Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы государственного регулирования экономики. 5
1.1 . Сущность государственного регулирования экономики и границы вмешательства государства в экономику. 5
1.2 Субъекты экономической политики. 11
1.3 Методы, средства и формы государственного регулирования экономики. 15
1.3.1 Лицензирование. 17
1.3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики. …………………………………………………………………………………………………..20
1.4 Модели государственного регулирования экономики. 23
1.4.1. Кейсианская модель 24
1.4.2. Неоконсервативная модель. 28
1.4.3. Великий неоклассический синтез П. Самуэльсона. 32
Глава II. Применение государственного регулирования экономики 35
2.1. Государственное регулирование ценообразования 35
2.2. Государственное регулирование подготовки и переподготовки кадров. 40
Заключение. 43
Список использованных источников. 45
Приложение А Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам направлений подготовки и специальностей (тысяч человек) 46
Приложение Б Профессиональное обучение безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости. 48
Приложение В Численность работников, прошедших дополнительное профессиональное обучение в 2010г, по видам экономической деятельности. 49

Работа состоит из  1 файл

Госрегулирование экономики.doc

— 443.00 Кб (Скачать документ)

В качестве примера можно  привести график, отображающий индексы  тарифов на грузовые перевозки по Российской Федерации в 2011-2012гг. (Рисунок 1)

 

 

 

 

Рисунок 1 – Индексы тарифов на грузовые перевозки по РФ в 2011-2012гг

На графике показано:

  1. Индексы тарифов на грузовые перевозки по РФ посредством всех видов транспорта в середине 2011г (с июля по сентябрь) возросли на 17% по сравнению с началом года. Однако дальше следует небольшой спад на 7%, а в начале 2012г снова идет возрастание до прежнего уровня.
  2. Индексы тарифов на внутренний водный транспорт в марте 2011г были самыми низкими (97%) но в январе 2012г был зафиксирован максимум.
  3. Индексы тарифов на железнодорожный транспорт на протяжении всего 2011г стабильны – 118%. Однако с начала 2012г делают резкий скачок – 122%.
  4. Индексы тарифов на автомобильный транспорт в 2011г тоже довольно стабильны: в начале года – 114% , в середине – 118%, в конце – 119%. Но в начале 2012г также как и индексы ж/д транспорта стремительно увеличиваются и достигают 125%.
  5. Индексы тарифов на трубопроводный транспорт «скачут» на протяжении всего 2011г. До марта – 101%, с апреля по июнь – 115%, с июля по сентябрь – 128%, с октября по декабрь – 110%. В начале 2012г стабильно 109%.
  6. Индексы тарифов на воздушный транспорт весь 2011г имеют небольшую динамику – от 116% до 119%. В первом квартале 2012г производится резкий скачок до 139%.
  7. Индексы тарифов на морской транспорт к концу 2011 повышаются с 99-102% до 109-110%. В январе 2012г зафиксирован максимум – 116%, а дальше снова спад – 112%.

 

Государственное регулирование  цен в естественных монополиях направлено на решение следующих основных задач:

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний- монополистов (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
  • определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных затрат;
  • создание экономических условий, при которых предприятиям естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии, повышать эффективность использования инвестиций;
  • использование ценового механизма государственного регулирования деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической политики;
  • выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью обеспечения их рационального развития.

В целях решения названных  задач Федеральным законом «О естественных монополиях» предусмотрены  следующие основные методы регулирования:

  • установление цен или назначение их предельного уровня;
  • определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения;
  • контроль за деятельностью субъектов естественных монополий в области перехода прав собственности, инвестиций, отношений аренды;
  • контроль за деятельностью субъектов естественных монополий при движении акционерных капиталов. [6].

 

 2.2.  Государственное регулирование подготовки и переподготовки кадров.

 Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке.      

Современное производство предъявляет  высокие требования к рабочим  кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В качестве примера можно привести таблицу (Приложение А).

Современный человек живёт и  действует в условиях, требующих  высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Если в прошлые  времена принятию правильных решений мешал в основном дефицит информации, то в наши дни, напротив, помехи создаёт её избыток. Усложнившиеся социально-экономические процессы, повысившаяся уязвлённость людей со стороны внешних воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность – всё это обуславливает довольно высокие требования к выпускникам профессионально технических училищ, колледжей и средних специальных учебных заведений.  
В настоящее время мы живём в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять новые и более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих кадров.

Формирование рынка труда при  переходе к рыночной экономике тесно  связано с преобразованием структуры общественного производства и занятости населения.

Одним из основных направлений активной политики занятости является повышение  качества рабочей силы путём развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (профессионального обучения) безработных граждан и незанятого населения, способствующих их участию в общественном производстве. (Приложение Б)

Развитие рабочих кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.

Возрастающее значение профессионального  обучения для предприятия и значительное расширение потребностей в нём в последние тридцать лет привели к тому, что предприятия взяли на себя обновление квалификации своих работников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом.

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки рабочего к выполнению новых производственных функций, решению новых задач. Предприятия создают специальные методы и системы управлением профессиональным развитием – управления профессиональным обучением, развитием карьеры.

