Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы государственного регулирования экономики. 5
1.1 . Сущность государственного регулирования экономики и границы вмешательства государства в экономику. 5
1.2 Субъекты экономической политики. 11
1.3 Методы, средства и формы государственного регулирования экономики. 15
1.3.1 Лицензирование. 17
1.3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики. …………………………………………………………………………………………………..20
1.4 Модели государственного регулирования экономики. 23
1.4.1. Кейсианская модель 24
1.4.2. Неоконсервативная модель. 28
1.4.3. Великий неоклассический синтез П. Самуэльсона. 32
Глава II. Применение государственного регулирования экономики 35
2.1. Государственное регулирование ценообразования 35
2.2. Государственное регулирование подготовки и переподготовки кадров. 40
Заключение. 43
Список использованных источников. 45
Приложение А Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам направлений подготовки и специальностей (тысяч человек) 46
Приложение Б Профессиональное обучение безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости. 48
Приложение В Численность работников, прошедших дополнительное профессиональное обучение в 2010г, по видам экономической деятельности. 49

Работа состоит из  1 файл

Госрегулирование экономики.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

Некоторые положения кейнсианской теории были пересмотрены и развиты в работах представителей неокейнсианства, одни из которых (левые кейнсианцы) связывают достижения эффективного спроса с проведением отдельных прогрессивных социальных мероприятий, другие ограничиваются анализом технико-экономических факторов экономического роста.

Джон Мейнард Кейнс  стал основоположником кейнсианства. Кейнсианство акцентирует внимание на анализе макроэкономических величин (национальный доход, капитальные вложения, занятость, потребление, сбережения и др.). Предмет исследования кейнсианства - количественные закономерности в соотношении этих величин. Основные цели кейнсианства - поддержание эффективного спроса и полной занятости. Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государства, в том числе, милитаризацию экономики, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение заработной платы рабочим и другое.

Выводы

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории - макроэкономики. По этому, имя английского ученого Джона Мейнарда Кейнса необходимо помнить и обязательно рассматривать его идеи как наследие нынешним поколениям в помощь к проведению государственных экономических политик.

 

1.4.2. Неоконсервативная модель.

Кейнсианство не смогло найти адекватных ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой экономической мысли, долгое время наблюдавшей за развитием реформистских тенденций в экономике и дававшей критическую оценку используемых в рамках кейнсианства подходов.

Основные цели новой  модели неизбежно оказались другими. Актуальнейшей проблемой стала  борьба с инфляцией. Необходимо было провести глубокие структурные преобразования в экономике, осуществить реиндустриализацию на базе НТР и тем самым создать новые условия для экономического роста. Теоретической основой решения этих задач стало неоконсервативное направление в экономической мысли - монетаризм, теория рациональных ожиданий и теория экономики предложения, доказывающие решающую роль рыночной саморегуляции в экономическом прогрессе общества. Наиболее видные представители этого направления - М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер, Д. Гилдер (теория экономики предложения), Р. Лукас, Д. Мут, Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий). Основная идея новой модели: усиление позиций рынка и внутрифирменного планирования в организации экономической жизни за счет ограничения прямого государственного вмешательства в экономику и усиления индивидуалистических начал. В основе столь глубоких перемен - возврат на позиции неоклассической теории, рассматривающей рыночную экономику как надежную саморегулирующуюся систему, которая способна обеспечить сбалансированный рост при полном использовании ресурсов, отсутствии вынужденной безработицы за счет гибкости цен, заработной платы, процентных ставок и др. механизмов устойчивости. Неоклассическая модель широко использует уравнение Фишера, увязывающее денежную массу, скорость обращения денег, индекс цен и реальный ВНП. Из него следует, что поддержание равновесия в системе предполагает контроль над предложением денег как основы стабильности цен и совокупного спроса. Эти взгляды монетаристской школы экономической мысли дополняются идеей о необходимости не только контроля над совокупным спросом для борьбы с инфляцией, но в основном стимулирования предложения (теория экономики предложения). Теория рациональных ожиданий усиливает и без того скептическое отношение неоконсерваторов к целесообразности вмешательства государства в экономику. Любая макроэкономическая политика, по мнению основных теоретиков этой школы, вряд ли может улучшить положение - экономические агенты весьма хорошо приспосабливаются к изменениям среды, сводя на нет все меры правительства по ее изменению, эффект может быть только в случае наличия исчерпывающей информации у правительства и центрального банка.

Такие теоретические  позиции предопределили и соответствующую  систему мер воздействия государства  на экономику. В русле неоконсервативных  моделей, реализованных на практике правительствами Р. Рейгана в США, М. Тетчер в Великобритании, К. Танакой в Японии и др. в 80-х гг. осуществлялся целый комплекс мер по выводу государства из активной "игры" на экономическом поле и усилению конкурентных начал. Проводилась масштабная приватизация государственной собственности, радикальная реформа управления государственными предприятиями, происходило дерегулирование экономики - пересмотр и отмена многих законодательных ограничений и регламентаций (особенно в сфере труда и социальных отношений, антимонопольных мер). Сокращались масштабы перераспределения национального дохода через государственный бюджет, уменьшались как доходная, так и расходная части бюджета. Фискальная политика стимулирования спроса была признана несостоятельной в новых условиях, значение фискальной политики в целом резко снизилось. Последовательное снижение налогов, пересмотр налоговой системы и политики в целом, в частности, уменьшение прогрессивности налогообложения позволило активизировать частные инвестиции, свести на нет эффект вытеснения (государственными инвестициями частных), свойственный кейнсианской модели, упростить решение проблем структурной перестройки экономики, роста производства. Сокращение дефицита государственного бюджета и внутреннего долга основывалось на резком уменьшении госрасходов (прежде всего на социальные нужды, на содержание убыточных госпредприятий, на субсидии и дотации отраслям экономики, на содержание аппарата управления) и действительно сыграло свою роль в экономической стабилизации. Происшедшее в результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению стагфляции. Но главную роль в борьбе с инфляцией сыграла денежно-кредитная политика - последовательное ограничение денежной массы (в том числе посредством тагетирования - законодательного определения темпов роста денежной массы), эффективная процентная политика и др. Монетарная политика стала основной в системе мер неоконсерваторов. Разумная внешнеэкономическая политика также способствовала усилению конкурентных начал за счет моделей либерализации торговых и иных отношений.

