Государственная собственность, её достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение.
Особенно важны отношения государства и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление реализации экономических функций государства, определяют экономические функции государства, определяют развитие общества и государственности.

Содержание

Введение………………………………………………………….......3
Государственная собственность: понятие, виды, уровни……………....4
Сущность государственной собственности……………………………...5
3.Госсобственность в переходный период………………………………...12
4.Роль и значение государственной собственности в России…………...16
5.Тенденции и перспективы развития государственной собственности...19
Заключение……………………………………………………………..…..26 Список использованных источников………………………………......27

Работа состоит из  1 файл

экономика 2.docx

— 47.26 Кб (Скачать документ)

     В дальнейшем в СССР продолжался процесс  наращивания общественных средств  производства за счет накоплений. В  результате социальная структура собственности  на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

     Установление  господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для  решения крупнейших хозяйственных  задач.

     На  развитии государственной собственности  базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности  являлась основой относительного равенства  в распределении материальных и  духовных благ между членами общества.

     Вместе  с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.

     Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия  экономических стимулов к повышению  качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники  развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

     В результате эффективность народного  хозяйства, основанного на государственной  собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

     Аналогичные недостатки проявились и в колхозной  собственности.

     Административные  органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права  распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала  государству по установленным им ценам.

     Отсутствие  подлинно хозяйского отношения к  производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания  утверждают, хозяин всегда заинтересован  в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.

     Однако  можно выделить и положительные  моменты в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое  перевооружение народного хозяйства.

     Государственная собственность всегда выступает  одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы  собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении  предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

     Так какова же должна быть сущность государственной  собственности, страны в которой  стремятся построить рыночную экономику?

     На  мой взгляд, для определения сущности государственной собственности  достаточно определить функции вмешательства  государства, а также его монопольные  отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и  урбанизация, проблемы окружающей среды  и социальная защита населения и  др.

     При определении сущности государственной  собственности необходимо учитывать  «потребности» государства в  лице его полномочных органов  для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны  внешних и внутренних границ государства  необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет  основой для обороны.

     Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности  должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

     В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые  крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех  отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу —  грузовой транспорт, энергетика, связь  и т.д. Создание государственных  предприятий обусловлено отчасти  желанием ускорить научно-технический  прогресс. Вместе с тем государство  иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

     Такое же значение государственной собственности  сейчас принимает и Россия.  
 
 

Госсобственность  в переходный период

 
 

     Особенность отношений между субъектами и  объектами собственности на федеральном  уровне объясняются следующими обстоятельствами:

  • результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
  • федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
  • объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
  • реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

     Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

     Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

     В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве России,  и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

     Преобладание  же государственной формы собственности  в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

     Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике

     Важная  проблема в развитии государственной  собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

     Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

     Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

     В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

     В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

     Тем не менее, одной из главных теоретических  и практических проблем явилось  разгосударствление, определение и  использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.  
 

     Государственная собственность в  нашей стране существует на 3-х уровнях:

     1. На уровне всей федерации —  федеральная собственность. 

     2. На уровне субъектов федерации  (их 89). Каждый из них имеет свою  региональную собственность. 

     3. Муниципальная собственность (собственность  на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга  и Москвы, которые выступают как  субъекты федерации).  
 
 
 
 
 

Роль  и значение государственной  собственности в  России 

     Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности  форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму  отношений между ее участниками, а также между ними и обществом  в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение  присущих данному обществу экономических  отношений собственности. Для более  полного представления о собственности  следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Информация о работе Государственная собственность, её достоинства и недостатки