Государственно-частное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:18, отчет по практике

Описание

Целями преддипломной практики являются: ознакомление с основными положениями Министерства, его структурой, задачами и функциями, с его финансово-хозяйственной деятельностью. А также ознакомление с работой Министерства, получение практических навыков работы с текущей документацией и основными финансовыми документами (справки, доклады, аналитические данные, прогнозы, программы и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН………………………………………………………………………4
1.1 Общие положения Министерства экономики РД…………………4
1.2 Правовое обеспечение Министерства экономики РД……………6
1.3 Нормативная документация Управления развития государственного комплекса……………………….……………..12
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ, ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………………….…15
2.1 Теоретическая база государственно-частного партнерства в России……………………………………………………………………..…….15
2.2 Правовой аспект функционирования государственно-частного партнерства …………………………………………………………………….18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ…………………………….…….22
3.1 Анализ развития государственно-частного партнерства в госсфере.....................................................................................................22
3.2 Тенденции и перспективы развития государственно-частного партнерства в РД……………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………30

Работа состоит из  1 файл

отчет по практике.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

Соответственно действующее  российское законодательство предлагает набор инструментов, которые можно  применять в проектах, реализуемых на основе ГЧП, это: Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны, концессии, Российская венчурная компания, ФЦП/ФАИП, региональные фонды развития, государственные корпорации (к примеру, Внешэкономбанк). Широкое применение инструментов ГЧП в России только подтверждает актуальность данного явления для российской экономики в существующих условиях и, следовательно, установления его легального определения.

Инвестиционный фонд Российской Федерации сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 25 октября 2007 г. № 701 «О некоторых  вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации» функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации.

Главная цель использования  средств Фонда – поддержка  приоритетных для государства и  регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

Инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку  за счет бюджетных ассигнований Фонда, должны отвечать приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации или  отдельных субъектов Российской Федерации, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, концепцией совершенствования региональной политики Российской Федерации и другими документами стратегического планирования.

Основополагающим  нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность ГЧП на территории РД является закон «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных  партнерствах»12

Закон, в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок и условия участия Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах путем заключения и исполнения от имени Республики Дагестан соглашений, в том числе концессионных.

Целями участия  Республики Дагестан в государственно-частных  партнерствах являются реализация социально значимых проектов в Республике Дагестан, привлечение частных инвестиций в экономику Республики Дагестан, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Дагестан, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Участие Республики Дагестан в государственно-частных  партнерствах основывается на принципах:

  1. законности;
  2. участия Республики Дагестан в отношениях, связанных с заключением и исполнением соглашений, в том числе концессионных, на равных началах с участниками этих отношений;
  3. отсутствия дискриминации участников конкурса, в том числе российских и иностранных физических и юридических лиц, на право заключения соглашений, в том числе концессионных;
  4. соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;
  5. добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений, в том числе концессионных.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В РОССИИ

3.1 Анализ развития  ГЧП в госсфере

Компания PricewaterhouseCoopers провела исследование деятельности по реализации проектов государственно-частных партнерств (ГЧП) в Европе. В отчете, озаглавленном «Государственно-частное партнерство: ожидания оправдываются», также приводятся рекомендации в отношении дальнейшей оптимизации процесса реализации проектов ГЧП.

Согласно результатам  исследования, проведенного в странах  – членах Европейского союза, а также  вступающих в ЕС государствах и странах-кандидатах, государственно-частное партнерство  все шире применяется для обеспечения  притока новых инвестиций в инфраструктуру.

В 2004 и 2005 годах  в мире было заключено свыше 200 сделок ГЧП на общую сумму около 52 млрд. долларов (42 млрд. евро), из которых 152 проекта  стоимостью 26 млрд. (21 млрд. евро) осуществлялись в Европе (при том, что с января 1994 года по сентябрь 2005 года стоимость проектов ГЧП в Европе составляла 120 млрд. долларов (100 млрд. евро).

