Государственное регулирование экономики в неоклассическом направлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в анализе государственного регулирования экономики в неоклассическом направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий;
обозначить функции государства с точки зрения неоклассической теории;
выделить функции государства с точки зрения кейнсианской теории;
провести сравнительную характеристику основных концепций и моделей государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики в неоклассическом направлении ……………………………………………………...5
1.1. Значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий 5
1.2. Функции государства с точки зрения неоклассической теории 9
Глава 2. Особенности государственного регулирования экономики с точки зрения кейнсианской теории……………………………………………………..16
2.1. Функции государства с точки зрения кейнсианской теории 16
2.2. Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики 22
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики в неоклассическом направлении.docx

— 63.80 Кб (Скачать документ)

На различных этапах становления  и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства  в эти процессы.

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим  учением и экономической политикой  периода раннего капитализма (XV-XVII вв.). Представители школы меркантилизма  выступали за активную государственную  экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала и содействующую  развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем  богаче государство. В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

  1. ранний этап, для которого характерна политика денежного баланса; ее цель – удержание денег в стране.
  2. поздний этап, направлен на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу. [16, с. 99]

В XVIII в. пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и  Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную  к саморегулированию. Он считал, что  механизм саморегулирования, построенный  на личном интересе и стремлении хозяйствующих  субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное  функционирование экономики. Развитие общества определяют экономические  законы, которые должны действовать  подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю.

А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики, где безраздельным  является господство частной собственности  и свободной, «совершенной» конкуренции.Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но принцип был верен только для бартерной торговли.

Революционный переворот  в экономической теории в 30-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей  роли государства в регулировании  национального хозяйства. Кейнс  рассматривал государство не только как политический институт (орган  власти), но и как экономический  институт, на который возлагаются  определенные экономические функции.

В качестве основополагающего  принципа Д. Кейнс выдвигал также  принцип «эффективного спроса», т.е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности.

В конца 70-х - начала 80-х годов  появилась школа П. Самуэльсона, школа «великого неоклассического синтеза», получившая название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия и рынка, и государства.

Государственное регулирование  в той или иной мере затрагивает  всех участников социально-экономических  процессов, которые принимают участие  в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования  – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны. Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики. Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню. Это могут быть структура наводного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро – и микроэкономика. [5, с. 169]

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и  направленных на изменение конъюнктуры  рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного  регулирования – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют три направления  кредитно-денежного регулирования: контроль над банковской системой; регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии; регулирование  государственного долга.

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных  институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности  оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

Регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии применяется  для воздействия на хозяйственную  активность и борьбу с инфляцией.

Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что  ведет к сокращению предложения  национальной валюты и повышению  ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для  снижения курса национальной валюты.

Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное  регулирование валютного курса  бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной  валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты  кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка  с целью корректировки валютного  курса путем купли-продажи иностранной  валюты, валютные ограничения – система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой.

Антимонопольное регулирование  – это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции.

Антимонопольное регулирование  обеспечивает соблюдение установленных  «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира: обеспечение и сохранение конкуренции; контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами; контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.); защита интересов потребителя; защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования  в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными  или повседневными, запретительными  или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как  правило, имеет территориальный  характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут  быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.

Основные направления  антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной  деловой практики, подрывающей эффективную  конкуренцию. В развитых капиталистических  странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих  компаний; запрещение Установления монопольных  цен; обеспечение, сохранение и поддержание  конкуренции в ее цивилизованных формах. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции. Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США – на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

Цель государственного регулирования  АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных  отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной  безопасности страны. Регулирование  АПК осуществляется посредством  разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим  методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в РБ являются: поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими  отраслями АПК; государственный  протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей; сохранение самостоятельности  сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской  деятельности; использование преимущественно  экономических методов в системе  государственного регулирования; воздействие  на структуру и объемы агропромышленного  производства через регулирование  аграрного рынка; приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного  комплекса.

В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и  программированию. Планирование и прогнозирование  осуществляются по АПК в целом, а  также в территориальном разрезе  с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей  сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы и  т.д.) и фермерским хозяйствам; в разрезе  подкомплексов – зернопродуктового, картофелепродуктовогои т.д. Особо выделяется лесное хозяйство.

Закупочная интервенция  – это организованная закупка сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке. Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен. Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при: расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для гос. нужд; определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

 

Заключение

 

Отвечая потребностям современного общественного развития, неоклассики XX столетия модернизировали и развили  идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь непосредственно в  действия рыночных сил, должно создавать  благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка.

Современная неоклассическая  мысль такими необходимыми элементами «экономического порядка», создаваемыми государством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в неоклассическом направлении