Ведущие организации затрачивают  на профессиональное развитие значительные средства – от 2 до 10 % фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитии своих  сотрудников, от которых она ожидает  отдачи в виде повышения производительности, т. е. увеличения вклада каждого работника в достижении организационных целей. (Приложение В)

 

 

Заключение.

Государственное регулирование - объективная  необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики – необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

Правовое обеспечение рыночных отношений – средство государственного регулирования экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

Необходимое условие эффективного государственного регулирования  – учет интересов субъектов рыночных отношений.

Государственный сектор экономики – важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.

При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание  как прямых, так и косвенных  методов.

Прогнозирование и планирование являются инструментами не только командно-административной, но и рыночной экономики.

Государственный контроль и надзор – эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.

Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование  как на панацею от всех социально-экономических  проблем неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и  «провалы» государства. Экономическая  эффективность – это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.

Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

 

Список использованных источников.

  1. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. Губин Е. М., 2001.
  2. Планирование в системе государственного регулирования экономики. Ревенков А.М., 2001.
  3. URL: http://s9e.ru
  4. URL: http://studyport.ru/ekonomika/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-ego-formyi-i-metodyi
  5. URL: http://topknowledge.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=2758:2011-09-01-17-16-49&catid=116:2011-08-15-06-47-41&Itemid=79
  6. URL: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=

     1&part=47.

  1. URL: http://www.elective.ru/arts/eko01-k0096-p05148.phtml
  2. URL: http://www.gks.ru
  3. URL: http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls5_4.htm.

 

 

Приложение А Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам направлений подготовки и специальностей (тысяч человек)

     Таблица 1.

 

2007

2008

2009

2010

Всего

в том числе

бакалав- 
ры и магистры

дипломи- 
рованные специа- 
листы

Выпущено специалистов - всего

1108,9

1125,3

1166,9

1177,8

93,1

1084,7

в том числе по группам  
   направлений подготовки  
   и специальностей:

           

физико-математические науки

17,1

17,4

17,1

16,5

6,8

9,7

естественные науки

17,5

17,5

17,2

16,7

3,7

13,0

гуманитарные науки

180,0

183,4

191,3

192,5

13,6

178,9

социальные науки

16,6

16,9

18,1

18,2

1,8

16,4

образование и педагогика

135,9

131,7

131,2

125,5

9,2

116,3

здравоохранение

31,3

32,1

33,0

33,3

-

33,3

культура и искусство

17,5

17,4

19,0

19,7

1,0

18,7

экономика и управление

363,8

376,1

394,1

408,8

22,1

386,7

информационная безопасность

2,3

2,8

3,3

3,6

-

3,6

сфера обслуживания

10,0

11,6

13,6

14,5

0,2

14,3

сельское и рыбное хозяйство

37,3

37,1

37,5

36,7

1,6

35,1

геодезия и землеустройство

4,2

4,6

5,0

5,7

0,4

5,3

геология, разведка и разработка полезных ископаемых

14,0

14,3

15,1

15,4

1,4

14,0

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

30,5

29,5

29,6

29,4

5,4

24,0

металлургия, машиностроение и материалообработка

31,0

29,6

29,9

28,4

4,4

24,0

авиационная и ракетно- космическая техника


5,8

5,7

5,9

5,9

0,6

5,2

оружие и системы вооружения

0,6

0,6

0,6

0,6

-

0,6

морская техника

4,4

4,3

4,3

4,4

0,2

4,2

транспортные средства

32,3

34,2

35,1

35,8

1,1

34,7

приборостроение и оптотехника

9,5

9,0

9,4

9,3

1,9

7,4

электронная техника, радиотехника и связь

18,9

19,1

18,9

18,2

3,5

14,7

автоматика и управление

14,7

15,8

17,0

16,6

2,5

14,1

информатика и вычислительная техника

23,8

24,7

26,3

26,7

4,3

22,3

химическая и биотехнологии

14,3

12,9

12,9

12,8

1,8

11,0

воспроизводство и переработка лесных ресурсов

6,7

7,0

6,6

6,7

0,4

6,2

технология продовольственных  продуктов и потребительских  товаров

20,9

20,3

20,7

19,2

0,9

18,3

архитектура и строительство

36,2

37,3

40,9

43,0

3,5

39,5

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

11,7

12,4

13,3

13,9

0,8

13,0


 

 

Приложение Б Профессиональное обучение безработных граждан, состоящих  на учете в государственных учреждениях  службы занятости.

            Таблица 2

 

Всего

из них

прошли  
первона- 
чальное обучение

прошли  
перепод- 
готовку

повысили квалифи- 
кацию

Прошли профессиональное обучение - всего

       

2008

259343

99883

117736

41605

2009

393622

136745

195533

61344

2010

449733

155146

223288

71299

Из числа прошедших обучение:

       

Женщины

       

2008

165657

50949

81473

33126

2009

217833

64187

111443

42203

2010

238969

70690

120986

47293

молодежь в возрасте 16-29 лет

       

2008

152676

71766

61478

19365

2009

229661

93992

105721

29948

2010

244108

100598

112877

30633

граждане, уволенные с военной службы

       

2008

2814

1428

1190

196

2009

8097

3434

3990

673

2010

13261

5486

6717

1058

Информация о работе Государственное регулирование экономики