Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:11, курсовая работа
В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.
Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература…………………………
Курсовая работа
«Государственное
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Рыночный механизм
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………
1.2. Рыночный механизм
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической
системе общества и его
2.2. Формы государственного
2.3. Методы и инструменты
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы представляет
несомненный интерес ввиду
В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.
Смешанная экономика характеризуется
многообразием отношений
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.
1. Рыночный механизм
1.1. Основные виды макроструктур
как объекты экономического
Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность пред-приятий, создающих все многообразие благ. Вo-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.
Эти макроэкономические структуры представлены в виде трех круговых диаграмм (рис. 1.1). [3]
Рис. 1.1. Микроэкономические структуры общества
Между всеми объектами управления прежде всего существует пря-мая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что воз-росшие совокупные потребности влияют на изменение структуры со-вокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять струк-турные изменения в общественном производстве.
Выяснение этих прямых и обратных
связей, позволяет обнаружить главную
цель макроэкономического
1. Для нормального снабжения общества материальными условия-ми его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объ-емов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.
2. Одновременно необходимо
обеспечить соответствие друг
другу структур: общественного производства
(его отраслевого состава); совокупного
общественного продукта (его разбивки
на виды благ); общественных потребностей
(их расчленения на
Если данные соотношения не соблюдаются, возникают различные дисбалансы. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает не за-висимое от воли и желания люден условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокуп-ных величин производства, общественного продукта и потребностей.
Нарушения закона пропорционального
развития макроэкономики проявляются
в известных нам видах
1.2. Рыночный механизм
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования.
Рыночная экономика - сложный
и постоянно развивающийся
Макроэкономический регулятор - это общественный способ орга-низации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет сле-дующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев эко-номики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.
Регулятор макроэкономики начинает
действовать при наличии оп-
В условиях товарно-рыночного хозяйства специфи-ческой формой взаимоувязки хозяйственных пропор-ций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального раз-вития народного хозяйства выступает в специфичес-кой форме -- как закон равновесия макроэкономического спроса и макро-экономического предложения.
Макроэкономический спрос -- это сумма денег, которую члены обще-ства готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и на-копление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.
Макроэкономическое
Между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Они выступают в виде сквозных взаимозависимостей.
Объекты регулирования в масштабе всего рыночного хозяйства можно графически отобразить в виде двух круговых диаграмм (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Макроэкономические пропорции рыночного хозяйства.
Закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономичес-кого предложения стал действовать в полной мере в условиях классичес-кого капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII--XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирова-ния.
Первое положение -- о невмешательстве государства в регулирова-ние рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. -- “Пусть все идет своим чередом”). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общест-венные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.
Второе положение -- о "невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выго-де предприниматель “невидимой рукой” направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заин-тересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребнос-тей общества.
Третье положение -- о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.
Прямая связь заключается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Од-нако в условиях классического капитализма единоличные производи-тели, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели.
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в произ-водственные действия предпринимателей: они переключаются на вы-пуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и явля-ются более выгодными.
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечива-ется равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, счи-тавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынкам, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Сею приписывают изречение: “предложение порождает свой собственный спрос”. Однако “закон Сея” безусловно верен только для бартерной. Когда же имеет место обращение "товар - деньги - товар", автоматическое равенство объема предложе-ния и объема спроса чаще всего не устанавливается.
Неоклассики предприняли попытку “спасти” закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за опре-деленный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы “следит” за тем, что-бы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависи-мости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.
Модель классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно отображена на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Модель саморегулирующейся экономики.
Представим себе гигантскую ванну. В ней объем “воды” (ее “запас”) соответствует объему выпускаемой продукции и занятости рабочей силы. Сливная труба изображает поток сбережений населения Сб. Кран обозначает ставку процента Пц , которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций И, пополняющий ванну.
Согласно этой схеме, “закон рынка” обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную заня-тость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоре-тически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.
Наряду с этой проблемой
неоклассики задались и другим важным
вопросом: способен ли рынок обеспечить
социальную стабильность общества, связанную
с распределением доходов? Этот же вопрос
можно поставить следующим