифицированный учет пенсионных взносов даже в рамках государственного пенсионного фонда позволяет перенести основную нагрузку по мобилизации средств на выплату пенсий с работающего в данный период времени населения на получателей пенсий, которые в течение своей трудовой жизни откладывают деньги на свое будущее пенсионное обеспечение. Подобного рода преобразование социальных программ призвано усилить личный вклад каждого человека в обеспечение собственного благосостояния, преодолеть иждивенческие настроения тех граждан, которые без достаточных на то оснований рассчитывают исключительно на помощь государства в решении собственных проблем. Система социальной защиты должна поощрять экономическую самостоятельность и ответственность трудоспособного населения, поддерживать стимулы работника к высокопроизводительному труду. Для нетрудоспособных и социально слабых слоев населения социальные гарантии должны предотвращать снижение уровня жизни, защищать право на посильный труд и получение дополнительного дохода, не связанного с трудовой деятельностью и ее результатами.

       Таким образом, система социальной  защиты должна предоставлять  гарантии в области занятости,  защищать интересы работников  наемного труда, поддерживать  определенный уровень жизни населения страны. Социальная защита населения — это система законодательных, экономических, социальных гарантий, предоставляющая трудоспособным гражданам — равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямой материальной поддержке в виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.

       С точки зрения социальной защиты для трудоспособного населения необходимо:

       — обеспечение системы эффективной  занятости, подготовки и переподготовки  кадров, которая позволила бы  каждому человеку найти применение  своим личным способностям в  соответствующей сфере деятельности;

       — организация эффективной системы  формирования доходов, при которой  уровень получаемого дохода непосредственно  определяется качеством и результатами  работы человека, независимо от  сектора экономики, в котором  он трудится;

       — макроэкономическое регулирование процесса дифференциации доходов и личного потребления, которое может осуществляться через налогообложение, обеспечение высокой профессиональной и социальной мобильности населения;

       — официальное установление реального  уровня прожиточного минимума  как в денежной форме, так и натурально-вещественной форме «потребительской корзины» с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения.

       Перечисленные меры общей социальной  защиты дополняются специфическими  мерами помощи отдельным группам  населения, которые по объективным  причинам либо вообще не могут  трудиться, либо уровень их  трудоспособности значительно снижен. Для этих групп населения социальная  защита должна быть нацелена  на то, чтобы размеры пенсий, пособий,  стипендий не были ниже размера  прожиточного минимума, своевременно  пересматривались или индексировались.  Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества. Основные элементы механизма социальной защиты населения:

      1. минимальный потребительский бюджет (МПБ);

      2. минимальная заработная плата;

      3. индексация доходов населения;

      4. государственное регулирование  цен;

      5. минимальные пенсии, стипендии,  пособия по безработице;

      6. минимальные социальные пособия, в том числе в виде натуральных выдач и льготного предоставления социальных услуг.

       В комплексе все эти меры  могут обеспечивать минимальный  гарантированный уровень потребления  товаров и услуг.

       Основой построения системы социальной  защиты населения является прожиточный  минимум. Величина прожиточного  минимума непостоянна и изменяется  под влиянием факторов социально-экономического  развития общества.

       Денежная величина прожиточного  минимума — это стоимость набора  товаров и услуг, признанного  минимально необходимым для удовлетворения  потребностей в питании на  уровне физиологических минимальных  норм потребления, а также минимума  потребностей в одежде, обуви,  предметах хозяйственного и бытового  обихода, медикаментах, жилище, коммунальных  и бытовых услугах, транспорте, культуре.

       В нашей стране в 20-е гг. МПБ  рассчитывался ежегодно для учета  влияния роста цен на минимально  приемлемые размеры средств существования.  На основе ежегодно пересматриваемого  МПБ определялись минимальные  уровни оплаты труда. Однако  с конца 20-х гг. практика расчета  МПБ прекратилась на десятилетия;  лишь в 60-е гг. расчет МПБ  положен в основу обоснования  минимальной заработной платы  — 60 руб. Затем расчеты МПБ  проводились, но не использовались  государственными органами для принятия управленческих решений. В настоящее время в Беларуси в законодательном порядке устанавливается размер минимальной заработной платы, хотя логичнее — законодательное установление МПБ, который должен быть основой поддержания на необходимом уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий. Существующие низкие уровни перечисленных выплат одна из причин бедности определенной части населения. На основе оценки МПБ должен определяться размер минимальной заработной платы. В Беларуси с 1 августа 2011 года действует новый бюджет прожиточного минимума. Постановлением Совета Министров №1015 от 28 июля утверждены размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня текущего года в расчете на один месяц. Период действия этого социального норматива – с 1 августа по 31 октября 2011 года. Так, бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с августа составляет Br442 тыс. 360. Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере Br481 тыс. 920, пенсионеров – Br366 тыс. 790, детей в возрасте до 3 лет – Br348 тыс. 970, детей от 3 до 6 лет – Br448 тыс. 560, от 6 до 18 лет – Br475 тыс. 250, для детей-студентов – Br425 тыс. 980. Новый БПМ повысился на 28,9% к нормативу, который действовал с 1 мая по 31 июля 2011 года (Br343 тыс. 260).

       Существуют две точки зрения  по поводу того, что должна  включать в себя минимальная  заработная плата:

      1) обеспечивать потребности работника  и его семьи;

      2) обеспечивать потребности работника,  а для обеспечения неработающих  членов его семьи должны включаться  механизмы социальной защиты.

       МПБ — это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностей.

       МПБ должен использоваться:

      1) в качестве базы для адресной  социальной политики;

      2) для оценки материальных и  финансовых ресурсов, необходимых  для реализации текущих и перспективных  социальных программ, оказания целевой  натуральной помощи малообеспеченным  слоям населения;

      3) для обоснования размеров минимальной  заработной платы и пенсий  по старости;

      4) для использования в качестве  одного из критериев малообеспеченное, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти выплаты и помощь адресными.

       Минимальная заработная плата  и ее законодательное установление  главный инструмент социальной  защиты наемных работников на  рынке труда. Работодатель, независимо  от вида деятельности фирмы  и формы ее собственности, не  имеет права оплачивать труд  работника по ставке ниже минимальной  заработной платы. Но чтобы  минимальная заработная плата  выполняла свою функцию по  воспроизводству рабочей силы, ее  величина не должна быть меньше  величины минимального потребительского  бюджета; при несоблюдении этого  соотношения минимальная заработная  плата перестает выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчетную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в июне 2011 года составила 577 740 рублей. Часовая минимальная зарплата - 3 400 рублей.

       Индексация доходов населения  используется в качестве элемента  системы социальной защиты в  условиях существенной инфляции, которая ведет к обесцениванию  номинальной заработной платы,  пенсий старых назначений и  практически всех видов социальных  выплат, которые обычно фиксированы. Существуют различные способы защиты доходов населения от инфляции, и выбор конкретного из них базируется на анализе темпов инфляции, долгосрочном прогнозе социально-экономического развития страны. В практике индустриально развитых стран в различные периоды использовались следующие методы защиты фиксированных доходов населения:

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов