Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические
основы государственного регулирования
экономики в неоклассическом
направлении ……………………………………………………...5
1.1. Значение
роли государства в экономике с позиции
неоклассической кейнсианской теорий 5
1.2. Функции
государства с точки зрения неоклассической
теории 9
Глава 2. Особенности
государственного регулирования экономики
с точки зрения кейнсианской теории……………………………………………………..16
2.1. Функции
государства с точки зрения кейнсианской
теории 16
2.2. Сравнительная
характеристика основных концепций и
моделей государственного регулирования
экономики 22
Заключение………………………………………………………………………..31
Список
литературы……………………………………………………………….33
Введение
Неоклассическое
направление выдвинуло в XX в. немало
видных ученых. Среди них основатель
направления английский экономист
А.Маршалл, американцы Э.Чемберлин, Л.Мизес,
лауреаты Нобелевской премии Ф.Хайек,
М.Фридмен.
Концепции государственного
регулирования экономики определяются
методологией того или иного направления
и трактовкой сущности и роли рыночного
координирующего механизма. Главным
мотивом действия человека неоклассики
считают собственный интерес. Экономика
рассматривается ими как равновесная
и относительно гармоничная система,
в которой компетентный эгоизм всех
ее членов через посредство свободной
конкуренции ведет к наибольшему
благосостоянию всего общества. Всякое
вмешательство государства в
действия рыночных сил наносит им
огромный ущерб, затрудняя достижение
индивидуумом, а, следовательно, и всем
обществом своего оптимума (отметим,
что речь идет лишь об условиях свободной
конкуренции).
Такой подход, впервые разработанный
А. Смитом (1723-1790), получил название экономического
либерализма. Роль государства английский
классик ограничивал функцией «ночного
сторожа» для поддержания порядка, охраны
и защиты частной собственности и конкуренции.
Объектом в настоящем
исследовании является государственное
регулирование экономики.
Предметом исследования являются
особенности государственного регулирования экономики
в неоклассическом направлении.
Цель исследования заключается
в анализе государственного регулирования
экономики в неоклассическом направлении.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть значение роли государства в экономике
с позиции неоклассической кейнсианской
теорий;
- обозначить функции государства с точки зрения неоклассической
теории;
- выделить функции государства с точки зрения кейнсианской
теории;
- провести сравнительную характеристику основных концепций и моделей
государственного регулирования экономики.
В процессе исследования
был применен метод теоретического
исследования:
- теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
- систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические
основы государственного регулирования
экономики в неоклассическом
направлении
1.1. Значение
роли государства в экономике
с позиции неоклассической кейнсианской
теорий
Экономическая неоклассическая
теория (neoclassical economics) – преобладающее
в 20 в. направление экономической
науки, сторонники которого обращают основное
внимание на самостоятельную хозяйственную
деятельность отдельных людей и
выступают за ограничение (или даже
за полный отказ от) государственного
регулирования экономики. Синонимом
понятию «неоклассическая экономическая
теория» часто считают «экономический
либерализм». Классическая (и неоклассическая)
точка зрения состоит в том, что
рыночная экономика не нуждается
в государственном регулировании
совокупного спроса и совокупного
предложения. Эта позиция основана
на тезисе о рыночной системе как
самонастраивающейся структуре. Рыночная
экономика защищена от спада, поскольку
механизмы саморегулирования постоянно
приводят объем выпускаемой продукции
к уровню, соответствующему полной
занятости. Инструментами саморегулирования
служат цены, заработная плата и
процентная ставка, колебания которых
в условиях конкуренции уравняют
спрос и предложение на товарном,
ресурсном и денежном рынках и
приведут к ситуации полного и
рационального использования ресурсов.
[7, с. 188]
Первой целостной школой
экономической теории стала сложившаяся
в конце 18 в. классическая политическая
экономия. Ее основоположник, английский
экономист Адам Смит, в своей книге
Богатство народов (1776) впервые представил
в систематизированной форме
знания об объективных закономерностях
хозяйственной жизни. Именно А. Смит
придумал модель «человека экономического»,
которая по сей день остается фундаментом
экономической теории. В основе всех экономических
процессов, по его мнению, лежит человеческий
эгоизм. Общее благо стихийно складывается
вследствие самостоятельных действий
отдельных индивидов, каждый из которых
стремится к рациональной максимизации
своей выгоды. Отсюда вытекает концепция
«невидимой руки рынка», остающаяся знаменем
и современных экономистов-неоклассиков.
Согласно этой концепции, стремящийся
преумножить лишь свое личное благосостояние
индивид более эффективно служит в рыночном
хозяйстве интересам общества, чем, если
бы он сознательно стремился служить общественному
благу. Поэтому государству в экономике
сторонники классической политэкономии
отводили роль «ночного сторожа» – гаранта
соблюдения рыночных «правил игры», но
не ее участника. Формирование неоклассического
направления происходило в ходе маржиналистской
научной революции. Завершением этого
процесса считают выход в свет книги английского
экономиста Альфреда Маршалла Принципы
экономической науки (1890). Именно в работах
А. Маршалла окончательно сложилось неоклассическое
направление экономической теории как
синтез маржинализма с отдельными элементами
учения Давида Рикардо. Отличительной
чертой методологии неоклассиков стало
экономико-математическое моделирование,
незнакомое представителям классической
политэкономии.
Неоклассическая теория господствовала
до 1930-х. В течение примерно 40 лет
неоклассика оставалась в оппозиции
основному течению экономической
теории, но затем идеи ограничения
государственного вмешательства снова
стали завоевывать популярность.
Научную революцию 1970-х иногда называют
«неоклассической контрреволюцией», поскольку
она вернула неоклассике лидерство
в экономической науке. Хотя и
в начале 21 в. неоклассическая теория
сохраняет статус основного течения
современной экономической науки,
однако уже в 1990-е обозначился
ее кризис. Многие экономисты считают,
что «второе пришествие» неоклассики
тоже приходит к концу, и современная
экономическая теория стоит на пороге
новой научной революции. Таким образом,
в истории неоклассической экономической
теории четко выделяются три периода:
- «Старая» неоклассика (1890-1930-е); В основе
всех теорий, анализирующих рыночное хозяйство,
лежит какая-либо концепция, объясняющая
принципы ценообразования. Неоклассическая
концепция сформировалась в результате
синтеза разрабатываемой представителями
классической политэкономии трудовой
теории стоимости и маржиналистской теории
предельной полезности. Одна из главных
новаторских идей А. Маршалла заключалась
в том, что он не согласился с попытками
предшественников искать один-единственный
фактор ценообразования. В качестве аналогии
он приводил пример с лезвиями ножниц:
бессмысленно спорить, какое именно лезвие
– верхнее или нижнее – разрезает лист
бумаги. Именно А. Маршалл соединил теорию
предельной полезности и теорию издержек
производства в дуалистической концепции
цены. По его мнению, рыночная цена есть
результат взаимодействия спроса, сила
которого определяется предельной полезностью
товара, и предложения, зависящего от издержек
производства. Центром, вокруг которого
происходит колебание цен, выступает нормальная
цена или цена равновесия (равновесная
цена), складывающаяся при равенстве спроса
и предложения. Родившись в период свободной
конкуренции, «старая» неоклассика отразила
веру в неограниченные возможности саморегулируемой
рыночной экономики. Экономисты-неоклассики
исходили из того, что рыночная система
обеспечивает полное использование ресурсов
в экономике, а возникающие иногда диспропорции
разрешаются на основе автоматического
саморегулирования рынка. В конечном счете,
по их мнению, благодаря рынку в экономике
всегда достигается оптимальный уровень
производства при полной занятости.
- «Оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);
Хотя в 1930-1960-е кейнсианские идеи стали
общепризнанными, но именно в эти годы
экономический либерализм обрел двух
выдающихся защитников и пропагандистов
– Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека.
Их относят к австрийской школе неоклассической
экономической теории. Социализм, по Л.
фон Мизесу, полностью исключал возможность
экономического расчета, поэтому регулируемая
экономика неизбежно должна превратиться
в «планируемый хаос». Крайним представителем
экономического неолиберализма, полностью
отрицающим необходимость государственного
регулирования, считается Ф. фон Хайек.Ф.