Итак, неоконсервативные  подходы к государственному регулированию  ориентированы на достижение других приоритетных целей и отдают предпочтение не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-кредитной. Однозначно признается роль государства в содействии структурной и научно-технической политике - на эти направления выделялись значительные бюджетные средства.

Оценивая результаты функционирования данной модели на практике, следует отметить, что в большинстве случаев она оказалась адекватной ситуации и эффективной: инфляция была подавлена, была осуществлена структурная перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е. поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм неизбежно привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты населения, усилилась социальная дифференциация в обществе. Потенциально это рассматривается как основа возможного определенного крена в сторону кейнсианских традиций. Во всяком случае, некоторые экономисты уже в политике администрации У. Клинтона склонны видеть подобные изменения. [7].

 

1.4.3. Великий неоклассический синтез П. Самуэльсона.

Основная идея неоклассического синтеза – разработать общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты новейших исследований и все позитивное предшествующих концепций. Ставилась задача – не противопоставлять и не отвергать, а объединять подходы и позиции, сочетать решение краткосрочных задач с долгосрочной стратегией экономического развития, а стимулирование спроса согласовывать с политикой доходов, эффективность увязывать с реализацией социальных проблем, оптимальное развитие осуществлять с ростом благосостояния.

Цель идеи "неоклассического синтеза" – преодолеть разрыв между  теориями, согласовать достижения современной  науки и всё позитивное, что  содержится в работах предшественников. По мнению Самуэльсона, ведущей тенденцией в теоретических разработках является стремление соединить различные подходы к анализу экономических процессов.

В своей теории Дж. Кейнс  показал, что микроэкономика неоклассиков почти целиком нанизана на макроэкономическую систему классической школы. П. Самуэльсон же предпринял попытку совместить неоклассическую теорию с кейнсианством, т.е. микроэкономику неоклассиков нанизать на макроэкономическую схему Дж. Кейнса. Так возникла идея великого неоклассического синтеза (ВНС).

В основе ВНС лежат  две основные предпосылки:

1. Макроэкономика – это не что-то отдельное и самостоятельное, поскольку её функциональные связи формируются из множества микроэкономических процессов (согласно неоклассическим теориям и в целом сохраняющим свою силу).

2. Современная экономическая система может бороться с безработицей и инфляцией, если в ней удастся совместить 2 начала:

• свободу поведения производителя и потребителя;

• эффективное воздействие государства на рынок.

Характерной чертой становится использование различных способов экономического анализа, широкое применение экономико-математических методов. Математические модели и расчеты помогают уточнить логические обоснования, выявить функциональные взаимосвязи, проверить выводы и предсказания.

Становится ясным, что  для анализа функционирования экономики как единого целого необходимы различные подходы, а не разные науки. Поэтому не может быть 2-х принципиально разных теорий для анализа хозяйственных систем в их неодинаковых состояниях и на различных этапах.

"Неоклассический синтез" нацеливает на поиски согласований, взаимоприемлемых выводов между различными, борющимися концепциями, представителями разных школ и направлений. "Синтез" - это своего рода общая тенденция, традиция в развитии американской экономической мысли. Она отражает, прежде всего, состояние и специфику американской экономической системы. Между тем как позитивная, так и нормативная экономическая наука всегда учитывают национальные условия и развиваются в национальных форматах.

Для неоклассического синтеза  характерно расширение и Углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения. Была создана, в частности, серия работ по проблемам экономического роста. Широко используются для проведения экономических исследований методы математики, статистические  группировки и оценки. Представители этого направления способствовали созданию эконометрики — экономико-статистической школы, опирающейся на конкретные измерения емкости рынков отдельных товаров.                           

“Синтез” представляет собой не только углубление тематики,  но и разработку новых проблем, обогащение методических подходов, инструментов экономического анализа.             

Kaк известно, у Маршалла в центре исследования находились категории и взаимосвязи микроэкономики (цены, издержки, предпринимательская деятельность). Кейнс показал взаимосвязь агрегированных величин: совокупного спроса и совокупного предложения, структуры валового национального продукта. Представители неоклассического синтеза стремятся устранить разрыв между макро- и микроэкономикой, объединить их в единое целое.                                     

 

Глава II. Применение государственного регулирования экономики

2.1. Государственное регулирование ценообразования

Регулирование ценообразования  необходимая часть государственной  политики. В зависимости от состояния  экономики степень такого воздействия  государства на цены меняется. Оно  позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики.

Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия  – это саморегулирование. Оно  осуществляется в связи с тем, что производитель несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем.

Саморегулирование - это  совокупность норм и правил, которые  должны соблюдать контрагенты не рынке.

Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками.

При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам.

На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), также может распространяться государственное регулирование. [9].

Государственное регулирование  ценообразования в естественных монополиях.

Регулирование цен и  тарифов на услуги естественных монополий  является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового  регулирования ценообразования.

К естественным монополиям отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Цены на продукцию  отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место  в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях, относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых задач российской экономики.

Информация о работе Государственное регулирование экономики