Государственное регулирование цен на примере отдельных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является воздействие государства на цены.
Предметом исследования выступает государственное регулирование цен в Беларуси и зарубежных странах.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования цен в Республике Беларусь и зарубежных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Цены в механизме функционирования экономики 6
1.1 Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы 6
Виды и структура цен 9
Государственное регулирование цен и его методы 13
ГЛАВА 2. Государственного регулирования цен в зарубежных странах 16
2.1 Государственное регулирование цен в России 16
2.2 Государственное регулирование цен в США 18
2.3 Государственное регулирование цен в Японии 19
ГЛАВА 3. Оценка ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь 21
3.2 Государственное регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги 25
ГЛАВА 4. Направление совершенствования государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование цен (на примере отдельных стран).docx

— 399.54 Кб (Скачать документ)

      Источник: [21] 

    Так если в 2008 г. кофе натуральное растворимое  стоило 71890 белорусских рублей, то в 2010 г. его цена уже составила 101450 белорусских рублей, чая черного  – 33107 и 47078 белорусских рублей, сосисок  высшего сорта – 9604 и 13715 белорусских  рублей, колбасы полукопченой – 20900 и 25276 белорусских рублей, сыра твердого – 13985 и 18800 белорусских рублей, масла сливочного – 12161 и 19047 белорусских рублей соответственно.

    Таким образом, цена на кофе в 2010 году по сравнению  с 2008 увеличилась на 41%, чай черный – на 42%, сосиски высшего сорта  – на 42%, масла сливочного – на 56%, сыра плавленого – на 59%, рыбы соленой  – на 50%.

    Средние цены на товары, которые а меньшей степени регулируются государством представлены в таблице 3.2

    Таблица 3.2 – Средние цены на социально значимые продовольственные товары

     
Социально значимые товары
  2008 2009 2010
Хлеб  ржано-пшеничный 1449 1597 1864
Мука  пшеничная высшего сорта 1846 1903 1910
Говядина  первой категории 10257 10955 13628
Свинина кроме бескостного мяса 9704 10014 11707
Молоко, за литр 1326 1447 1679
Сметана 5978 6323 7323
Кефир, за литр 858 959 1178
Творог 7172 7937 9069
Овощи натуральные консервированные для  детского питания 5788 6800 7983
Сахар 1987 2203 2843
Картофель 735 984 1560
Лук репчатый 1242 1229 2154
Яблоки 2711 2365 3617

    Источник  [21]

    Цены  на социально значимые товары в 2008-2010 гг. не росли такими темпами. Так  в 2010 г. средняя цена хлеба ржано-пшеничного увеличилась по сравнению с 2008 г. на 28%, муки пшеничной высшего сорта  – на 3%, свинины – на 20%, сметаны  – на 22%,  творога и молока – на 26%.

    По  представленным данным видно, что цены на товары, которые не регулировались государством, в 2008-2010 гг.  увеличивались  значительно больше, чем цены на социально значимые товары.

    В нынешнем году резкий рост цен привел к изменению структуры потребительской корзины людей. Цены росли неравномерно, реальные доходы населения снижались, потребительские предпочтения менялись. Все это привело к изменению структуры потребительской корзины, соответственно, каждая семья ощутила по-своему уровень инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    Проблемы  государственного регулирования цен  в Республике Беларусь отличаются исключительной сложностью, так как они являются наиболее актуальными в современной  экономике страны.

            Одной из проблем  государственного регулирования цен  на современном этапе является постоянное увеличение инфляции. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья. Для удержания инфляции в социально и экономически приемлемых рамках необходима выработка целого пакета взаимоувязанных мер по адаптации государственных и иных институтов и структур к регулированию инфляционных процессов. Конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат [22, с.159]. Ее действенность испытали на себе сотни тысяч пользователей мобильной связи в республике. Но к такому же результату конкуренция приведет в любой сфере деятельности. Так, может быть, для сдерживания роста цен в нашей стране акцент следует сделать не на регулировании цен, а на создании условий для усиления добросовестной конкуренции? Конкуренция заставит предприятия улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер [23].

    Согласно  приложению А, регулирование потребительских цен – забота не только органов ценового контроля; в современной Беларуси факторы роста цен лежат за пределами их компетенции. Только совместными усилиями всех заинтересованных ведомств, имеющих опосредованную причастность к уровню и динамике потребительских цен, можно стабилизировать динамику потребительских цен и их уровень [24].

    Еще одной проблемой государственного регулирования цен является жесткое регулирование цен на социально значимую продукцию. Правительства многих стран контролируют стоимость хлеба, молока, общественного транспорта, жилья и энергии во имя «общественного благосостояния» и «социальной справедливости». Считается, что государство лучше знает, что такое «справедливые цены» и «экономически обоснованные издержки». В период либерализации экономики и построения рынков у власти возникает особое желание административного регулирования цен и торможения реформ на некий эволюционный переходный период, в течение которого потребители и производители будут готовиться к реальному освобождению цен на рынках товаров, услуг, труда и капитала. Именно такая концепция постепенных реформ возобладала в Беларуси и имеет своим следствием высокие не только экономические, но и социальные издержки.

    Прямым  следствием государственного регулирования  цен на рынке товаров, услуг, денег  и рабочей силы является дефицит  товаров/услуг. Как только государство  перестает вмешиваться в процесс  ценообразования между продавцами и покупателями, дефицит исчезает. Нет оснований считать, что созданная  правительством Беларуси централизованная модель тотального государственного регулирования  успешнее, устойчивее и эффективнее, чем свободный рынок. Поэтому  совершенствование ценообразования  может осуществляться в Беларуси путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и  прозрачности с акцентом на использование  преимущественно свободных цен [25].

