Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить денежные доходы населения и их место в системе финансовых ресурсов государства, политику государственного регулирования доходов населения на 2011 – 2015 гг.

Задачи курсовой работы:

изучить доходы населения - формы и факторы, их определяющие;
изучить распределение доходов населения и проблема социального неравенства;
изучить политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Виды доходов населения и их источники 4

2. Измерение неравенства в распределении доходов 10

3. Государственное перераспределение доходов 13

3.1 Социальная справедливость в распределении доходов 13

3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий 16

Заключение 30

Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

свете.docx

— 74.72 Кб (Скачать документ)

      1) компенсация — это либо единовременная  выплата, либо фиксированное увеличение  размеров выплат за счет государственных  средств всем категориям населения  в одинаковом размере. Это может  быть увеличение размеров тарифных  ставок и должностных окладов  на одну и ту же сумму,  независимо от уровня квалификации  и должности, или увеличение  размеров пенсий всем получающим  их также на одинаковую сумму.  Таким образом, государство стремится компенсировать рост цен, но не пропорционально уровню фиксированных доходов, а исходя из минимального необходимого уровня потребления, в соответствии с которым и определяется размер компенсационных выплат. Существуют определенные негативные последствия использования компенсации. Это нарушение принципов материального стимулирования, заложенных в системы оплаты труда. Так как сумма компенсаций одинакова, в наибольшей степени выигрывают от нее малооплачиваемые неквалифицированные работники, тогда как высококвалифицированные сотрудники уже не ощущают существенного превышения своего заработка по сравнению с остальными категориями персонала.

      2) адаптация, которая касается  в основном пенсионного обеспечения  и предполагает увеличение пенсий  старых назначений в связи  с динамикой цен. Рост цен  со временем приводит к росту  заработной платы; поэтому пенсии, рассчитанные исходя из заработков 10-летней давности (а то и более)  несопоставимы с уровнями цен  и зарплат сегодняшнего дня.  Необходимость в адаптации пенсий  старых назначений возникает  обычно в условиях высокой инфляции, а размеры адаптационного увеличения пенсий зависят от темпов инфляции.

      3) индексация доходов для поддержания  покупательной способности денежных  доходов и сбережений граждан.  Индексация — это механизм  увязки Номинальных показателей  доходов с изменением индекса  цен в соответствии с заранее  установленной процедурой. В большинстве  случаев индексация осуществляется  в размерах меньших, чем увеличение  индекса цен. Государство при  этом покрывает только часть  потерь населения. Чем выше  уровень индексации доходов, тем  ярче будет выражен следующий  виток инфляции. Все это позволяет  сделать вывод, что с точки  зрения социальной защиты эффективнее  наличие низких темпов инфляции, чем борьба с ее последствиями  в социальной сфере.

       Государственное регулирование  цен в качестве элемента системы  социальной защиты обычно охватывает  товары и услуги, признанные в  обществе социально значимыми.  Круг этих товаров и услуг  обычно очень ограничен, так  как в условиях рыночной экономики цена увязывает спрос и предложение как результирующая величина. Именно государственное регулирование цен в сочетании с индексацией доходов населения являются своеобразным связующим звеном между натуральной минимальной «потребительской корзиной» и денежной величиной прожиточного минимума. Расчет всех остальных элементов социальной защиты населения (пенсий, стипендий, пособий) должен базироваться на величине минимального потребительского бюджета и увязываться с уровнем минимальной заработной платы.

     Важнейшими  задачами социальной политики Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

     Политика  государства в области доходов  будет направлена на:

    • повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
    • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

     Поступательный  рост заработной платы будет обеспечен  путем:

  • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

     В области пенсионного обеспечения  основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и  рост пенсионных выплат с учетом повышения  жизненных стандартов. Для этого  необходимы:

    • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
    • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
    • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
    • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

     Выполнение  поставленных задач будет содействовать  финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям  уровне.

     В условиях рыночных отношений в первую очередь будет оказываться поддержка  тем, кто в силу своего социально–экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или  находится в трудной жизненной  ситуации. Повысится доступность  социального обслуживания для нуждающихся  в социальных услугах пожилых  людей, ветеранов, инвалидов.

     Главными  задачами социальной защиты населения  являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности  социальной помощи, базирующейся на государственных  социальных гарантиях и стандартах.

     Повышение эффективности социальной поддержки  населения будет обеспечено путем:

    1. усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
    2. повышения адресности оказания социальной помощи;
    3. внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
    4. создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
    5. улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов–интернатов малой вместимости, домов–интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

     Намеченные  меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов  населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан. 

Заключение

 

     На  основании изученного материала  необходимо сделать следующие выводы:

    1. Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многом определяют уровень жизни. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.
    2. Минимальный потребительский бюджет — это стоимость материального обеспечения жизни человека продуктами питания, основными непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным нормам и нормативам. МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.
    3. Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы, пенсий и стипендий.
    4. Баланс денежных доходов и расходов населения относится к числу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями — с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивости денежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороны органов управления.

     По  оперативным данным, в январе-июне текущего года реальные располагаемые  денежные доходы населения Беларуси возросли на 9,9% по сравнению с январем-июнем 2010 года.

     Реальная  заработная плата работников Беларуси (без субъектов малого предпринимательства  негосударственной формы собственности) в январе-июне нынешнего года увеличилась  на 15,8% к уровню января-июня 2010-го. Реальная зарплата в июне текущего года возросла на 0,2% по сравнению с июнем прошлого года, этот показатель снизился по сравнению  с маем нынешнего года на 0,5%.

       Номинальная начисленная среднемесячная  заработная плата в январе-июне  текущего года составила Br1 млн. 564,5 тыс., что на 41,4% больше по сравнению  с январем-июнем минувшего года. Средний заработок в июне нынешнего  года выше на 44,1% по сравнению  с июнем 2010 года и на 8,1% - по  сравнению с маем 2011-го.

       Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе-июне этого года составили 83,1% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось 61,1% денежных доходов населения.

     В ближайший период важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для  достижения материального и социального  благополучия. Необходимо успешно выполнить Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.

Список  использованных источников

 

1. Базылев  Н.И., Базылева М.Н. Экономическая  теория: Учебное пособие / Н.И.  Базылев, М.Н. Базылева. Мн.: Книжный  Дом, 2005. 320 с.

2. Динамика  важнейших макроэкономических показателей  в сравнении со странами СНГ // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 9–13.

3. Доходы  населения и оплата труда, социальная  защита населения // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 23 – 27.

4. Макконнелл К., Бурш С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 1995, – 400 с.

5. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. М.:Новое знание, 2002. 462 с.

6. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. 400 с.

7. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. 415 с.

8. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. 224 с.

9. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 1997. 336 с.

10. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2001. 752 с.

11. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Мн.: Выш. шк., 2002. 366 с.

Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов