Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы государственного регулирования экономики. 5
1.1 . Сущность государственного регулирования экономики и границы вмешательства государства в экономику. 5
1.2 Субъекты экономической политики. 11
1.3 Методы, средства и формы государственного регулирования экономики. 15
1.3.1 Лицензирование. 17
1.3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики. …………………………………………………………………………………………………..20
1.4 Модели государственного регулирования экономики. 23
1.4.1. Кейсианская модель 24
1.4.2. Неоконсервативная модель. 28
1.4.3. Великий неоклассический синтез П. Самуэльсона. 32
Глава II. Применение государственного регулирования экономики 35
2.1. Государственное регулирование ценообразования 35
2.2. Государственное регулирование подготовки и переподготовки кадров. 40
Заключение. 43
Список использованных источников. 45
Приложение А Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам направлений подготовки и специальностей (тысяч человек) 46
Приложение Б Профессиональное обучение безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости. 48
Приложение В Численность работников, прошедших дополнительное профессиональное обучение в 2010г, по видам экономической деятельности. 49

Работа состоит из  1 файл

Госрегулирование экономики.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

Финансово-технологическая  академия


КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  макроэкономике на тему:

 

Государственное регулирование экономики: его средства и методы.

 

 

 

 

Автор работы: Жукавина Ю.Д.

Группа: ЭФО-012

 

Научный руководитель: 

ст. преп. Веремеенко А.В.

 

 

 

 

 

Королев, 2012

Содержание

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.

Сочетание рыночного  и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства  и рынка принимало разнообразные  формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные  проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды.

Цель данной работы - рассмотреть  методы, пути и формы государственного регулирования экономики.

Первая глава работы посвящена рассмотрению вопроса о границах вмешательства государства в экономику страны, рассмотрению субъектов экономической политики, понятию методов, средств и форм государственного регулирования экономики. Вторая глава рассматривает регулирование ценообразования, в частности ценообразования в естественных монополиях, раскрывает сущность государственного регулирования в сфере подготовки и переподготовки кадров.

 

Глава I. Теоретические основы государственного регулирования экономики.

    1. . Сущность государственного регулирования экономики и границы вмешательства государства в экономику.

В течение всей экономической  истории экономическая роль государства  менялась.

Любое современное развитое государство  является государством со смешанной  экономикой – сочетает элементы государственного регулирования и рыночных отношений. Но степень вмешательства государства различна, зависит от доли государственной собственности.

ГРЭ – воздействие государства  в лице государственных органов  на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц  с целью придания им организованного характера, обеспечения законности и отстаивания государственных и общественных интересов.

Результат ГРЭ – разработка экономической  политики государства, которая представляет собой проводимую государством, правительством генеральную линию действий, систему мер в области управления экономикой в соответствии с целями и интересами государства.

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в  экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать  механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация  денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий  внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, составляют максимальные границы  его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся  новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства  в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

2. Конкуренция служит основным  регулирующим механизмом в экономике.  При конкуренции индивидуальные  производители и поставщики ресурсов  могут лишь приспосабливаться  к желаниям покупателей, которые  рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует  автоматически право на труд для  тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

3. Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические  болезни” рыночной экономики,  которая нуждается в проведении  антимонопольной и антиинфляционной  профилактики.

Суть государственной  антициклической политики, или регулирования  хозяйственной конъюнктуры, состоит  в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос  на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

4. Развитие фундаментальных  научных исследований с длительными  сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие  при воздействии на рыночную экономику  исторических, национальных, демографических  и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

5. Реализация национальных  интересов в мировой экономике  (регулирование внешнеэкономических  связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, - то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. [5].

 

    1.   Субъекты экономической политики.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при  аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных  интересов с государственной  экономической политикой.

Носители экономических интересов  объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие - играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Информация о работе Государственное регулирование экономики