Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

5. Селективная финансовая  поддержка отраслей, регионов, предприятий,  так же как и государственное  потребление, связано с использованием  бюджетных средств. Ее цели: структурная пере-стройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кри-зис; поддержка деятельности малорентабельных пред-приятий и отраслей; сглажи-вание диспропорций в социально-экономическом развитии отдель-ных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, иннова-ционного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование  имеет основными целя-ми: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление бан-ковской системы.

7. Приватизация и национализация  собственности -- формы государственного  регулирования, применяемые для  решения ком-плекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позво-ляет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распре-деления части акций предприятий между их ра-ботниками); повысить эффективность использования обществен-ного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

2.3. Методы и инструменты  государственного воздействия 

на рыночную экономику

Важный компонент механизма -- его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ-ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо-мику.

По характеру действия выделяют методы административные и  экономические. [6]

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе-ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет-ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно-го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде-ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор-мализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйству-ющими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие инте-ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало-гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны-ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процес-сы формирования ими целей экономической деятельности, явля-ются средообразующими.

По способу применения различают методы прямого и косвен-ного воздействия.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулиро-вание экономики, при котором государство в инициативном поряд-ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про-филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж-дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци-ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра-тивное разделение монополистических объединений; принудитель-но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ-ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По-средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого  регулирования организуется и функционирует  система государственного социального  обеспече-ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци-ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра-хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по-мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали-дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре-дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно-го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве-дение системы тарифов и квот) политику госу-дарства.

Методы косвенного воздействия  призваны создать условия, при которых  субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие  целям экономической политики госу-дарства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком -- определен-ный временной лаг между разработкой и применением государ-ством соответствующих мер и полученными изменениями в пове-дении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование  осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко-номическую политику государства.

Инструментарий налоговой  политики в этом случае включает: налоговые  скидки на инвестиции («инвестиционный  налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало-говые льготы.

Важнейшими инструментами  кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными  бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через ме-ханизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвен-ное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, до-таций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Государственное регулирование  цен, осуществляемое с помо-щью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически -- через соотношение между спросом и пред-ложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмисси-онная, направленная на ограничение денежной массы в обраще-нии, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, сни-жение налоговых ставок и др.).

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение  иностран-ных инвестиций и др.

Реализация функций, форм, методов государственного регули-рования осуществляется посредством экономической политики государства.

2.4. Экономическая политика  государства

Экономическая политика государства -- это проводимая государством генеральная  линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим  процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики  и вы-бранных средств их достижения. [2]

Средствами достижения целей  выступают методы и инстру-менты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных ма-териальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов.

Неотъемлемым компонентом  экономической политики являют-ся принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим мо-гут быть отнесены следующие принципы:

-- научности. Политика  должна основываться на научном ана-лизе объективных экономических отношений, присущих им зако-нов, общемировых тенденций общественного развития и специфи-ческих условий конкретной страны;

-- реалистичности. Учет реальных для планируемого перио-да возможностей развития и продуктивного использования эконо-мического потенциала страны -- необходимая предпосылка успеш-ности политики;

-- сценарного подхода.  Обеспечивается проработкой вариантов  измене-ний условий и факторов, определяющих ключевые парамет-ры экономики;

-- увязки текущих, среднесрочных  и долговременных целей раз-вития национальной экономики. Его реализация предполагает со-четание концептуаль-ного видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реа-лизации экономической политики;

-- системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осу-ществления. Это необходимо для обеспечения управляемости эко-номики, достижения синергетического эффекта.

Экономическая политика отражает не только объективные ус-ловия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы об-щества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.

Особенности экономической  политики российского государства  связаны, например, с необходимостью преодоления привычных стереотипов  поведения экономических субъектов, сформировав-шихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в резуль-татах общественного производства и др.

Сложная структура экономической  системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обуслов-ливают разработку множества видов экономической политики. В их числе - политика занятости, доходов, промышленная, антиин-фляционная, антимонопольная, социальная политика.

Основные цели промышленной политики в современной России состоят  в обеспечении: структурной перестройки  индустриально-го сектора путем поощрения перспективных и сворачивания убы-точных отраслей; приоритетного развития конечных, высокотех-нологичных и наукоемких производств; институциональной поддерж-ки процессов перепрофилирования отраслей и предприятий обо-ронного комплекса на выпуск гражданской продукции; содействия формированию и развитию финансово-промышленных групп, способных успешно конкурировать на мировых рынках товаров и услуг.

В качестве инструментов реализации этих целей могут быть использованы: прямые государственные инвестиции, предоставля-емые по конкурсу и направляемые на техническое обновление и реструктуризацию промышленных предприятий, играющих клю-чевую роль в национальной экономике, региональных формирова-ниях; долевое финансирование капитало-ем-ких инвестиционных проектов; конверсионные кредиты; налого-вые льготы предприятиям, способным обеспечить выпуск импортозаменяющей продукции, а также экспорт продукции перерабатывающей промышленности и др.

Повышение эффективности  хозяйствования промышленных предприятий  невозможно без развития конкурентной среды. По-этому осуществление промышленной политики взаимосвязано с мерами по демонополизации производства. Целями антимонополь-ной политики государства являются: оптимизация соотношения предприятий, различающихся по масштабам деятельности; дина-мичное развитие малого бизнеса в производственном секторе экономики; организация контроля за финансовыми потоками в сфе-ре естественных монополий; снижение пороговых барьеров для входа в отрасль новых предприниматель-ских структур; оптимальное использование ресурсов; равномерное распределение доходов и др.

Реализация этой политики требует применения комплекса вза-имосвязанных мер: финансовых, информационных и кон-сультационных правовых на основе совершенствования антимо-нопольного законодательства

3. Особенности государственного  регулирования экономики в России.

В оценке роли российского государства в переходной экономике необходимо учесть ее специфику. Последняя в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чертами общественного устройства и культурных традиций: повышенной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функционирования частного капитала, широкомасштабной практикой коллективных (артельных) форм труда.

Важно учесть и особенности действия экономических факторов, оказывающих на трансформационные процессы как негативное, сдерживающее влияние, так и позитивное. [1] К первым, например, относятся: высочайшая степень монополизации производства, изначальное отсутствие слоя частных предпринимателей -- носителей определенных ценностных ориентации и экономических интересов, разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, Совета Экономической Взаимопомощи, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и др. Ко вторым следует отнести в первую очередь уникальный состав и объем естественных ресурсов, которыми располагает Россия, высокую конкурентоспособность ее систем образования и фундаментальных научных исследований, наличие в отдельных сферах экономики (например, в аэрокосмической промышленности) технологий, зачастую не имеющих мировых аналогов.

Ориентация с самого начала экономических реформ в России на создание либеральной рыночной экономики  дала явно отрицательные результаты. В 1992 году российским Правительством был  сделан выбор в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к противоположной (либеральной рыночной экономике). Реформаторы обосновывали свой выбор, исходя из классической либеральной и неоклассической модели рыночного саморегулирования. Весь расчет строился на том, что так называемая невидимая рука -- свободный рынок -- возьмет на себя все бремя хозяйственного механизма.

Информация о работе Государственное регулирование экономики