Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа

«Государственное регулирование  экономики»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Рыночный механизм макроэкономического  регулирования и 

необходимость государственного вмешательства в экономику….4

1.1. Основные виды макроструктур  как объекты экономического

управления……………………………………………………………..4

1.2. Рыночный механизм саморегулирования  и распределение 

доходов. Неоклассическая  теория рыночного регулирования……..5

1.3. Государственное регулирование  экономики и его 

необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11

2. Основные формы и методы  государственного

регулирования экономики………………………………………….21

2.1. Государство в экономической  системе общества и его функции..21

2.2. Формы государственного регулирования  экономики…………….25

2.3. Методы и инструменты государственного  воздействия 

на рыночную экономику…………………………………………….26

2.4. Экономическая политика  государства……………………………..29

3. Особенности государственного  регулирования

экономики в России…………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………..36

Литература………………………………………………………………...37

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а  включает в себя два органически  взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное  регулирование.

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала  развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Смешанная экономика характеризуется  многообразием отношений собственности, которые реализуются соответственно в множестве форм хозяйствования. Важным показателем смешанного характера экономической системы являются степень и формы государственного в экономику, его эффективность, что во многом определяет результативность экономического развития. Вопросу качества государственного регулирования экономики уделяется огромное внимание в высокоразвитых странах.

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных  теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.

1. Рыночный механизм макроэкономического  регулирования и необходимость  государственного вмешательства  в экономику.

 

1.1. Основные виды макроструктур  как объекты экономического управления.

 

Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая  совокупность пред-приятий, создающих все многообразие благ. Вo-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.

 

Эти макроэкономические структуры  представлены в виде трех круговых диаграмм (рис. 1.1). [3]

 

Рис. 1.1. Микроэкономические структуры общества

 

Между всеми объектами  управления прежде всего существует пря-мая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что воз-росшие совокупные потребности влияют на изменение структуры со-вокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять струк-турные изменения в общественном производстве.

 

Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет обнаружить главную  цель макроэкономического регулирования. Его целью являет-ся постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональнос-ти. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.

 

1. Для нормального снабжения  общества материальными условия-ми его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объ-емов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.

 

2. Одновременно необходимо  обеспечить соответствие друг  другу структур: общественного производства (его отраслевого состава); совокупного  общественного продукта (его разбивки  на виды благ); общественных потребностей (их расчленения на разнообразные  виды).

 

 

Если данные соотношения  не соблюдаются, возникают различные  дисбалансы. Речь идет об объективном  экономическом законе пропорционального  развития макроэкономики. Этот закон  отражает не за-висимое от воли и желания люден условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокуп-ных величин производства, общественного продукта и потребностей.

 

Нарушения закона пропорционального  развития макроэкономики проявляются  в известных нам видах макроэкономического  неравнове-сия: а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей); б) экономических кризи-сах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложе-ния денег над их спросом).

 

1.2. Рыночный механизм саморегулирования  и распределение 

 

доходов. Неоклассическая  теория рыночного регулирования.

 

Рыночная экономика - сложный  и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и  саморазвивающуюся систему. В условиях рынка и потребители, и производители  руководствуются лишь собственными частными интересами.

 

Макроэкономический регулятор - это общественный способ орга-низации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет сле-дующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев эко-номики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

 

Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии оп-ределенных объективных предпосылок, в частности -- в условиях еди-ного национального хозяйства. [4] Впервые такие условия создало разви-тое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плац-дарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механиз-ма -- рыночный.

 

В условиях товарно-рыночного  хозяйства специфи-ческой формой взаимоувязки хозяйственных пропор-ций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального раз-вития народного хозяйства выступает в специфичес-кой форме -- как закон равновесия макроэкономического спроса и макро-экономического предложения.

 

Макроэкономический спрос -- это сумма денег, которую члены  обще-ства готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и на-копление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.

 

Макроэкономическое предложение  представляет собой сумму цен  товаров и услуг, которые их производители  и торговые посредники реализуют  всем покупателям. Объем совокупного  предложения опре-деляется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции; коммерческой выгодой ее выпуска.

 

Между макроэкономическим спросом  и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Они выступают в виде сквозных взаимозависимостей.

 

Объекты регулирования в  масштабе всего рыночного хозяйства  можно графически отобразить в виде двух круговых диаграмм (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Макроэкономические пропорции рыночного хозяйства.

 

Закон равновесия макроэкономического  спроса и макроэкономичес-кого предложения стал действовать в полной мере в условиях классичес-кого капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII--XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирова-ния.

 

Первое положение -- о невмешательстве  государства в регулирова-ние рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. -- “Пусть все идет своим чередом”). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общест-венные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.

 

Второе положение -- о "невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выго-де предприниматель “невидимой рукой” направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заин-тересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребнос-тей общества.

 

Третье положение -- о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

 

Прямая связь заключается  в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все  частные, независимые друг от друга  предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Од-нако в условиях классического капитализма единоличные производи-тели, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели.

 

Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка  к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно  посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в произ-водственные действия предпринимателей: они переключаются на вы-пуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и явля-ются более выгодными.

 

Между тем А. Смит не ответил  на важный вопрос: как обеспечива-ется равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, счи-тавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынкам, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Сею приписывают изречение: “предложение порождает свой собственный спрос”. Однако “закон Сея” безусловно верен только для бартерной. Когда же имеет место обращение "товар - деньги - товар", автоматическое равенство объема предложе-ния и объема спроса чаще всего не устанавливается.

 

Неоклассики предприняли  попытку “спасти” закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за опре-деленный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы “следит” за тем, что-бы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависи-мости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.

 

Модель классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно отображена на рисунке 1.3.

 

Рис. 1.3. Модель саморегулирующейся экономики.

 

Представим себе гигантскую ванну. В ней объем “воды” (ее “запас”) соответствует объему выпускаемой  продукции и занятости рабочей  силы. Сливная труба изображает поток  сбережений населения Сб. Кран обозначает ставку процента Пц , которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций И, пополняющий ванну.

 

Согласно этой схеме, “закон рынка” обеспечивает равенство объемов  предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную заня-тость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоре-тически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.

 

Наряду с этой проблемой  неоклассики задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную  с распределением доходов? Этот же вопрос можно поставить следующим образом: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт, национальный доход) среди всех граждан?

Информация о работе Государственное регулирование экономики