     Важнейшими  принципами ценового регулирования должны стать: осуществление действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение оптимального соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплаты труда, а также межотраслевых ценовых пропорций [20, с. 229].

       Государственное регулирование  ценообразования в области внешнеторговой  деятельности должно отвечать  целям обеспечения национальной  безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической  сфере, стимулирования развития  национальной экономики, обеспечения  благоприятных условий для внешнеторговой  деятельности, охраны здоровья населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В настоящее время цена является неотъемлемым элементом государственного регулирования  экономики.

      Государственное регулирование  цен представляет собой деятельность  страны, направленную на установление  и сохранение такого уровня  цен, который обеспечивал бы  рентабельную деятельность субъектов  хозяйствования, паритет цен разных  отраслей, реальность заработной  платы, стойкость валюты и другие  экономические параметры в стране. Общепризнанными считаются два  основных метода государственного  регулирования цен, к которым  относятся прямое  (установление  фиксированных цен, предельных  цен) и косвенное (антимонопольное  законодательство, поддержка малого  предпринимательства, разгосударствление  и приватизация и др.) регулирование [20, с. 227].

     Исследуя  методы и формы государственного регулирования цен в международной  практике, стало очевидно многообразие способов воздействия на ценообразование  в каждой отдельно рассмотренной  стране.

     Главная цель государственного ценового регулирования, состоит в поддержании баланса  спроса и предложения, потребления  и накопления, товарной и денежной массы.

     При этом влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

     Чтобы понять глобальные задачи перспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибко реагирующая  на конъюнктуру рынка и эффективно взаимодействующая на производство и потребление система цен, позволяющая  стимулировать и контролировать развитие прогрессивной структуры  промышленности. А в этом без долгосрочного  планирования, прогнозирования и  государственного регулирования не обойтись.

     Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования  цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из них.

     В настоящее время зарубежные страны используют для защиты своих внутренних рынков развитое законодательство, которое  предусматривает множество видов  различных мер в этих целях. Например:

  1. Замораживание, т. е. установление постоянства цен;
  2. Установление фиксированных цен и тарифов;
  3. Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься;
  4. Установление предельного уровня рентабельности;
  5. Декларирование повышения цен;
  6. контроль над соблюдением антимонопольного законодательства;
  7. отслеживание уровня и динамики цен на товары;
  8. поддержание спроса на необходимом уровне;
  9. изучение тенденций спроса и предложения;
  10. контроль над соблюдением регулируемых цен;
  11. сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен и т.п.

    В заключении следует отметить, что  в политике международного ценообразования  государству принадлежат важные функции. Таким образом, государственное  регулирование международных цен, необходимо для поддержания баланса  спроса и предложения, а также  для потребления и накопления, товарной и денежной массы. Таким  образом, государственное регулирование  цен носит антикризисный и  антиинфляционный характер. Государство выступает в лице самого крупного закупщика продуктов. Оно устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, например, хлеб, молочную и мясную продукцию, а также на молочные смеси, мясные консервы для детского питания, картофель и плодоовощную продукцию. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения (электроэнергию, газ, медикаменты и т.п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
     

  1. Понятие и  сущности цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ubsjournal.com/2009-04-04-15-33-09/435-price. – Дата доступа: 22.10.2011
  2. Экономическая теория./ Под ред.: Носовой С.С.- М.: Вита-Пресс, 1998. 307с.
  3. Ценообразование: Учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303 с.
  4. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Е. Есипова – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
  5. Ценообразование: учебник / И.К. Салижманов. – М.: КНОРУС, 2007. – 304с.
  6. Виды цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/refer/141_8859.php. -- Дата  доступа: 27.11.2011
  7. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. – 4-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. 304 с.
  8. Данченок Л.А. Маркетинговое ценообразование / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 307 с.
  9. Цены и ценообразование. Конспект лекций.  Абакумова О.Г. М.: Приор-издат, 2007. — 192 с.
  10. Ценообразование. 2-е изд: учеб. пособие / Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. / М.: Издательский дом "Дашков и К", 256 с.
  11. Ценообразование: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 256 с.
  12. Государственное регулирование цен, тарифов и доходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://student.zoomru.ru/ecoteo/gosudarstvennoe-regulirovanie-cen-tarifov-i/9481.96008.s3.html. -- Дата доступа: 27.11.2011
  13. Структура розничных цен на отдельные виды товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/price/#. – Дата доступа: 27.11.2011
  14. Куликов А. Л. / Шпаргалка по ценам и ценообразованию : учеб. пособие.— М.: ТК Велби, 2005. —40 с.
  15. В.В. Власов  ЯПОНИЯ:  Производственная инфраструктура / В.В. Власов. – М.: Наука, 1991. – 182 с.
  16. Государственное регулирование цен в зарубежных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studatf.com/408-200905.html. -- Дата доступа: 27.11.2011
  17. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№37. -2/30).
  18. Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. -2004. -№10. -С.17-19.
  19. Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№2. -С.54-58.
  20. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  21. Республика Беларусь 2011: стат. сборник. – Минск, 2011. – 634 с.
  22. Прыгун И.В. Государственное регулирование цен в белорусской модели социально-экономического развития. – Минск: З. Колас, 2007. с.222
  23. Цены и ценообразование [Электронный ресурс]. – 2007 г. – Режим доступа: http://www.costinfo.ru/cost-structure/structure. php. -- Дата доступа: 30.11.2011
  24. Некоторые аспекты совершенствования государственного регулирования потребительских цен в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступ: http://www.ipm.by/pdf/rakova-2988.pdf. – Дата доступа: 30.11.2011.
  25. Антикризисный план для Беларуси: пакет действий №1 и № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finance.tut.by. – Дата доступа: 30.11.2011

Информация о работе Государственное регулирование цен на примере отдельных стран