Государственное регулирование инвестиционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение и полное освещение роли государства в регулировании инвестиционного процесса с ориентацией на инновационный путь развития экономики реального сектора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 1
Глава 1. Инвестиционный процесс: основные понятия
1.1 Понятие инвестиционного процесса…………………………………………………. 2
1.2 Системный подход к понятию инвестиционного процесса………………………. 5
1.3 Основные этапы реализации инвестиционного проекта…………………………. 7
Глава 2. Государственное регулирование: методы и основные формы воздействия
2.1 Методы и формы воздействия на инвестиционный процесс…………………….. 10
2.2 Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами…. 12
2.3 Регулирование иностранных инвестиций…………………………………………... 15
Глава 3. Инвестиционные процессы в России.
3.1 Государственное регулирование в России…………………………………………… 17
3.2 Основные проблемы государственного регулирования в России……………….... 21
Заключение……………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

содержание курсовой.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

     Проектный анализ - методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учётом их макро- и микроэкономических последствий.

     Проектный анализ осуществляется по таким важнейшим  направлениям:

Технический   Экономический   Организационный
               
        Анализ         
        инвестиционного проекта        
               
Социальный   Финансовый   Экологический
 

     Рис. 3. Виды проектного анализа

     Технический анализ - исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта.

     Экономический анализ - определение ценности инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам.

     Организационный анализ - выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инвестиционного проекта.

     Социальный  анализ - установление воздействия инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей.

     Финансовый  анализ - обоснование достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков.

     Экологический анализ - рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий.

     Только  такой, многосторонний и детальный  анализ создаёт предпосылки для  объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом.

     Разработка  проекта - осуществление научно-исследовательских разработок и конструкторско-технологических работ, подготовка необходимой документации и тендерных торгов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами, определение изготовителей и поставщиков продукции.

     Современные инвестиционные проекты становятся более сложными и ёмкими по затратам, отличаются своей направленностью на создание и освоение самых совершенных технологий, производство конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.

     При разработке инвестиционных проектов надо руководствоваться рядом правил, позволяющих учитывать действующие факторы и создавать реальную обоснованность проекта. К ним относятся:

  1. учёт результатов анализа рынка, финансового состояния подрядчика (субподрядчика), степени доверия к руководителям проекта;
  2. обязательное моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
  3. приведение предстоящих расходов и доходов к условиям их соразмерности по экономической ценности в начальном периоде;
  4. выявление неопределённости и рисков, связанных с осуществлением проекта;
  5. оценка инфляции, возможных задержек платежей и других факторов изменения стоимости вкладываемых средств.

     Реализация  проекта - выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей, производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта.

     Оценка  инвестиционных проектов может быть представлена наглядно следующим образом:

  Оценка  инвестиционных проектов  
     
Финансовая   Экономическая
           
Отчет о прибылях и убытках   данные  о     движении   денежных  средств Бухгалтерский баланс   материалы статистической отчётности методы  дисконтирования
             
коэффициенты  финансовой устойчивости и состоятельности   норма прибыли срок  окупаемости текущие затраты

     Рис.4. Критерии оценки инвестиционного проекта

     Глава 2. Государственное регулирование: методы и основные формы воздействия

     2.1 Методы и формы государственного воздействия на инвестиционный процесс

     Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс,

     Использование набора пассивных методов связано  с информированием участников воспроизводственной  деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Он включает также  обоснование перспектив социально-экономического развития страны,  определение степени инвестиционной активности, с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение Правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного  плана как его составной части.

     Методы  обоснования приоритетных направлений инвестирования и расчета бюджета развития:

  1. динамическая модель межотраслевого баланса.
  2. иные динамические и полудинамические модели развития экономики страны.
  3. система балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты:
    • баланс производства инвестиционных благ, в т.ч. баланс
    • строительного производства;
    • баланс оборудования;
    • спрос на инвестиционные блага;
    • баланс капиталовложений и расчета накоплений;
    • шахматная таблица инвестиций.

     Набор активных методов стимулирования инвестиций  связан с использованием действенных  рычагов воздействия государства  на экономические процессы, таких  как прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул и пр. для отдельных видов инвестиций..

     Основные направления  вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие:

     1. Создание благоприятных условий  для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет  о формировании благоприятной  инвестиционной среды, а также  с проведением выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, с защитой внутреннего и внешнего инвестора. Льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики.

     2. Прямое участие государства в  эффективных и значимых для  страны проектах. Разработка «бюджета развития» как части федерального бюджета страны. «Локомотивный» характер государственных инвестиций.

     3. Участие государства в создании  инфраструктурных объектов, как  основы эффективного частного  предпринимательства.

     Критерии оценки финансовой эффективности инвестиций:

    • текущая приведенная стоимость;
    • внутренняя норма рентабельности;
    • срок окупаемости.

         В практике принятия экономических решений  могут применяться и другие критерии эффективности инвестиций, но названные  выше приняты в качестве основных.

Основные  формы регулирования инвестиционных процессов наглядно представлены на рисунке.

Регулирование финансовых инвестиций Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства   Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
         
Регулирование сфер и объектов инвестирования Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности   Регулирование участия инвесторов в приватизации
     
Экспертиза инвестиционных проектов   Проведение  эффективной амортизационной политики   Льготное кредитование   Защита инвестиций   Предоставление финансовой помощи

     Рис. 5 Формы государственного регулирования  инвестиционной деятельности. 
 

     2.2 Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами.

     Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

     Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы:

    • Макроэкономические;
    • Микроэкономические;
    • Институциональные.

     К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики).

     К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.

     Институциональные инструменты позволяют достичь  координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

     Значимый  способ влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. Обычно, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством.

     Приоритетным  направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства.

     Налоговая политика.

     Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях недоинвестирования реального  сектора экономики должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

     Во-первых, воздействуя посредством налогов  на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т.е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционных процессов