Во многих странах  механизм ГЧП первоначально развивается  в секторе транспорта, а затем, после того как подтверждаются его  преимущества с точки зрения эффективности затрат как со стороны бизнеса, так и со стороны государства, распространяется на другие отрасли экономики, такие как образование, здравоохранение, энергетический комплекс, очистка воды и обработка отходов. В географическом отношении рынок ГЧП остается высококонцентрированным.

Несмотря на то, что есть основания предполагать, что концепция ГЧП все больше утверждается в странах Европы, достаточного уровня зрелости достиг рынок Великобритании и значительное количество проектов находится на стадии разработки в Испании, Португалии, Италии и Германии. К сожалению, распространение ГЧП в мировом масштабе происходит гораздо медленнее, чем надеялись многие участники рынка. Стивен Бергер, руководитель отдела по сопровождению сделок с капиталом российского отделения PricewaterhouseCoopers, прокомментировал ситуацию с использованием ГЧП в России следующим образом: «После утверждения Федерального закона «О концессионных соглашениях», российский рынок предлагает регулируемый механизм для развития ГЧП. Россия продемонстрировала поддержку концепции ГЧП, которая в сочетании с потребностью частного сектора в заключении долгосрочных контрактов с органами государственного управления и возможностью укрепляющейся российской финансовой системы предоставлять финансирование на более длительный срок, должна способствовать росту количества сделок с использованием механизма ГЧП в Российской Федерации.

Наиболее перспективными для развития ГЧП секторами экономики  являются транспорт и коммунальные услуги, а также, в меньшей степени, социальная инфраструктура. Инфраструктура транспорта требует больших инвестиций, при том, что дороги остаются приоритетом, а ГЧП обеспечивает идеальный механизм для быстрого улучшения их состояния при минимизации краткосрочного эффекта для бюджета. Коммунальным услугам, таким как водоснабжение, в последнее время уделялось очень мало внимания в силу отсутствия средств, а опыт частного сектора позволяет улучшить качество этих услуг за счет новых инвестиций и более высокой эффективности. В обоих секторах уже имеются примеры, демонстрирующие преимущества ГЧП в рамках выполняемых или уже реализованных проектов в России.

Наконец, сектор социальной инфраструктуры вызывает интерес  со стороны различных уровней  государственной власти. Высказывались  предложения в отношении участия частного сектора в строительстве и обслуживании спортивных сооружений, тюрем и школ, но конкретные договоры по ГЧП еще не подписаны. В таких странах, как Великобритания, Испания, Италия или Германия, социальная инфраструктура – это новая область для растущего применения ГЧП, и ожидается, что Россия последует этому примеру».

Использование ГЧП связано с возникновением ряда сложных вопросов, которые во многих случаях решаются в соответствии со спецификой конкретной страны и  проекта, и альтернативных вариантов.

В этой связи  исследование анализирует преимущества и проблемы, возникающие в связи  с применением модели ГЧП, рассматривает  области, где ее использование является оптимальным, и предлагает следующие  рекомендации по дальнейшему совершенствованию процесса ее реализации:

– детальное  рассмотрение и анализ всех возможных  моделей сотрудничества государственного и частного капитала в самом начале проекта;

– максимизация использования рефинансирования в  проектах ГЧП;

– работа по оптимизации и повышению контроля над сроками и затрата-

ми в рамках проектов ГЧП;

– создание единого  информационного центра в ЕС, где  бы собирался передовой опыт и  знания в области реализации проектов ГЧП;

– создание подобных центров знаний в каждой из стран, где реализуются проекты ГЧП;

– более плотное  сотрудничество данных центров с  конкретными проектами ГЧП в  плане обмена информацией и предоставления конкретных рекомендаций по процессу реализации;

– законодательные  изменения, направленные на устранение влияния вопросов, связанных с отражением в финансовой отчетности и на балансе проектов ГЧП, на решение частного капитала об участии в проектах.

Развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации  является одной из самых актуальных тем и в первую очередь в связи с тем, что ввиду существующих в современном законодательстве бюджетных ограничений осуществить финансирование всех необходимых инфраструктурных проектов за счет бюджетных средств невозможно. В настоящее время в действующем законодательстве отсутствуют достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности и повышения эффективности публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций — проекты государственно-частного партнерства13

Одним из наиболее успешных примеров реализации ГЧП на территории Республики Дагестан является сотрудничество с Инвестиционным фондом Российской Федерации по инвестиционному проекту  «Строительство завода «Анжи – Стекло».

На основе представленной оценки организационной схемы проекта  и инфраструктурных и других рисков, Правительством Республики Дагестан была подана заявка на финансирование строительства  объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, а также строительство завода «Анжи-Стекло» с использованием имеющейся сырьевой базы.  Данная заявка была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2009 года № 1285 и привлечено 1025 млн. рублей из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Также несколько инвестиционных проектов реализуются в рамках Федеральной  целевой программы «Юг России (20089 – 2013 годы)» включая строительство  санаторно-курортного комплекса «Новокаякент», строительство горнолыжного комплекса  «Чиндирчеро», строительство санаторно-курортного комплекса «Немецкая деревня «Порт-Петровск» и строительство туристско-рекреационного комплекса «Дарвагчай

Наиболее успешным из вышеуказанных проектов является инвестиционный проект «Строительство горнолыжного комплекса  «Чиндирчеро».  На сегодняшний день освоено порядка 250,0 млн. рублей частных средств инвестора.  Организованы постоянные и сезонные рабочие места, началось строительство второй очереди объектов размещения.

 

3.2 Тенденции и перспективы  развития ГЧП в РД

В рамках разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года предлагается создать Корпорацию развития Республики Дагестан на базе специальной проектной компании в форме акционерного общества с участием регионального бюджета и частного партнера с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных финансовых институтов.  Корпорация развития должна стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Республике Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов. 

Работа Корпорации развития Республики Дагестан будет осуществляться по нескольким направлениям: стратегическое развитие и формирование портфеля приоритетных проектов, привлечение инвестиций, инвестиционный маркетинг и другие.

Корпорацией развития Республики Дагестан на основе механизмов ГЧП  и при непосредственном участии  государства, будет создан специализированный институт развития – Инвестиционный фонд, с целью софинансирования приоритетных проектов развития Республики Дагестан.

 Также на Корпорацию  развития Республики Дагестан  будет возложена задача оперативного  управления создаваемых кластеров  включая промышленно-производственные, туристско-рекреационные, транспортно-логистические и портовые, агропромышленные и другие кластеры.

Но существуют определенного  рода препятствия для успешного развития ГЧП на территории Северного Кавказа. Большинство экспертов идентифицируют основные проблемы как нехватка потенциальных частных инвесторов, проблемы безопасности, нерешенные земельные и имущественные вопросы, сложности с обеспечением необходимой доли регионального софинансирования, малое число крупных инвестиционных проектов и невысокая информированность о возможностях ГЧП.

Возможными направлениями  более эффективного использования  различных инструментов ГЧП в  СКФО являются:

    1. максимальное участие в конкурсных процедурах распределения федеральных ресурсов, так как федеральная поддержка проекта ГЧП может быть ключевым фактором принятия решения для инвестора, а сам факт достойного участия позитивно работает на имидж региона и его руководителей;
    2. личное участие руководства региона в организации и продвижении проектов ГЧП, так как предлагаемый проект получает большее доверие потенциальных инвесторов и увеличиваются шансы на федеральную поддержку инициатив региона;
    3. активная передача объектов инфраструктуры в управление частным операторам, так как снижается нагрузка на бюджет и увеличиваются возможности внешнего финансирования, в то время как инфраструктурные объекты по-прежнему остаются в региональной собственности;
    4. объединение схожих инвестиционных проектов в один портфель (пул) проектов для обхождения ограничений на минимальный размер проекта и снижения себестоимости подготовки и продвижения проекта;
    5. информационная открытость и использование конкурсных процедур с четкими критериями;
    6. жесткий контроль реализации проектов ГЧП, включая создание системы регулярного мониторинга проектов ГЧП.

Информация о работе Государственно-частное партнерство