Государственная собственность, её достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение.
Особенно важны отношения государства и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление реализации экономических функций государства, определяют экономические функции государства, определяют развитие общества и государственности.

Содержание

Введение………………………………………………………….......3
Государственная собственность: понятие, виды, уровни……………....4
Сущность государственной собственности……………………………...5
3.Госсобственность в переходный период………………………………...12
4.Роль и значение государственной собственности в России…………...16
5.Тенденции и перспективы развития государственной собственности...19
Заключение……………………………………………………………..…..26 Список использованных источников………………………………......27

Работа состоит из  1 файл

экономика 2.docx

— 47.26 Кб (Скачать документ)

     Во-первых, собственность - это основа, фундамент  всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

     Во-вторых, от собственности зависит положение  определенных групп, классов, слоев  в обществе, возможности их доступа  к использованию всех факторов производства.

     В-третьих, собственность есть результат исторического  развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной  движущей силой этого изменения  является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая  машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

     В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической  системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

     В-пятых, переход от одних форм собственности  к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением  всего того, что отмирает, и усилением  того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В  то же время имеют место и революционные  пути смены форм собственности, когда  новые формы насильственно утверждают свое господство.

     Рассмотрение  системы отношений собственности  позволяет ответить на вопрос, в  чьих интересах осуществляется экономическая  деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно  говорить о системе отношений  индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах  какого-либо коллектива, то речь идет о  коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже  классовый интерес.

     В ходе  дискуссий по поводу усилий России и других республик бывшего  Советского Союза  преодолеть  существующие  в  них  экономические трудности  утвердилось  мнение  о необходимости  перехода от административно-командной  системы к рыночной системе свободной  конкуренции.  Рыночная экономика,  утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки,  Канаде и ряде других стран,  функционирует  эффективно  и сравнительно успешно  удовлетворяет потребности своих  граждан.  Поэтому рыночное хозяйство  и является альтернативой для  бывших  социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство  государства в управление экономикой и переход  основных  рычагов  государственного регулирования к  индивидуальной предпринимательской  инициативе.

     Итак, собственность в экономическом  смысле  - это реальные отношения  между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

     Собственность принадлежит к числу таких  понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы  человечества. Однако борьбой в теоретическом  плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

     В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений  собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой  будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности  их подлинное содержание, создать  достаточно широкий слой частных  собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

     Для успешного развития собственности  необходимо  выполнение многих  экономических  и социальных условий,  в частности  необходим пересмотр самого отношения  к собственности в новых экономических  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 

     Тенденции и перспективы  развития государственной  собственности 

     Любое государство структурирует отношения  собственности, исходя из соображений  экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При  этом основными подходами к решению  вопросов о приоритете тех или  иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений  собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам?

     Какова  возможная сфера распространения  государственной собственности  в экономике?

     Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий  к расширению индивидуальной и групповой  форм собственности, не означает, что  государственная собственность  будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить  на элементы.

     Прежде  всего, государственная собственность  наиболее адекватна для использования  неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно  народу. Примером могут служить невоспроизводимые  природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано  с большим риском для всего  населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической  системы, которая работает на население  непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет  необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

     Сюда  также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может  быть сохранена.

     В рекомендациях различных авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля государственной  собственности должна сократиться  до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве России, и  этот сектор требует адекватной ему  системы управления. По-видимому, все  госпредприятия могут быть разделены  на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование  и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки  этих сфер, при развитии государственной  формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных  профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать  научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

     Что касается развития государственной  собственности, то здесь, безусловно, широкие  возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные  предприятия, работавшие ранее в  рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную  форму собственности.

     В каких бы сферах ни развивалась государственная  собственность в экономике, ее главной  болезнью остается бюрократические  тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических  отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

     Так, принципиально важным для содержания государственной собственности  в условиях российской экономики  является вопрос о социально-экономическом  влиянии государства, являющегося  собственником.

     В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной  собственности и последствия  уже проделанных продвижений, следует  особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная  собственность должна сохранить  в перспективе весомую роль, при  этом нельзя забывать о проблемах  национальной безопасности, спешить  избавляться от прибыльных предприятий.

     Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный  сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

     В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной  собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить  в перспективе весомую роль. При  этом нельзя забывать о проблемах  национальной безопасности, спешить  избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной  собственности и собственности  работников, используя и такие  варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

     Еще одним направлением развития государственной  собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже  назрела и в ближайшее время  будет осуществлена. Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно  при соблюдении всех условий) земельных  участков, а также зданий, сооружений.

     Назревает и соответствующие изменения  в земельном и ином законодательстве. Тенденции и перспективы развития государственной собственности. Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам? Какова возможная сфера распространения государственной собственности в экономике?Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу.

     Примером  могут служить невоспроизводимые  природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано  с большим риском для всего  населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической  системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности. Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена. В рекомендациях различных авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов. Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование  и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки  этих сфер, при развитии государственной  формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных  профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать  научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы. Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности  оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические  системы.

     Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее  в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную  форму собственности. В каких  бы сферах ни развивалась государственная  собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

Информация о работе Государственная собственность, её достоинства и недостатки