Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Объектом данного исследования является воздействие государства на цены.
Предметом исследования выступает государственное регулирование цен в Беларуси и зарубежных странах.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования цен в Республике Беларусь и зарубежных странах.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Цены в механизме функционирования экономики 6
1.1 Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы 6
Виды и структура цен 9
Государственное регулирование цен и его методы 13
ГЛАВА 2. Государственного регулирования цен в зарубежных странах 16
2.1 Государственное регулирование цен в России 16
2.2 Государственное регулирование цен в США 18
2.3 Государственное регулирование цен в Японии 19
ГЛАВА 3. Оценка ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь 21
3.2 Государственное регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги 25
ГЛАВА 4. Направление совершенствования государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить следующие функции цены.
Измерительная
функция. Цена обслуживает оборот по
реализации товаров и тем самым обслуживает
экономические интересы всех относительно
самостоятельных участников товарного
оборота: производителя-посредника-
Учётная функция. Учетная функция определяется самой сущностью цены, т.е. являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции [5, с. 21].
Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса [4, 243].
Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.
Распределительная функция. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
• отраслями экономики;
• различными формами собственности;
• регионами страны;
• фондом накопления и фондом потребления;
• различными социальными группами населения.
Функция
цены как средства рационального
размещения производства. Функция
цены как средства рационального
размещения производства проявляется
наиболее полно в условиях рыночной
экономики. С помощью механизма
цен происходит перелив капиталов
в секторы экономики и
Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно и которые можно ранжировать по степени их детализации. К фактором первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов - внутренних (особые свойства товара, способ производства, организационный и технический уровни производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия на рынке, реклама) и внешних (политическая и экономическая ситуация в стране, обеспеченность основными ресурсами, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства). Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Непосредственно влияют на цены масштабы их государственного регулирования, которые определяются общим состоянием экономики. Регулирование цен в переходный период на целый ряд товаров и услуг Беларуси ограничивает свободу их установления предприятиями, оказывает сдерживающее влияние на рыночные факторы их формирования.
Наличие
и уровень конкуренции, существующей
между производителями и
На
уровень и динамику цен влияют
денежная, налоговая и
Взаимоотношения
между предприятиями
1.2 Виды и структура цен
Виды цен. Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям [6].
По сферам товарного обслуживания:
По способу отражения транспортных расходов:
По формам продаж:
По стадиям продажи:
По степени регулирования:
По степени устойчивости во времени:
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
Структура
цен. Обычный массовый товар проходит
три стадии товародвижения: предприятие
– оптовая торговля, оптовая торговля
– розничная торговля, розница – потребитель
[9, с. 22].
Соответственно этим стадиям выделяют основные составляющие цены:
В общем виде структура розничной цены может быть представлена в виде таблицы. Таблица 1.1 – Структура цен
Структура – удельный вес составляющих цены, выраженный в %, долях, единицах. P = ATC + ATP ATC = AVC + HFC AVC/P; AFC/P; ATP/P – Структура цены в долях на единицу. где, АТС – средние издержки; АТР – удельная прибыль; AVC – удельные переменные издержки; HFC – удельные постоянные издержки Наличие,
соотношение и число Для
посреднического звена схема
цены продажи имеет вид: Таблица 1.2 – Схема цены
Большая часть промышленной продукции реализуется по оптовым ценам предприятий, которые обусловливают тот или иной уровень прибыли и рентабельности. Издержки производства включают, как правило, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, амортизацию, зарплату и образуют основную долю в структуре цен. Структура затрат в отдельных отраслях промышленности неодинакова. Она отражает специфические особенности производства (материалоемкость, например, легкая, пищевая промышленность; трудоемкость – целлюлозно-бумажная промышленность), а также техническую оснащенность и долговременные тенденции (рост доли затрат на амортизацию в связи с НТП). Значительная доля в структуре цены принадлежит транспортным затратам и издержкам хранения (в т.ч. поддержания запасов), которые в зависимости от особенностей товара и рыночной ситуации включаются в издержки производителя или торговца. Если таких товаров несколько, затраты распределяются пропорционально с учетом объема товара, особенностей погрузки и т. п. Значительный вес в структуре цены занимают налоги. Они назначаются в процентах на разницу между ценой продажи и ценой покупки (НДС), валовую выручку за вычетом НДС (налог на пользователя автодорог, в жилищный фонд), прибыль (налог на прибыль). Налоги подразделяются на обязательные федеральные (налог на прибыль, НДС, акциз, подоходный налог), республиканские, местные (на имущество граждан, плата за землю, регистрационный сбор). Существует перечень местных налогов, дополнительно устанавливаемых органами власти, например, в Москве это торговый сбор, налог на доход от рекламы, налог с производителей, использующих символику Москвы. Кроме этого, существует условное деление налогов на затратообразующие (плата за землю, в дорожный фонд и другие входящие в себестоимость) и ценообразующие (НДС, акциз). Большинство из них направлено на повышение цены и лишь некоторые ограничивают уровень цены. Например, ставка налога на прибыль зависит от уровня прибыли, а также от вида деятельности: производство или посредничество. Кроме
перечисленных составляющих в структуре
цены можно выделить издержки на упаковку;
весовые надбавки и скидки; ценовые
скидки [10, с. 128]. 1.3 Государственное регулирование цен и его методы Воздействие
государства на процессы ценообразования
стало одним из важных и систематически
применяемых методов Степень
государственного регулирования цен
изменяется в зависимости от состояния
экономики. Оно усиливается в
периоды возрастания инфляции, роста
дефицитности отдельных продуктов,
при необходимости быстрой Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
4. Достигнуть определенных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости [7, с. 15]. Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого методов регулирования. К косвенному регулированию цен, как правило, относятся принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, государственные закупки на основе тендеров, регулирование денежного оборота и кредита, установление норм амортизации и учетной ставки, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности [11, с. 170]. Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с прямым их регулированием. Прямое
регулирование цен осуществляется в
основном тремя способами: путем установления
«ценового потолка» (максимальных цен),
«ценового пола» (минимальных цен) и «коридора
цен». Наибольшее распространение получила
политика «ценового
потолка», которая показана на рисунке
1.1. Данная политика используется в монополизированных
отраслях (электроэнергетики, нефтегазовой
промышленности, транспорте, коммунальном
хозяйстве), в кризисных ситуациях (во
время войны, послевоенного периода), при
установлении цен на социально значимую
продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты
и т.п.). Установление максимальных цен
формирует так называемый рынок продавца,
диктующего свои условия покупателям,
ведет к образованию дефицита продукции
на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления
на таком рынке оказывается ниже того
уровня, который был бы в условиях равновесия
(Q1 < Q0).
Цена 0 Q1 Q0 Q2 Количество Рисунок 1.1 – Политика «ценового потолка» Источник: [3] Политика «ценового пола», которая показана на рисунке 1.2, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. При установлении минимальных цен формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики «ценового пола» тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2) [3, с. 41]. Цена Предложение
P1 Рисунок 1.2 – Политика «ценового пола» Источник:
[3] Политика «коридора цен» представлена на рисунке 1.3. Данная политика заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний (верхний предел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обеспечивая минимальный доход и не допускающий разорения) [3, с. 42].
Цена
P0
0 Q1 Q0 Q2 Количество Рисунок 1.3 – Политика «ценового коридора» Источник:
[3] К прямым методам государственного регулирования, используемым в современной практике ценообразования, также относят:
|
Информация о работе Государственное регулирование цен на примере отдельных стран