Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Объектом данного исследования является воздействие государства на цены.
Предметом исследования выступает государственное регулирование цен в Беларуси и зарубежных странах.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного регулирования цен в Республике Беларусь и зарубежных странах.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Цены в механизме функционирования экономики 6
1.1 Экономическое содержание цены. Функции цен. Ценообразующие факторы 6
Виды и структура цен 9
Государственное регулирование цен и его методы 13
ГЛАВА 2. Государственного регулирования цен в зарубежных странах 16
2.1 Государственное регулирование цен в России 16
2.2 Государственное регулирование цен в США 18
2.3 Государственное регулирование цен в Японии 19
ГЛАВА 3. Оценка ценового регулирования в Республике Беларусь 21
3.1 Государственное ценовое регулирование в Республике Беларусь 21
3.2 Государственное регулирование цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги 25
ГЛАВА 4. Направление совершенствования государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
отдельные
социально значимые товары (работы,
услуги), конкретный перечень которых
устанавливается Президентом
Конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и дополнениями.
Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения[18, c. 17].
В соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов) [17].
Методы
государственного регулирования ценообразования
носят избирательный характер и
применяются в зависимости от
конкретных условий, а также от видов
товаров (работ, услуг). При этом государственные
органы, осуществляющие регулирование
ценообразования, исходя из государственных
интересов и складывающейся социально-экономической
ситуации в республике в порядке,
установленном
1.Установление фиксированных цен.
Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:
на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);
водку белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);
лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);
драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;
перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;
коммунальные услуги населению [19, с. 54-55].
2.Установление предельных максимальных уровней цен (тарифов).
Одним из наиболее распространенных способов государственного регулирования, применяемых в практике отечественного ценообразования, является установление соответствующим органом, осуществляющим регулирование ценообразования, верхнего уровня (предела) цены (тарифа). При этом покупатель и продавец вправе договориться о приемлемом уровне цены (тарифа), но не выше установленного предела.
В настоящее время предельные уровни отпускных цен устанавливаются на отдельные социально значимые товары и услуги, оказываемые населению, а также на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках [19, c. 55].
3.Установление предельных минимальных уровней цен.
В настоящее время предельные минимальные цены устанавливаются на основные виды высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики, по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (прокат черных металлов, лесоматериалы, минеральные удобрения, лен и льноволокно, кожевенное сырье, молоко сухое цельное, казеин, сырье пушно-меховое и др.), а также на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (за исключением спирта и водки).
Минимальные
закупочные цены также устанавливаются
на основные виды продукции растениеводства
(рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые,
лен, рапс, сахарная свекла) и животноводства
(молоко, крупный рогатый скот и
свиньи), реализуемой для
4.Установление предельных уровней рентабельности.
Предельные уровни рентабельности по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (в редакции 30.10.2003).
Предельными
уровнями рентабельности ограничиваются
также формируемые субъектами хозяйствования
или регулируемые облисполкомами и
Минским горисполкомом
5.Установление предельных (фиксированных) надбавок (скидок).
Предельные (фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются, как правило, в сфере обращения. В соответствии с действующим Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (в редакции 6.08.2004), верхний предел надбавки в оптовом звене ограничен 20 %, в розничном – 30 % (с учетом оптовой надбавки). По отдельным социально значимым продовольственным товарам совокупный размер торговой надбавки ограничен 10–20 %. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции 28.02.2002) ограничен также размер оптовой и торговой надбавок, взимаемых при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
6.Декларированием цен называется регистрация в соответствующих органах ценообразования предельных уровней цен (тарифов).
Ценовое
регулирование путем
На
местах – в управлениях
7.Установление правил или условий определения и применения цен (тарифов).
В
настоящее время для всех субъектов
хозяйствования установлен единый порядок
формирования и применения цен и
тарифов на продукцию, товары, работы,
услуги. Особенности формирования и
применения цен и тарифов по видам
деятельности определены отраслевыми
положениями о порядке
Порядок
включения затрат в состав себестоимости
выпускаемых товаров или
В
заключение данного вопроса отметим,
что в целях стабилизации и
стимулирования развития экономики
республики процессы ценообразования
могут регулироваться путем принятия
законодательных, административных и
других мер.
3.2
Государственное регулирование цен и
тарифов на социально значимые товары
и услуги
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».
Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других [3, с. 46].
Одним из основных способов государственного регулирования цен является определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров. В 2008-2010 гг. в перечень социально значимых продовольственных товаров были включены семь групп продуктов питания:
Средние цены на социально значимые продовольственные представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Средние цены на товары, которые в меньшей степени регулируются государством
Некоторые виды продовольственных товаров | |||
2008 | 2009 | 2010 | |
Кофе натуральный растворимый | 71890 | 89990 | 101450 |
Чай черный | 33107 | 41841 | 47078 |
Сосиски высшего сорта | 9604 | 12674 | 13715 |
Колбаса полукопченая высшего сорта | 20900 | 22581 | 25276 |
Сыр твердый | 13985 | 14983 | 18800 |
Мороженое пломбир | 10322 | 11921 | 15074 |
Масло сливочное | 12161 | 13642 | 19047 |
Сыр плавленый | 9790 | 13154 | 15609 |
Консервы рыбные, за условную банку весом 350 г | 4333 | 5231 | 6272 |
Рыба соленая (скумбриевая) | 13303 | 18279 | 20045 |
Сало | 8522 | 12923 | 13788 |
Карамель с начинкой фруктово-ягодная | 5354 | 6337 | 7741 |
Печенье | 4623 | 6741 | 7384 |
Информация о работе Государственное регулирование цен на примере отдельных стран