фон Хайека утверждал, что рыночная система
на самом деле никогда не была предоставлена
самой себе. Освободиться от государственного
вмешательства. В своем отрицании утверждений
Дж.М. Кейнса о необходимости государственного
вмешательства в экономику Ф. фон Хайек
был чрезвычайно последователен. Например,
он полагал вредным существование государственной
монополии в сфере денежного обращения
и считал выпуск каждым коммерческим банком
собственных денег, обеспеченных своими
средствами, лучшим вариантом денежного
хозяйства. Ф. фон Хайек утверждал, что
главный виновник безработицы – не инфляция
и не дефляция, а профсоюзы и государство.
Аналогично, хотя было принято объяснять
циклические колебания несовершенством
свободного предпринимательства, однако
главным виновником экономической нестабильности,
по Ф. фон Хайеку, является государство,
часто проводящее неэффективную экономическую
политику. И Л. фон Мизес, и Ф. фон Хайек
доказывали, что вмешательство государства
в рыночные механизмы во имя абстрактных
идей «государственного планирования»
будет неизбежно вести к ухудшению, а не
к улучшению.
- «Современная неоклассика» (с 1970-х до
наших дней). Реванш неоклассиков в 1970-е
связан с наступлением эпохи научно технической
революции, когда старые (кейнсианские)
методы государственного регулирования
становятся слишком «грубыми». Современные
неоклассики стремятся доказать, что рыночная
система хозяйства является если и не
идеальной, то, по крайней мере, наилучшей
из всех типов экономических систем. Акцентируя
внимание на критике государственного
регулирования, они указывают, что оно
не столько ликвидирует недостатки рынка
(например, безработицу), сколько порождает
новые, более опасные отрицательные явления
(например, инфляцию и ущемление экономических
свобод). Современные неоклассики, как
правило, уже не требуют от правительства
выполнять функции только «ночного сторожа».
Так, сторонники монетаризма (их лидером
является американский экономист Милтон
Фридмен) обосновывают идею, что на макроэкономическом
уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную
политику (государственное регулирование
посредством ставки процента, налогов
и расходов), а активную кредитно-денежную
(государственное регулирование денежной
массы). Сторонники теории общественного
выбора (основоположник этого направления
– американский экономист Джеймс Бьюкенен)
обращают основное внимание на роль государства
как верховного арбитра: по их мнению,
оно должно не только следить за соблюдением
хозяйственного законодательства, но
и активно его совершенствовать. [15, с.
91]
1.2. Функции государства
с точки зрения неоклассической
теории
С неоклассической моделью
отождествляется неоклассическое
представление о государстве. Экономическая
система функционирует в соответствии
с волей, диктуемой рынком, а в
конечном итоге волей потребителя.
В тех случаях, когда по той
или иной причине ответная реакция
на это воздействие оказывается
недостаточной или несовершенной,
может возникнуть необходимость, чтобы
правительство скорректировало
такое воздействие или дополнило
ответную реакцию системы таким
образом, чтобы она лучше соответствовала
общественным интересам. Имеется ряд
услуг, например национальная оборона,
образование, защита людей и собственности,
в отношении которых нельзя с уверенностью
полагаться на рынок. Здесь тоже должно
действовать государство. Существует,
однако, укоренившийся неоклассический
тезис, что большинство экономических
задач будет выполнено в соответствии
с требованиями рыночного механизма. Государство
играет дополняющую и регулирующую роль,
и предполагается, что сторонники государственного
вмешательства должны еще представить
доказательства в обоснование своей позиции.
По крайней мере, еще совсем недавно считалось,
что задачи, выполняемые государством,
бесспорно, второстепенны по своим масштабам
по сравнению с задачами, которые выполняются
частными фирмами в ответ на требования
рынка. Если не считать отдельных неоправданных
и случайных исключений, государство по
мнению неоклассической теории стоит
над экономической деятельностью, и в
особенности оно стоит выше влияния или
власти отдельной коммерческой фирмы,
которая подчинена рынку и, таким образом,
потребителю. Будучи ограниченной подобным
образом, фирма не может быть доминирующей
силой по отношению к государству. А государство,
подчиняясь воле гражданина и избирателя,
не может быть ответственным перед кем-либо
иным. Неоклассическая модель верна своим
исходным положениям даже в том, что она
игнорирует. Как мы только что отмечали,
считалось, что государство играет незначительную,
относительно подчиненную роль в экономике
в целом. Оно не являлось крупным покупателем.
