Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы государственного регулирования экономики. 5
1.1 . Сущность государственного регулирования экономики и границы вмешательства государства в экономику. 5
1.2 Субъекты экономической политики. 11
1.3 Методы, средства и формы государственного регулирования экономики. 15
1.3.1 Лицензирование. 17
1.3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики. …………………………………………………………………………………………………..20
1.4 Модели государственного регулирования экономики. 23
1.4.1. Кейсианская модель 24
1.4.2. Неоконсервативная модель. 28
1.4.3. Великий неоклассический синтез П. Самуэльсона. 32
Глава II. Применение государственного регулирования экономики 35
2.1. Государственное регулирование ценообразования 35
2.2. Государственное регулирование подготовки и переподготовки кадров. 40
Заключение. 43
Список использованных источников. 45
Приложение А Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам направлений подготовки и специальностей (тысяч человек) 46
Приложение Б Профессиональное обучение безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости. 48
Приложение В Численность работников, прошедших дополнительное профессиональное обучение в 2010г, по видам экономической деятельности. 49
В качестве примера можно привести график, отображающий индексы тарифов на грузовые перевозки по Российской Федерации в 2011-2012гг. (Рисунок 1)
Рисунок 1 – Индексы тарифов на грузовые перевозки по РФ в 2011-2012гг
На графике показано:
Государственное регулирование цен в естественных монополиях направлено на решение следующих основных задач:
В целях решения названных задач Федеральным законом «О естественных монополиях» предусмотрены следующие основные методы регулирования:
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В качестве примера можно привести таблицу (Приложение А).
Современный человек живёт и
действует в условиях, требующих
высокого профессионализма и значительных
интеллектуальных усилий. Если в прошлые
времена принятию правильных решений
мешал в основном дефицит информации,
то в наши дни, напротив, помехи создаёт
её избыток. Усложнившиеся социально-экономические
процессы, повысившаяся уязвлённость
людей со стороны внешних воздействий,
уплотнившиеся информационные потоки,
явный недостаток на их осмысление, возросшие
конкурентность и агрессивность – всё
это обуславливает довольно высокие требования
к выпускникам профессионально технических
училищ, колледжей и средних специальных
учебных заведений.
В настоящее время мы живём в обществе,
в котором знания становятся капиталом
и главным ресурсом экономики, поэтому
необходимо предъявлять новые и более
жёсткие требования к профессиональной
подготовке рабочих кадров.
Формирование рынка труда при переходе к рыночной экономике тесно связано с преобразованием структуры общественного производства и занятости населения.
Одним из основных направлений активной политики занятости является повышение качества рабочей силы путём развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (профессионального обучения) безработных граждан и незанятого населения, способствующих их участию в общественном производстве. (Приложение Б)
Развитие рабочих кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.
Возрастающее значение профессионального обучения для предприятия и значительное расширение потребностей в нём в последние тридцать лет привели к тому, что предприятия взяли на себя обновление квалификации своих работников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом.
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки рабочего к выполнению новых производственных функций, решению новых задач. Предприятия создают специальные методы и системы управлением профессиональным развитием – управления профессиональным обучением, развитием карьеры.
Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства – от 2 до 10 % фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитии своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т. е. увеличения вклада каждого работника в достижении организационных целей. (Приложение В)
Заключение.
Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики – необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.
Правовое обеспечение рыночных отношений – средство государственного регулирования экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.
Необходимое условие эффективного государственного регулирования – учет интересов субъектов рыночных отношений.
Государственный сектор экономики – важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.
При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.
Прогнозирование и планирование являются инструментами не только командно-административной, но и рыночной экономики.
Государственный контроль и надзор – эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.
Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность – это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.
Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
Список использованных источников.
1&part=47.
