Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Поставленная цель решается через следующие задачи:
· определить понятие государственного предпринимательства;
· раскрыть возможные методы воздействия государства на рынок;
· изучить функции и значении государственного предпринимательства;
· рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства;
· в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно к Российской Федерации.
Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль государства в экономике
1.2 Понятие государственного предпринимательства
1.3 Роль государства в регулировании экономики
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Методы государственного воздействия на рынок
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы
Смешанные
компании. Они образуются в форме
акционерных обществ и
Смешанные
компании действуют в соответствии с законом
об акционерных обществах и являются юридическими
лицами, участвуя в хозяйственном обороте
на коммерческой основе наравне с частными
фирмами. Тем не менее они обычно пользуются
определенными привилегиями по сравнению
с частными фирмами, которые могут выражаться
в предоставлении государственных субсидий
и дотаций, льготном режиме получения
импортных лицензий, гарантированных
поставок сырья и полуфабрикатов с других
государственных предприятий по твердо
фиксированным ценам, гарантированном
рынке сбыта производимой продукции, экспортных
дотаций и т.д.
Собственный
капитал смешанных фирм складывается
из акционерного капитала, капитализированной
прибыли и эмиссионного дохода, если
из акции реализуются на фондовой
бирже. Государство и частные акционеры
получают доход от их деятельности в виде
дивидендов. Смешанные компании имеют
более широкие возможности, чем государственные
корпорации, пользоваться заемными средствами.
Хозяйственная
деятельность смешанных компаний осуществляется
на предпринимательской, коммерческой
основе. Однако для наиболее важных для
экономики страны компаний могут устанавливаться
планы, разрабатываемые их администрацией
совместно с соответствующими министерствами
и ведомствами. По сравнению с государственными
корпорациями они пользуются большей
хозяйственной самостоятельностью.
Проведенный
анализ показывает, что государственное
предпринимательство на Западе, вопреки
распространяемому иногда у нас
мнению о его нежизнеспособности,
играет важную экономическую и социальную
функцию. Отсюда следует, что и наше обновляющееся
общество, переходя к рынку, также не может
обойтись без государственной формы собственности
и хозяйствования. Вопрос может стоять
лишь о ее масштабах, сферах распространения,
экономических границах, одним словом
– о ликвидации монопольного положения
государства в хозяйственной системе.
1.2. Понятие государственного предпринимательства
В
обеспечении нормального
По
вопросам, в каких пропорциях
должно сочетаться
Вне
зависимости от господствующих
экономических доктрин никто
не снимал с национальных
В
любой экономической системе,
в том числе и рыночной
Как
бы там ни было, государство
всегда, во все времена и во
всех странах оказывало
1.3 Роль государства в регулировании экономики
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно
А. Смиту, рыночная система
способна к саморегулированию,
в основе которого лежит
При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К
числу проблем, которые не
Экономическая
практика подтвердила, что
Кроме
того, вне рыночного регулирования
находятся проблемы
Важный
этап в теоретическом
Развитие
рыночной экономики во второй
половине XX века выявило четко
обозначившуюся тенденцию расширения
масштабов деятельности государства и
усиления его роли в экономике. При этом
общепризнанно, что наибольшая экономическая
эффективность достигается в условиях
действия конкурентного рыночного механизма.
Цель государства в рыночной экономике
не корректировать рыночный механизм,
а создавать условия его свободного функционирования:
конкуренция должна обеспечиваться везде,
где возможно, регулирующее воздействие
государства - везде где необходимо.
Глава
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Методы государственного воздействия на рынок
Выполнение
сложных функций по регулированию
рыночных отношений может быть эффективным
в том случае, когда в руках
государства сосредоточены мощные
экономические рычаги управления, когда
оно само экономически сильно.
Государство
оказывает воздействие на рыночный
механизм через:
-
свои расходы;
-
налогообложение;
-
регулирование;
-
государственное предпринимательство.
Государственные
расходы состоят из государственных
закупок, трансфертных платежей.
Государственные
закупки представляют собой, как
правило, приобретение общественных товаров
(затраты на оборону, строительство
и содержание школ, автодорог, научных
центров и т.д.).
Трансфертные
платежи - это выплаты, перераспределяющие
налоговые доходы, полученные от всех
налогоплательщиков, определенным слоям
населения в виде пособий по безработице,
выплат в связи с инвалидностью
и т.д.
Нужно
заметить, что государственные закупки
вносят вклад в национальный доход и непосредственно
используют ресурсы, в то время как трансферты
не используют ресурсы и не связаны с производством.
Государственные закупки приводят к перераспределению
ресурсов от частного к общественному
потреблению товаров. Они дают возможность
гражданам пользоваться общественными
товарами.
Трансфертные
платежи имеют другое значение: они
меняют структуру производства товаров
индивидуального потребления. Суммы,
взятые в виде налогов у одних
слоев населения, выплачиваются другим.
Однако те, кому предназначаются трансферты,
тратят эти деньги на иные товары, чем
и достигается изменение структуры потребления.
Для оплаты
счетов за заказанную фирмам продукцию
и различные выплаты населению
государству нужно иметь деньги. Необходимые
для покрытия расходов суммы можно получить
в основном путем сбора налогов. Но чтобы
построить подводную лодку или проложить
автомагистраль, государству нужно приобрести
на деньги необходимые экономические
ресурсы: товары производственного назначения,
землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том,
как облагать себя налогами, люди в действительности
определяют, каким образом и в каком объеме
необходимые для общественных нужд ресурсы
будут изыматься из владения различных
семей, из предприятий и направляться
на цели производства государственных
товаров и услуг. Государство всегда облагает
налогами одних и выплачивает деньги другим.
В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались
власть имущими исключительно ради их
собственной выгоды.
Налогообложение
- важный инструмент государственной
политики. Налоги - основной источник бюджетных
средств. В государствах с рыночной
экономикой взимаются различные
виды налогов. Одни из них носят видимый
характер, например подоходный налог,
другие не столь очевидны, поскольку накладываются
на производителей сырьевых ресурсов
и воздействуют на домохозяйства косвенным
путем в виде более высоких цен на товары.
Налоги охватывают как домохозяйства,
так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают
значительные суммы (например, в США около
30 процентов всей стоимости производимых
товаров и услуг). Одна из основных проблем
- справедливость распределения налогового
бремени.