Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:10, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение.
Особенно важны отношения государства и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление реализации экономических функций государства, определяют экономические функции государства, определяют развитие общества и государственности.
Введение………………………………………………………….......3
Государственная собственность: понятие, виды, уровни……………....4
Сущность государственной собственности……………………………...5
3.Госсобственность в переходный период………………………………...12
4.Роль и значение государственной собственности в России…………...16
5.Тенденции и перспективы развития государственной собственности...19
Заключение……………………………………………………………..…..26 Список использованных источников………………………………......27
В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.
Установление
господства государственной собственности,
отождествлявшейся с
На
развитии государственной собственности
базировался процесс
Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.
Государственные
предприятия экономически не были заинтересованы
в использовании новых
В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.
Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.
Административные
органы безраздельно командовали колхозами,
определяли направление их производства,
формировали органы их управления.
Колхозная демократия носила формальный
характер. Колхоз был лишен права
распоряжаться своей
Отсутствие
подлинно хозяйского отношения к
производству так или иначе препятствует
его нормальному
Однако
можно выделить и положительные
моменты в преобладании государственной
собственности. Так, концентрация значительной
части фонда накопления в руках
государства позволила
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику?
На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.
При
определении сущности государственной
собственности необходимо учитывать
«потребности» государства в
лице его полномочных органов
для осуществления
Таким
образом, сущность государственной
собственности должна определяться
исходя из вышеназванных обстоятельств,
а остальная часть
В
экономике западных стран велико
значение государственной собственности.
В нее входят обычно некоторые
крупные промышленные предприятия,
банки, а также предприятия тех
отраслей, которые обслуживают
Такое
же значение государственной собственности
сейчас принимает и Россия.
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В
рекомендациях различных
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.
Преобладание
же государственной формы
Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.
Понятно,
что демонополизация
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем
не менее, одной из главных теоретических
и практических проблем явилось
разгосударствление, определение и
использование наиболее рациональных
путей, моделей приватизации.
Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:
1. На уровне всей федерации — федеральная собственность.
2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.
3.
Муниципальная собственность (
Роль
и значение государственной
собственности в
России
Собственность
- это отношения между людьми,
выражающие определенную форму присвоения
материальных благ, и в особенности
форму присвоения средств производства.
Они порождают целую гамму
отношений между ее участниками,
а также между ними и обществом
в лице государства. Социальная сущность
этих отношений и есть выражение
присущих данному обществу экономических
отношений собственности. Для более
полного представления о
Информация о работе Государственная собственность, её достоинства и недостатки