Услуги государства, хотя и имеющие общее
значение для экономического развития,
не были (в форме содействия исследованиям
и разработкам или создания сети автомобильных
дорог) решающими для развития конкретных
отраслей. Влияние частной фирмы па правительство
в том, что касается закупок ее продукции
и оказания необходимых услуг, не имеющее
глубоких исторических корней, не подвергалось
серьезному рассмотрению. Так обстоит
дело и в настоящее время.
За последние полстолетия
в неоклассический образ государства
были внесены изменения с тем,
чтобы среди функций государства
нашлось место потребности в осуществлении
общего руководства экономикой. Такое
руководство тоже рассматривается как
стоящее выше конкретных экономических
интересов и отражающее общие интересы
общества. Для неоклассической модели
характерна уверенность в том, что сочетание
налоговой и финансовой политики приводит
к установлению сравнительно стабильных
цен на уровне, который обеспечивает почти
полную занятость рабочей силы. Если существует
безработица, она может быть ликвидирована
путем принятия государственных мер, направленных
на повышение спроса. Когда ликвидирована
безработица, не меньшей, но противоположной
по характеру опасностью становится инфляция.
Ее можно предотвратить, приостанавливая
расширение спроса. При достаточном умении
рост цен можно остановить в условиях,
когда занятость находится на удовлетворительном
уровне. [1, с. 89]
В наше время цикличность
экономики никого не удивляет: периоды
подъема сменяются каждый раз
спадом и обострением всех социальных
и экономических проблем. Но мировой
экономический кризис 1929-1933 гг., обрушившийся
с колоссальной силой на развитые
и неразвитые в промышленном отношении
страны, и обнаружил неспособность
главенствующей в то время неоклассической
теории предложить способы вывода экономики
из этого глубокого кризиса. И
поскольку «сила» неоклассической
теории конца ХIХ – начала ХХ в.
распространялась главным образом
на микроэкономический анализ в условиях
нетипичного кризиса стал необходим
еще и иной – макроэкономический
анализ, к которому обратился один
из величайших экономистов ХХ столетия
английский ученый Дж.М. Кейнс.
В 1936 году была опубликована
книга Джона Мейнарда Кейнса (1883-1846)
«Общая теория занятости, процента и
денег». Принято считать, что именно
эта книга знаменовала собой
начало так называемой «Кейнсианской
революции», которая является одним
из наиболее значимых событий в истории
экономического анализа за последние
два века. Кейнсианскую революцию можно
трактовать различным образом. С одной
стороны, эта революция состояла в обеспечении
обособления в самостоятельную дисциплину
целой ветви экономической науки – макроэкономики.
Конечно, и классики, и неоклассики имели
свои представления о макрофункционировании
рыночного хозяйства. При этом изучение
макроэкономических вопросов осуществлялось
как бы «между прочим», без выделения этих
вопросов в качестве самостоятельного
объекта рассмотрения. Благодаря Кейнсианской
революции анализ макроэкономических
проблем стал осуществляться независимо
от исследований аспектов ценности, конкуренции,
поведения потребителя и т.д. С другой
стороны, Кейнсианская революция была
реакцией на недостатки неоклассического
подхода к анализу экономической жизни.
То, что зарождалось в ходе Кейнсианской
революции, должно было стать как методологической,
так и теоретической альтернативой неоклассической
школе. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной»,
так как, по сути, он рассматривает экономику
в состоянии депрессии. По его теории,
государство должно активно вмешиваться
в экономику по причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
Кейнс считал, что государство должно
воздействовать на рынок в целях увеличения
спроса, так как причина капиталистических
кризисов – перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов.
Это гибкая кредитно-денежная политика,
стабильная бюджетно-финансовая политика
и др. Гибкая кредитно-денежная политика
позволяет перешагнуть через один из серьезнейших
барьеров – неэластичность заработной
платы. Это достигается, считал Кейнс,
путем изменения количества денег в обращении.
При увеличении денежной массы реальная
зарплата уменьшится, что будет стимулировать
инвестиционный спрос и рост занятости.
С помощью бюджетно-финансовой политики,
Кейнс рекомендовал государству увеличить
налоговые ставки и за счет этих средств
финансировать нерентабельные предприятия.
Это не только уменьшит безработицу, но
и снимет социальную напряженность. Главными
чертами кейнсианской модели регулирования
являются: