Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

 

По этому вопросу высказываются  две прямо противо-положные точки зрения. Согласно одной из них, распреде-ление всего дохода общества должно основываться на принципах равен-ства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить в виде графика (рис. 1.4).

 

Семьи, %

 

Рис. 1.4. Равномерное распределение  дохода среди всех семей.

 

График на рисунке 1.4 показывает абсолютное равенство в распределении  дохода в обществе. Как видно, любой  данный процент семей получает соответствующую  долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей -- 40% дохода и т.д.). По-видимому, такое распределение теоретически предопределяет социальную стабильность общества.

 

Сторонники либеральной  рыночной экономики исповедуют диамет-рально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедли-вости. Рыночная система -- это такой хозяйственный механизм, кото-рый не может обладать какой-либо “совестью”, он не является носите-лем моральных норм, т.е. равенство (“справедливость”) в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 1.5.)

 

Семей, %

 

Рис. 1.5. Кривая Лоренца.

 

Кривая Лоренца характеризует  степень реально достигнутого нера-венства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей -- 40% всего дохода и т.д.).

 

На основе данных кривой Лоренца  определяется так называемый децильный (лат. decem -- десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.

 

Для либеральной рыночной экономики как таковой характерна тенденция к углублению неравенства  в распределении общественного  дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется  социальная дифференциация населения. Это приводит к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности.

 

1.3. Государственное регулирование  экономики и его необходимость.

 

Кейнсианство и неокейнсианство.

 

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. [5] Оно выступает как составная  часть процесса воспроизводства  и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  сдвигов в отраслевой структуре  производства и уменьшения неравенства  в распределении доходов. Далее  мы рассмотрим исторический процесс  появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.

 

Механизм рыночного саморегулирования  имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы  мелких и независимых това-ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен-ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

 

Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль-тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха-рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора-тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек-ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова-ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус-таревших положений) классической и неоклассической экономической теории.

 

Стало очевидно, что стихийная  рыночная экономика уже не может  обеспечить прочное равновесие совокупного  предложения и совокупно-го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная" конку-ренция. Это означает широкое распространение естест-венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш-ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.

 

Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в  состо-янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На-стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

 

И вот государство взяло  на себя все бремя ответственности  за выход из глубокой экономической  пропасти. Так в США президент  Рузвельт получил чрезвычайные полно-мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933--1938) включал в себя следующие меры госу-дарственного регулирования макроэкономики.

 

1. Государство спасло кредитную  систему от полного развала  благо-даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.

 

2. Было снижено бремя  долгов граждан на 40% с помощью  обесце-нения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стои-мость долларами).

 

3. Закон о восстановлении  промышленности (1933) предусмотрел введение  в практику “кодексов честной  конкуренции”, устанав-ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.

 

4. Закон о регулировании  сельского хозяйства (1933) предусмотрел  повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения. 

 

5. В интересах сокращения  безработицы правительство организова-ло общественные работы.

 

6. Для преодоления обнищания  трудящихся было введено регули-рование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказы-вать материальную помощь обедневшим слоям населения.

 

На практике была доказана высокая эффективность антикризис-ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис-тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес-ком направлении экономической теории.

 

Выдающийся английский экономист  Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тео-рии - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси-ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?

 

Первый принцип: регулятором  национальной экономики в целом  яв-ляется не рынок, а государство.

 

Основные отличия государственного регулятора от рыночного ото-бражены ниже в таблице 1.

 

Таблица 1.

Признаки рыночного и  государственного регулятора экономики.

 

Рыночный регулятор 

Государственный регулятор 

 

Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются  на уровне микроэкономики и интересах  фирм и домашних хозяйств 

Управленческие решения  принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы 

 

Управляющее воздействие  оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами  и домашним хозяйствами 

Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами) 

 

Регулирование хозяйственных  связей базируется только на договорных началах и материальных интересах 

Иерархические связи (в порядке  подчинения низшего звена экономики  высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.) 

 

 

Помимо политических функций  государство осуществляет также  экономические функции.

Оно становится ведущим субъектом  национальной экономики, на-деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из-вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает-ся двумя путями:

а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества  у иных собственников;

б) через создание предприятий  новейших отраслей промышленнос-ти, порожденных НТР за счет инвестиций.

Второй принцип: прогнозирование  и планирование национальной эко-номики.

Основой государственного регулирования  являются научные про-гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне-срочную (3--5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор-циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж-отраслевых балансов.

Как правило, имеется три  варианта прогноза:

-- пессимистический (с наименьшими по величине показателями);

-- оптимистический (с наибольшими значениями показателей);

-- базовый (с более реалистическими показателями). Он принима-ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за-дачи экономического и социального развития страны.

По степени жест-кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяет-ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со-циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

Разъясняя студентам, как  функционирует национальная экономи-ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер -- это заинтересованность. Руль -- государственное регу-лирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.

Третий принцип: осуществление  государством политики "эффек-тивного спроса".

Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов про-изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо-статочности покупательского спроса на предметы личного потребле-ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели-чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.

Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици-онные товары (средства производства).

Новым в экономической  теории стало то, что кейнсианство впе-рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе-мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.

Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G .

Вот как выглядит структура  всех расходов (используемый валовой  внутренний продукт) в некоторых  странах (табл. 2.).

Таблица 2.

Планируемые расходы в  некоторых странах, %

 

Страны и год 

ВВП 

Потребление домашних хозяйсти С Валовые

 

инвестиции i 

Государствен-ные закупки G 

 

США (1993) 

100 

69 

13 

18 

 

Япония (1992) 

100 

57 

34 

 

Россия (1993) 

100 

48 

31 

21 

 

 

Чтобы выделить отдельно все  государственные расходы (спрос  го-сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.

Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага-емого дохода. Располагаемый доход (У - Т) -- это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход -- то, чем население может самостоятельно распорядиться.

Отсюда вытекает, что в  государственный бюджет поступает  следую-щая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.

После проведенного анализа  можно подвести его итоги. Стало  оче-видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:

Е = (У- Т ) + i + ( Т +С).

Это позволяет определить три направления государственной  поли-тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст-вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това-ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.

Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.

Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные  макроэкономические модели, которые  необходимы для управ-ления национальным хозяйством.

Информация о работе Государственное регулирование экономики