Таблица 1.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Всего |
в том числе | |||||
бакалав- |
дипломи- | |||||
Выпущено специалистов - всего |
1108,9 |
1125,3 |
1166,9 |
1177,8 |
93,1 |
1084,7 |
в том числе по группам |
||||||
физико-математические науки |
17,1 |
17,4 |
17,1 |
16,5 |
6,8 |
9,7 |
естественные науки |
17,5 |
17,5 |
17,2 |
16,7 |
3,7 |
13,0 |
гуманитарные науки |
180,0 |
183,4 |
191,3 |
192,5 |
13,6 |
178,9 |
социальные науки |
16,6 |
16,9 |
18,1 |
18,2 |
1,8 |
16,4 |
образование и педагогика |
135,9 |
131,7 |
131,2 |
125,5 |
9,2 |
116,3 |
здравоохранение |
31,3 |
32,1 |
33,0 |
33,3 |
- |
33,3 |
культура и искусство |
17,5 |
17,4 |
19,0 |
19,7 |
1,0 |
18,7 |
экономика и управление |
363,8 |
376,1 |
394,1 |
408,8 |
22,1 |
386,7 |
информационная безопасность |
2,3 |
2,8 |
3,3 |
3,6 |
- |
3,6 |
сфера обслуживания |
10,0 |
11,6 |
13,6 |
14,5 |
0,2 |
14,3 |
сельское и рыбное хозяйство |
37,3 |
37,1 |
37,5 |
36,7 |
1,6 |
35,1 |
геодезия и землеустройство |
4,2 |
4,6 |
5,0 |
5,7 |
0,4 |
5,3 |
геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
14,0 |
14,3 |
15,1 |
15,4 |
1,4 |
14,0 |
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
30,5 |
29,5 |
29,6 |
29,4 |
5,4 |
24,0 |
металлургия, машиностроение и материалообработка |
31,0 |
29,6 |
29,9 |
28,4 |
4,4 |
24,0 |
авиационная и ракетно- космическая техника |
5,8 |
5,7 |
5,9 |
5,9 |
0,6 |
5,2 |
оружие и системы вооружения |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
- |
0,6 |
морская техника |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,4 |
0,2 |
4,2 |
транспортные средства |
32,3 |
34,2 |
35,1 |
35,8 |
1,1 |
34,7 |
приборостроение и оптотехника |
9,5 |
9,0 |
9,4 |
9,3 |
1,9 |
7,4 |
электронная техника, радиотехника и связь |
18,9 |
19,1 |
18,9 |
18,2 |
3,5 |
14,7 |
автоматика и управление |
14,7 |
15,8 |
17,0 |
16,6 |
2,5 |
14,1 |
информатика и вычислительная техника |
23,8 |
24,7 |
26,3 |
26,7 |
4,3 |
22,3 |
химическая и биотехнологии |
14,3 |
12,9 |
12,9 |
12,8 |
1,8 |
11,0 |
воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
6,7 |
7,0 |
6,6 |
6,7 |
0,4 |
6,2 |
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
20,9 |
20,3 |
20,7 |
19,2 |
0,9 |
18,3 |
архитектура и строительство |
36,2 |
37,3 |
40,9 |
43,0 |
3,5 |
39,5 |
безопасность |
11,7 |
12,4 |
13,3 |
13,9 |
0,8 |
13,0 |
Приложение Б Профессиональное
обучение безработных граждан, состоящих
на учете в государственных
Таблица 2
Всего |
из них | |||
прошли |
прошли |
повысили квалифи- | ||
Прошли профессиональное обучение - всего |
||||
2008 |
259343 |
99883 |
117736 |
41605 |
2009 |
393622 |
136745 |
195533 |
61344 |
2010 |
449733 |
155146 |
223288 |
71299 |
Из числа прошедших обучение: |
||||
Женщины |
||||
2008 |
165657 |
50949 |
81473 |
33126 |
2009 |
217833 |
64187 |
111443 |
42203 |
2010 |
238969 |
70690 |
120986 |
47293 |
молодежь в возрасте 16-29 лет |
||||
2008 |
152676 |
71766 |
61478 |
19365 |
2009 |
229661 |
93992 |
105721 |
29948 |
2010 |
244108 |
100598 |
112877 |
30633 |
граждане, уволенные с военной службы |
||||
2008 |
2814 |
1428 |
1190 |
196 |
2009 |
8097 |
3434 |
3990 |
673 |
2010 |
13261 |
5486 |
6717 |
1058 |