Государственное регулирование цен на примере отдельных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является воздействие государства на цены.
Предметом исследования выступает государственное регулирование цен в Беларуси и зарубежных странах.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования цен в Республике Беларусь и зарубежных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Цены в механизме функционирования экономики 6
1.1 Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы 6
Виды и структура цен 9
Государственное регулирование цен и его методы 13
ГЛАВА 2. Государственного регулирования цен в зарубежных странах 16
2.1 Государственное регулирование цен в России 16
2.2 Государственное регулирование цен в США 18
2.3 Государственное регулирование цен в Японии 19
ГЛАВА 3. Оценка ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь 21
3.2 Государственное регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги 25
ГЛАВА 4. Направление совершенствования государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран).docx

— 399.54 Кб (Скачать документ)

     Функция цены является внешним проявлением  ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить следующие функции цены.

    Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя. В этом качестве она выступает, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен, уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д. [4, с. 242].

     Учётная функция. Учетная функция определяется самой сущностью цены, т.е. являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции [5, с. 21].

    Регулирующая  функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса [4, 243].

     Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

     Распределительная функция. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

     • отраслями экономики;

     • различными формами собственности;

     • регионами страны;

     • фондом накопления и фондом потребления;

     • различными социальными группами населения.

     Функция цены как средства рационального  размещения производства.  Функция  цены как средства рационального  размещения производства проявляется  наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма  цен происходит перелив капиталов  в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли [5, с. 23-26].

     Являясь количественной категорией, цена формируется  под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно и  которые можно ранжировать по степени их детализации. К фактором первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов - внутренних (особые свойства товара, способ производства, организационный и технический уровни производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия на рынке, реклама) и внешних (политическая и экономическая ситуация в стране, обеспеченность основными ресурсами, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства). Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Непосредственно влияют на цены масштабы их государственного регулирования, которые определяются общим состоянием экономики. Регулирование цен в переходный период на целый ряд товаров и услуг Беларуси ограничивает свободу их установления предприятиями, оказывает сдерживающее влияние на рыночные факторы их формирования.

     Наличие и уровень конкуренции, существующей между производителями и потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. При этом зависимость между  уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции обратная, а для потребителей – имеет прямой характер. Нередко ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен.

     На  уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая  политика, которые определяются объемом  обращающейся денежной массы, количеством  и размерами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие  значительных тарифных и нетарифных ограничений может быть причиной высоких цен на внутреннем рынке.

     Взаимоотношения между предприятиями обслуживает  система взаимосвязанных и взаимозависимых  цен, уровень одних из которых  оказывает влияние на уровень  других. Взаимосвязь всех цен в  национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств  и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов  рыночной экономики [3, с. 28].  

     1.2  Виды и структура цен

     Виды  цен. Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям [6].

     По  сферам товарного  обслуживания:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
  • цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

     По  способу отражения  транспортных расходов:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции, границы), с учетом или без включения стоимости погрузки, расходы на остальной путь покрывает покупатель (например, франко-судно порт отправления ФОБ – поставщик оплачивает расходы до порта отправления, включая стоимость погрузки груза с причала на теплоход).
  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения (например, франко-судно порт назначения и страхование СИФ – поставщик оплачивает все расходы до порта назначения без выгрузки и страховку от риска гибели или порчи товара). Разновидность – франко-склад потребителя: поставщик оплачивает все транспортные расходы, включая пошлину.

     По  формам продаж:

  • контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
  • биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены.

     По  стадиям продажи:

  • цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар;
  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
  • цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

     По  степени регулирования:

  • жестко фиксированные;
  • регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством на продукты повышенного социального назначения);
  • свободные (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

     По  степени устойчивости во времени:

  • твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
  • подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
  • скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
  • с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

     В качестве базовой цены, ориентира  для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
  • справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.
  • цены прейскурантов и ценников [7, с. 93].

     Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

  • трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
  • мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т.е. цены отдельных стран – основных производителей товара) [8, с. 128].
     
     Структура цен. Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля, оптовая торговля – розничная торговля, розница – потребитель [9, с. 22].

     Соответственно  этим стадиям выделяют основные составляющие цены:

  1. оптовая цена предприятия (отпускная), состоит из себестоимости и прибыли предприятия;
  2. оптовая цена промышленности (торговли), включает кроме отпускной цены снабженческо-сбытовую наценку, т.е. цену на снабженческие и сбытовые услуги, возмещающую издержки сбыта и приносящую прибыль соответствующим организациям;
  3. розничная цена, включает торговую наценку на оптовую цену или, часто, торговую скидку с розничной цены (назначается в %, состоит из затрат и прибыли розничной торговли).

     В общем виде структура розничной  цены может быть представлена в виде таблицы.

     Таблица 1.1 – Структура  цен

     
Оптовая цена производителя Торговая  наценка оптовой торговли Торговая  наценка розничной торговли
издержки прибыль Издержки прибыль издержки прибыль

 
 

     Структура – удельный вес составляющих цены, выраженный в %, долях, единицах.

     P = ATC + ATP

     ATC = AVC + HFC

     AVC/P; AFC/P; ATP/P – Структура цены в долях на единицу.

     где, АТС – средние издержки;  АТР – удельная прибыль; AVC – удельные переменные издержки; HFC – удельные постоянные издержки

     Наличие, соотношение и число структурных  элементов конкретной цены зависит  от специфики производства и типа сбыта, конъюнктуры рынка, вида товара, числа торговых посредников и  т.д. Потребность в нескольких посредниках  возникает при реализации продуктов, производство которых локализовано в ограниченном числе пунктов, а  сфера потребления обширна. В  структуру цены в этом случае включается не одна торговая надбавка (сумма себестоимости  и прибыли торговой организации). Иногда в структуре цены вместо торговой надбавки к оптовой цене учитывается  торговая скидка с розничной цены, обе они назначаются в процентах, но к разным основаниям.

