Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Поставленная цель решается через следующие задачи:
· определить понятие государственного предпринимательства;
· раскрыть возможные методы воздействия государства на рынок;
· изучить функции и значении государственного предпринимательства;
· рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства;
· в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно к Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль государства в экономике
1.2 Понятие государственного предпринимательства
1.3 Роль государства в регулировании экономики
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Методы государственного воздействия на рынок
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

гос предпринимательство.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Смешанные компании. Они образуются в форме  акционерных обществ и товариществ  с ограниченной ответственностью, акции  которой принадлежат государству  и частным вкладчикам.  

Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т.д.  

Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если из акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от их деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности, чем государственные корпорации, пользоваться заемными средствами.  

Хозяйственная деятельность смешанных компаний осуществляется на предпринимательской, коммерческой основе. Однако для наиболее важных для экономики страны компаний могут устанавливаться планы, разрабатываемые их администрацией совместно с соответствующими министерствами и ведомствами. По сравнению с государственными корпорациями они пользуются большей хозяйственной самостоятельностью.  

Проведенный анализ показывает, что государственное  предпринимательство на Западе, вопреки  распространяемому иногда у нас  мнению о его нежизнеспособности, играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к рынку, также не может обойтись без государственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос может стоять лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом – о ликвидации монопольного положения государства в хозяйственной системе. 
 

 1.2. Понятие государственного предпринимательства

 В  обеспечении нормального функционирования  любой современной экономической  системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

 По  вопросам, в каких пропорциях  должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы  границы и направления государственного  вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

 Вне  зависимости от господствующих  экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

 В  любой экономической системе,  в том числе и рыночной экономике,  государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

 Как  бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во  всех странах оказывало ключевое  влияние на функционирование  экономики, и вследствие этого,  на развитие общества в целом.  Таким образом государственное  регулирование является важной  частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.  
 

1.3 Роль  государства в регулировании  экономики

Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

 С  развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

 Согласно  А. Смиту, рыночная система  способна к саморегулированию,  в основе которого лежит личный  интерес, связанный со стремлением  к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

 При  этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

 К  числу проблем, которые не решает  рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

 Экономическая  практика подтвердила, что существуют  ситуации, так называемое фиаско  рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного  использования ресурсов. Фиаско  рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

 Кроме  того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости  и равенства. Рыночное распределение,  справедливое с точки зрения  законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

 Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

 Развитие  рыночной экономики во второй  половине XX века выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.  
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 
 

    2.1 Методы государственного воздействия на рынок

Выполнение  сложных функций по регулированию  рыночных отношений может быть эффективным  в том случае, когда в руках  государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.  

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:  

-       свои расходы;  

-       налогообложение;  

-       регулирование;  

-       государственное предпринимательство.  

Государственные расходы состоят из государственных  закупок, трансфертных платежей.  

Государственные закупки представляют собой, как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).  

Трансфертные  платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью  и т.д.  

Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.  

Трансфертные  платежи имеют другое значение: они  меняют структуру производства товаров  индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних  слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.  

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию  и различные выплаты населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.  

Налогообложение - важный инструмент государственной  политики. Налоги - основной источник бюджетных  средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов. Одни из них носят видимый  характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.  

Информация о работе Государственное предпринимательство