Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе государственного регулирования экономики в неоклассическом направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий;
обозначить функции государства с точки зрения неоклассической теории;
выделить функции государства с точки зрения кейнсианской теории;
провести сравнительную характеристику основных концепций и моделей государственного регулирования экономики.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики в неоклассическом направлении ……………………………………………………...5
1.1. Значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий 5
1.2. Функции государства с точки зрения неоклассической теории 9
Глава 2. Особенности государственного регулирования экономики с точки зрения кейнсианской теории……………………………………………………..16
2.1. Функции государства с точки зрения кейнсианской теории 16
2.2. Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики 22
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………….33
Под моделью государственного
регулирования экономики
Таблица 1
Основные связи в теории Дж.М. Кейнса
Независимые переменные |
Зависимые перемен. | ||
Склонность к потреблению |
|||
Предпочтение ликвидности |
Предельная эффективность |
Побуждение к |
Национальный доход и ему уровень занятости |
Количество денег (предложение денег) |
Процентная ставка |
инвестированию |
Из этой таблицы следует, что при «неадекватных» значениях предельной эффективности капитала, процентной ставки и предпочтения ликвидности эффективный спрос может привести к неполной занятости. Следовательно, необходимо проведение продуманной макроэкономической политики правительства. Как показано Дж.М. Кейнсом, рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе – наступают кризисы перепроизводства с хронической безработицей. [10, с. 98]
Кейнсианские подходы к роли государства в экономике неизбежно сопровождаются усилением административных мер экономического воздействия – увеличилась степень правовой регламентации экономических отношений, прежде всего в сфере использования труда, ценового регулирования, антимонопольной политики. Значительное распространение в рассматриваемой модели получило использование методов планирования и программирования экономики. Использование кейнсианских концепций государственного регулирования экономики, как показала долгая практика их применения, действительно обеспечили в большинстве случаев достижение поставленных целей. Либерально-реформистская модель долгое время не имела альтернативы и использовалась во всех странах с рыночной экономикой. Но по мере решения исходных проблем макроэкономическая ситуация изменилась, стали накапливаться неблагоприятные последствия присутствия государства в экономике. Существенно вырос бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы государственных предприятий. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного долга привели в итоге к серьезным финансовым проблемам и проявились в резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, вызывало утечку капиталов за рубеж. Широко распространенные методы прямого регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности снижала стимулы к трудовой деятельности. Экономический рост прекратился. Возникла стагфляция. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли перед необходимостью осуществления глубоких структурных преобразований экономики, связанных с овладением достижениями НТР, переходом к постиндустриальным вариантам развития; необходимо было также учесть растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-экономическом прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми подходами к роли государства в экономике. [13, с. 117]
Кейнсианство выдвинуло
вопрос о необходимости
В качестве решающего средства
для повышения общего объема занятости
Кейнс выдвигает увеличение частных
и государственных
Современные теории государственного регулирования:
В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются весьма неоднозначно. В настоящее время в рамках известных экономических школ – кейнсианства, монетаризма, институционализма, сформировалось несколько различных теорий государственного регулирования, которые по-разному трактуют цели, задачи, формы и методы государственного регулирования рыночных процессов. [12, с. 111]
Кейнсианская теория была рассмотрена ранее. В отличие от кейнсианства, представители монетаристской школы М. Фридман, Ф. Хайек, Ф. Найт, Г. Саймонс и др. считают, что систематическое вмешательство государства в рыночные процессы оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие. По их мнению, роль государственного регулирования должна быть ограничена и должна заключаться в стимулировании свободной хозяйственной деятельности, поддержании необходимого уровня денежной массы в обращении, проведения кредитных мероприятий, ограничении социальных расходов. Объектом государственного регулирования, в отличие от кейнсианства, становится не спрос, а предложение факторов производства, возрастающее в результате стимулирования предпринимательской деятельности. Система мер государственного регулирования рыночных процессов заключается в снижении государственных расходов за счет сокращения социальных программ, проведении кредитно-денежной политики, направленной на поддержание необходимого уровня денежной массы, снижении уровня налогов, сокращении роста дефицита бюджета за счет снижения расходов на оборону, поддержание минимальных ставок заработной платы, ослабление влияния профсоюзов и др. [17, с. 181]
Представители школы институционализма
объясняют необходимость
Тенденции к усилению государственного регулирования рынка отмечают Р. Хейлбронер и Л. Тароу. Социализация экономической системы, укрепление экономической базы государственного регулирования приводит к формированию модели «контролируемого общества», в котором сокращается роль традиционных атрибутов капитализма – частной собственности и рыночного механизма. В результате усиления роли политического фактора в развитии современной экономики появляются разнообразные институты, принимающие участие в регулировании рыночных процессов.
В 70-х годах XX века возникло новое направление в теории государственного регулирования рыночных процессов, которое получило название энвайронментализма или теории регулирования внешней среды бизнеса. Сторонники этой теории полагают, что оптимальное воздействие государства на функционирование рынков должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса. Американские экономисты Г. Стейнер и Дж. Стейнер рассматривают систему государственного регулирования рынка как внешнюю среду, обеспечивающую, во-первых, безопасность товаров для потребителей, соблюдение экологических требований в процессе производства, достоверность рекламной информации. И, во-вторых, поддержку частного бизнеса на основе субсидирования, защиты от недобросовестной конкуренции, обеспечения возможности выхода на рынки других стран и т.д. Таким образом, система государственного регулирования рынка рассматривается с позиций интересов бизнеса, реализация которых позволит обеспечить выполнение интересов общества в целом. [3, с. 99]
Г. Домингез отмечает, что
рынки функционируют в рамках
регулируемой внешней среды, которая
определяет поведение агентов рынка,
воздействуя на них в нескольких
направлениях: внутрифирменные отношения,
контрактные отношения с
В экономической литературе
существуют различные подходы к
содержанию и классификации инструментов
государственного регулирования рыночных
процессов. П. Самуэльсон понимает под
государственным регулированием рынка
совокупность следующих инструментов:
государственное предпринимательство,
финансово-бюджетное, кредитно-денежное,
внешнеторговое регулирование и регулирование
доходов. К. Бэйн и П. Хоуэлс включают в
систему государственного регулирования
рынка такие элементы, как антимонопольное,
налоговое, тарифное регулирование, субсидирование
частных фирм, государственные инвестиции
в инфраструктуру, регулирование занятости,
правовое обеспечение. Х. Армстронг, Дж.
Тэйлор понимают под государственным
регулированием систему методов экономического
регулирования (фискального, монетарного,
внешнеторгового) в совокупности с административным
регулированием размещения частных фирм
(административно-
Таким образом, влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж.М. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории – макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит его целям. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующих воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж.М. Кейнса, когда соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Данная модель позволила ослабить циклические колебания в экономике в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. К тому же кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства. Идея о необходимости государства в рыночную экономику для достижения «полной занятости без инфляции» утвердилась в общественном сознании и государственной экономической политике в послевоенный период.
Однако важно подчеркнуть,
что вне зависимости от изменения
теоретических представлений
В условиях смешанной рыночной
системы хозяйственные функции
государства воплощаются в
Информация о работе Государственное регулирование экономики в неоклассическом направлении