     Для посреднического звена схема  цены продажи имеет вид: 

     Таблица 1.2 – Схема цены

     
Цена покупки (учетная) Цена контрактная
Транспортные  и др. расходы до оприходования  товара на собственном складе
Затраты Расходы, связанные  с товаром (транспорт, склад)
Общехозяйственные (аренда, зарплата и т.д.)
Налоги (НДС, ЕСН, имущественные)
 
Прибыль
Платежи в бюджет из прибыли (налог на прибыль, штрафы)
На  другие цели (покрытие убытков)
Свободный остаток (на дивиденды, образование  фондов)

 
 

     Большая часть промышленной продукции реализуется  по оптовым ценам предприятий, которые  обусловливают тот или иной уровень  прибыли и рентабельности. Издержки производства включают, как правило, сырье, основные и вспомогательные  материалы, топливо, энергию, амортизацию, зарплату и образуют основную долю в структуре цен. Структура затрат в отдельных отраслях промышленности неодинакова. Она отражает специфические  особенности производства (материалоемкость, например, легкая, пищевая промышленность; трудоемкость – целлюлозно-бумажная промышленность), а также техническую  оснащенность и долговременные тенденции (рост доли затрат на амортизацию в  связи с НТП).

     Значительная  доля в структуре цены принадлежит  транспортным затратам и издержкам  хранения (в т.ч. поддержания запасов), которые в зависимости от особенностей товара и рыночной ситуации включаются в издержки производителя или торговца. Если таких товаров несколько, затраты распределяются пропорционально с учетом объема товара, особенностей погрузки и т. п.

     Значительный  вес в структуре цены занимают налоги. Они назначаются в процентах  на разницу между ценой продажи  и ценой покупки (НДС), валовую  выручку за вычетом НДС (налог  на пользователя автодорог, в жилищный фонд), прибыль (налог на прибыль). Налоги подразделяются на обязательные федеральные (налог на прибыль, НДС, акциз, подоходный налог), республиканские, местные (на имущество граждан, плата за землю, регистрационный сбор). Существует перечень местных налогов, дополнительно устанавливаемых органами власти, например, в Москве это торговый сбор, налог на доход от рекламы, налог с производителей, использующих символику Москвы. Кроме этого, существует условное деление налогов на затратообразующие (плата за землю, в дорожный фонд и другие входящие в себестоимость) и ценообразующие (НДС, акциз). Большинство из них направлено на повышение цены и лишь некоторые ограничивают уровень цены. Например, ставка налога на прибыль зависит от уровня прибыли, а также от вида деятельности: производство или посредничество.

     Кроме перечисленных составляющих в структуре  цены можно выделить издержки на упаковку; весовые надбавки и скидки; ценовые  скидки [10, с. 128]. 

    1.3 Государственное регулирование цен и его методы

     Воздействие государства на процессы ценообразования  стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической  политики развитых стран. Под государственным регулированием цен понимают комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами и направленных на сохранение ими изменения существующих уровней, соотношений, структуры, динамики и паритета цен на отдельные товары, а также поддержание государством посредством проведения соответствующей ценовой политики такого уровня потребления различными слоями и группами населения, который не ведет к возникновению возможных социальных противоречий [11, с. 158].

    Степень государственного регулирования цен  изменяется в зависимости от состояния  экономики. Оно усиливается в  периоды возрастания инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной  перестройки экономики. В странах  с динамичной, сбалансированной и  развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.

    Цели  государственного регулирования  цен заключаются в следующем:

  1. Не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
  2. Способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
  3. Обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

 4. Достигнуть определенных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости         [7, с. 15].

    Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого  методов регулирования. К косвенному регулированию цен, как правило, относятся принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, государственные закупки на основе тендеров, регулирование денежного оборота и кредита, установление норм амортизации и учетной ставки, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности [11, с. 170]. Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с прямым их регулированием.

    Прямое  регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен». Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая показана на рисунке 1.1. Данная политика используется в монополизированных отраслях (электроэнергетики, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Установление максимальных цен формирует так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведет к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0).  

                                          Цена                                Предложение

                                                      P0

                                                                 

                                                     P1                                                    «Ценовой потолок» 

                                                                                            Спрос

                                                    0     Q1    Q0    Q2                 Количество

    Рисунок 1.1 – Политика «ценового  потолка»

               Источник: [3]

     Политика  «ценового пола», которая показана на рисунке 1.2, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. При установлении минимальных цен формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики «ценового пола» тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2) [3, с. 41].

  
 
 

                                          Цена                                              Предложение

                                              P1                                                                  

                                                          

                                                                   P0                                                «Ценовой пол»     

                                                                                               Спрос

                                                  0          Q1      Q0    Q2                Количество

    Рисунок 1.2 – Политика «ценового  пола»

     Источник: [3] 

       Политика «коридора  цен» представлена на рисунке 1.3. Данная политика  заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний (верхний предел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обеспечивая минимальный доход и не допускающий разорения) [3, с. 42].

                                   

                                                                                     Предложение

                                       Цена

                                                      P2                                                   

                                             P0                                      «Ценовой коридор»             

     

                                             P1                                     Cпрос

                                                                                 

                                                0       Q1      Q0      Q2                   Количество

    Рисунок 1.3 – Политика «ценового  коридора»

     Источник: [3] 

    К прямым методам государственного регулирования, используемым в современной практике ценообразования, также относят:

  1. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги;
  2. Замораживание цен, используемое как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций;
  3. Установление предельного уровня рентабельности;
  4. Декларирование цен;
  5. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции [11, с. 169].
 
     

Информация о работе Государственное регулирование цен на примере отдельных стран